Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов. Сороковые Сороковые эпитеты

Предметная неделя учителей русского языка и литературы на тему: «Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся на уроках и внеурочной работе»

Козина Т.Н. – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного учреждения «Гимназия с углублённым изучением английского языка №8 г.Евпатории Республики Крым».

Урок литературы в 6 классе

Тема: Произведения о Великой Отечественной войне. Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа Любовь к Родине, ответственность за нее в годы жестоких испытаний.

Цель: ознакомить учащихся с содержанием стихотворения.

Задачи : 1. Помочь учащимся представить описываемые события, ощутить трагическое положение страны и народа в годы войны.

2. Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм.

3. Развивать у детей навык выразительного чтения, умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, способность давать оценку актёрского чтения.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Проверка д/з.

О каком этапе истории нашей страны шла речь на прошлом уроке литературы?

С чьим стихотворением мы познакомились?

Какова его тема? Какие мысли и чувства оно вызывает у нас?

Назовите художественные средства, которые вы выписали из стихотворения? Как они передают мысли автора?

Почему поэты и писатели писали и пишут о войне?

Для чего гам знать их произведения сейчас, когда войны нет?

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Но оно написано не в те страшные годы, а через 20лет после. Понаблюдаем, какой видит войну очень молодой тогда поэт Давид Самойлов, как он описывает нам её, сравним его стихи со стихотворением К.Симонова, будем совершенствовать своё выразительное чтение и оценивать чтение актёра.

2.Запись темы. Просмотр презентации, которая содержит краткий рассказ о поэте Д.Самойлове.

3.Подготовка к выразительному чтению . Самостоятельное чтение молча.

4.Чтение вслух . Учащиеся читают стихотворение вслух.

5. Прослушаем стихотворение ещё раз в исполнении мастера художественного слова. (фонохрестоматия) Беседа:

Сравните два исполнения стихотворения. Какое чтение вам кажется более выразительным и почему?

Кому удалось лучше передать это изменение – ученику или актёру? Почему?

6. Словарная работа .

Вдумаемся в стихотворение. Всё ли вам понятно?

Что означают слова и словосочетания: РОКОВЫЕ, ЗАМУРЗАННАЯ УШАНКА, НЕУСТАВНАЯ ЗВЁЗДОЧКА, КИСЕТ, МУНДШТУК НАБОРНЫЙ, БАЛАГУРЮ, ПАЙКУ НАДВОЕ ЛОМАЮ?

(Записываем слова, объясняем и подбираем, где можно, синонимы.)

7.Анализ стихотворения . Беседа:

О чём говорится в стихотворении? Какова его тема?

Как изображает поэт войну?

Какой художественный приём используется в первом четверостишии? Какие чувства передают эпитеты?

Какие синтаксические средства помогают автору передать всю полноту картины? (Однородные члены предложения, повторяющиеся союзы дают подробное описание молодого бойца, его характера и бодрого настроения).

Что значат выражения «…в меня запало…», «…во вне очнулось…»? (Война оставляет в душе человека глубокий след: трагизм военных лет человек помнит всю жизнь, осмысляя его с возрастом всё глубже»). Как называется этот троп?

Посмотрите на концовку стихотворения. Как вы понимаете, что такое «кольцевая композиция»? Почему автор использует этот приём?

Каким приёмом коротко и выразительно поэт передаёт масштаб народной трагедии? («Война гуляет по России…» - олицетворение.)

8. Сделаем выводы и запишем их в тетради.

Тема стихотворения: Великая Отечественная война.

Основные мысли: 1). Война стала великой трагедией для всего нашего народа, несла нам смерть и разрушения. Миллионы людей лишились крови и испытывали страдания.

2). Но русский народ стойко выдерживает все испытания. Молодой боец хоть и ранен, но полон оптимизма: он весел, бодр и, безусловно, верит в свою победу.

Вывод: Стихотворение изображает противоестественность войны и несгибаемость духа нашего народа.

9..Работа с учебником. Чтение статьи.

Что нового вы узнали из статьи?

10. Повторное чтение стихотворения. (Можно - по строфе)

12. Чтение мини-сочинений .

IY . Итог урока. Сравните стихи Симонова и Самойлова. Что у них общего и чем они отличаются?

Y . Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.

Давид Самуилович Самойлов (Кауфман) , (1.06.1920 – 23.02.1990), советский поэт и переводчик, лауреат Государственной премии СССР

Родился в еврейской семье. Отец - известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892-1957); мать - Цецилия Израилевна Кауфман (1895-1986).

В 1938-1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года в районе станции Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

После выздоровления продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

В урочище Карбусель, 23 марта 1943 года. Давид, будучи пулеметчиком, прорвался во вражеский окоп и в одиночку уничтожил троих неприятелей в рукопашном бою. За отвагу в атаке и совершенный подвиг Самойлов получил медаль «За отвагу».

Самойлов в годы войны.

Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 661/н от: 14.06.1945 года автоматчик 3-й отдельной моторазведроты развед. отдела штаба 1-го Белорусского фронта ефрейтор Кауфман награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин.

В годы войны Самойлов не писал стихов - за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и других.

Уже после окончания войны, в июне 1945 года, Самойлову вручили третью награду – орден Красной Звезды за то, что взял в плен немецкого унтер-офицера, давшего ценные сведения советской разведке.

Первая публикация произведений поэта состоялась в 1941 году, под настоящим именем автора – Давид Кауфман, сборник назывался «Охота на мамонта». В период учебы в МИФЛИ Самойлов познакомился с Сергеем Сергеевичем Наровчатовым, Михаилом Валентиновичем Кульчицким, Борисом Абрамовичем Слуцким, Павлом Давыдовичем Коганом, которым посвятил стихотворение «Пятеро». Этих авторов позднее стали называть поэтами военного поколения.

Самое известное стихотворение Давида Самуиловича, посвященное войне, называется «Сороковые, роковые…».

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

В нем представлена обобщенная тема войны и проблема военного поколения. Но при этом Самойлов в творчестве не затрагивал политических тем.

По окончании войны поэт зарабатывал переводами и писал сценарии для радиопередач. Литературное признание пришло к Самойлову только в 1970 году, после выхода сборника стихотворений под названием «Дни». Став известным, Давид Самуилович не вел светской жизни в литературных кругах, но активно общался с Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Николаем Любимовым, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом

В 1972 году вышла в свет поэма «Последние каникулы», где перекликаются различные исторические периоды и страны в путешествии главного героя по Германии. Кроме военных и исторических тем, есть у Самойлова пейзажная лирика (например, стихотворение «Красная осень») и произведения о любви («Беатриче»). Любовная лирика поэта на удивление спокойна и холодна, в ней нет страстей, свойственных этому жанру. Часто творчество Самойлова сравнивают с Пушкиным: в лирике Давида Самуиловича присутствует пушкинианство в форме биографического мифа.

Д.Самойлов. Дуэт для скрипки и альта. Читает Константин Райкин.

Помимо собственных стихотворений поэт переводил произведения зарубежных авторов, писал сценарии для театральных постановок, тексты песен для фильмов. Несмотря на серьезные темы в творчестве поэта, часто его упоминают в качестве авторов стихов из детства. Книги для детей Самойлов писал в 80-е годы ХХ века. Детские произведения наполнены историзмом, любовью к Родине и русскому народу.

Вернувшись героем с войны, Давид в 1946 году женился на Ольге Лазаревне Фогельсон. Ольга была искусствоведом по специальности. В браке Кауфманы имели единственного сына Александра. Александр Кауфман (псевдоним Александр Давыдов) пошел по стопам отца, став переводчиком и прозаиком.

Однако в первом браке семейная жизнь Давида не сложилась. Поэт повторно женился на Галине Ивановне Медведевой, в браке с которой родились Пётр, Варвара и Павел.

С семьей.

В 1974 году Самойлов с семьей уехал из Москвы в город Пярну (Эстония).

Хотя политических взглядов Самойлов не высказывал, сотрудники Комитета государственной безопасности СССР постоянно присматривали за жизнью и творчеством Самойлова, но это не пугало поэта.

“А вот и старость подошла…”. Читает К. Райкин.

Умер поэт 23 февраля 1990 года, в городе Пярну, на сцене театра во время своего выступления на юбилейном вечере Бориса Пастернака.

Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

В июне 2006 года в Москве была открыта мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду Самойлову. Она расположена на доме, где он прожил более 40 лет, - на пересечении улицы Образцова и площади Борьбы.

Д.Самойлов «Сороковые» (подготовка к ЕГЭ) Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 Г. Реж «Сороковые» Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку... А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало – Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов Д.Самойлов

  • Д. Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Са-марканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.
Задания
  • 1. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует олицетворение.
  • 2. Укажите размер, которым написано стихотворение Д.С. Самойлова «Сороковые» (без указания количества стоп).
3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 3. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 1) звукопись
  • 2) инверсия
  • 3) сравнение
  • 4) повтор
  • 5) гипербола
4. Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.
  • 4. Укажите приём, предполагающий повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк, к которому прибегает автор в пятом четверостишии.
  • 5. Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?
Сочинения
  • 1. Как в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» отображены сила духа и жизнелюбие военного поколения?
  • 2. Какие произведения отечественных поэтов посвящены Великой Отечественной войне и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Д.С. Самойлова «Сороковые»?
Материалы к сочинению № 1
  • Мы видим общую картину сурового военного време-ни, беды, горя. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смыс-ловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания. Кар-тину разорванного войной мира дополняют звуковые обра-зы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «пого-рельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны.
Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», слышимый читателем перестук вагонных колёс, горькая картина разрухи воссоздают «сороковые, роковые», страшные, жестокие, незабываемые годы войны.
  • Эпитеты «военные и фронтовые», «похоронные», «эшелонные», слышимый читателем перестук вагонных колёс, горькая картина разрухи воссоздают «сороковые, роковые», страшные, жестокие, незабываемые годы войны.
Три безличных предложения передают мироощущение человека на войне («Просторно. Холодно. Высоко»). Каждое воспринимается неоднозначно. В сочетании эти слова вызывают впечатление чего-то значительного, важного, напряжённого, ощущение народной трагедии. Со строкой «И погорельцы, погорельцы…», кочующие к востоку, связывается огромная тема: народ, его судьба, Родина.
  • Три безличных предложения передают мироощущение человека на войне («Просторно. Холодно. Высоко»). Каждое воспринимается неоднозначно. В сочетании эти слова вызывают впечатление чего-то значительного, важного, напряжённого, ощущение народной трагедии. Со строкой «И погорельцы, погорельцы…», кочующие к востоку, связывается огромная тема: народ, его судьба, Родина.
Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре-красной поры жизни - юности. Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо-го слилась с судьбой страны.
  • Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и пре-красной поры жизни - юности. Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которо-го слилась с судьбой страны.
Материалы к сочинению № 2
  • 941 поэт и писатель ушли на фронт и 417 не вернулись назад. Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесёт война, в их стихах – мотив жертвенности. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
  • Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
Поэты-фронтовики
  • А.Сурков
  • К.Симонов
  • П.Коган
  • М.Кульчицкий
  • Д.Самойлов
  • Ю.Друнина
  • С.Орлов
  • Э.Асадов
  • С.Гудзенко
  • Б.Окуджава
  • М.Джалиль
Интернет-источники
  • http://festival.1september.ru/articles/647527/
  • http://fs1.ppt4web.ru/images/54691/108945/640/img5.jpg
  • http://www.playcast.ru/uploads/2017/05/04/22494027.png
  • http://www.mdou14lip.ru/files/images/pozdravliaem/455.gif
  • http://s40.radikal.ru/i090/1105/4d/60602197f277.jpg
  • http://agencyvolnyostrov.ru/autothumbs.php?img=/images/vystavki/xaldey_5a_480_341.jpg

Тема: «Сороковые, роковые» (поэзия Великой Отечественной войны).

Цель:

познакомить учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны;

 развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся,

Прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству.

Оборудование : презентация к уроку, музыкальное сопровождение.

Методические приёмы : комментарии учителя, беседа, выразительное чтение и анализ стихотворений.

Эпиграф:

Солдаты мы.

И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад,

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

Н.Старшинов.

Ход урока.

  1. Звучит мелодия песни «Священная война»
  2. Вступительное слово учителя.

1941-1945. Чёрточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: четыре года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

Война всё подчинила себе, не было у народа более важной задачи, чем одолеть захватчиков. И перед литературой со всей остротой и определённостью встали задачи изображения и пропаганды освободительной войны. Я не случайно употребила слово «пропаганда», вообще-то чуждое искусству. Но тут был исключительный случай, ибо пропаганда не воспринималась как обязанность, принудительно навязанная властями, она была душевной потребностью, реальной возможностью практического участия своим искусством в народной войне. Для писателей, поэтов, художников война была не материалом для книг и картин, а судьбой – народа и их собственной. Их жизнь тогда мало отличалась от жизни их героев.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне, -

писала А.А.Ахматова, у которой был большой счёт к советской власти. В годину всенародной беды вновь зазвучал и голос Ахматовой, и Пастернака, и ненавистного Сталину Платонова.

Писатели вместе со своим народом встали на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и пулемёт … и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Именно эти жанры, мобильные и оперативные, заняли в литературе главенствующее положение. А среди них особую роль играла поэзия. Именно она помогала людям жить, давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу.

В золотой фонд нашей литературы вошли произведения, созданные в годы войны поэтами Исаковским и Твардовским, Симоновым и Сурковым, Ахматовой и Пастернаком, Друниной и Берггольц и многими другими.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтами, которые на войну ушли, по словам Н.Майорова, «не долюбив, не докурив последней папиросы».

  1. Звучит мелодия песни «Вальс» в исполнении С.Ротару.
  2. Выступление ученика (заранее подготовленного).

Поколение молодых людей, которым в начале войны было по 18-20 лет, понесло самые страшные потери. Подсчитано, что из каждых ста воевавших этого возраста остались в живых только трое. Погибли, не успев допеть свою последнюю песню, поэты Николай Майоров, Павел Коган, Семён Гудзенко, Михаил Кульчицкий. Из тех немногих, кто, пройдя через огонь и дым, поражения и победы, остался в живых, вышло немало талантливых поэтов и писателей. Среди них Михаил Дудин, Михаил Луконин, Давид Самойлов, Сергей Орлов. Они прошли всю войну, одновременно становясь солдатами и поэтами. Не случайно С.Орлов в одном из стихотворений писал:

Я, может быть, какой-нибудь эпитет –

И тот нашёл в воронках под огнём.

Я порохом пропахнувшие строки

Из-под обстрела вынес на руках.

  1. Чтение и анализ стихотворений.

А) коллективная работа. Чтение и анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые» /Приложение 1/.

Б) работа в группах:

1 группа – стихотворение С.Орлова «Его зарыли в шар земной»/ приложение 2/

2 группа – стихотворение М.Дудина «Соловьи» /приложение 3/

3 группа – стихотворение М.Луконина «Обелиск» / приложение 4/

  1. Выступление представителей групп.
  1. Заключительное слово учителя.

Над облаками и веками

Бессмертной музыки хвала –

Россия русскими руками

Себя спасла и мир спасла.

Сияет солнце, вьётся знамя,

И те же вещие слова:

«Ребята, не Москва ль за нами?»

Нет, много больше, чем Москва!

Это стихотворение было написано в мае 1945 года, в небольшом городке Биарицце, что на юге Франции, русским поэтом Георгием Ивановым, эмигрантом, изгнанником, классовым врагом, «стопроцентным белогвардейцем», как он сам себя называл. Эти люди, эмигранты, и в годы войны оставались противниками советского строя. Но их истерзанные сердца были с «вечной родиной». И русская эмиграция тогда с честью исполнила свой патриотический долг. Подтверждение – прочитанное стихотворение.

Сегодня мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия Великой Отечественной войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Берггольц, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.

  1. Слушаем песню «Журавли» (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова)
  1. Домашнее задание. Письменная работа. Анализ стихотворения (по выбору учащихся)

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Д.Самойлов.

Сороковые.

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

ЗАДАНИЕ.

  1. Как вам кажется, стихотворение написано во время войны или много лет спустя?
  2. Каковы особенности композиции стихотворения?
  3. Какие строки в нём повторяются и чем достигается их особая выразительность?
  4. Перечитайте последние строки. Какое отношение к военному времени и своему поколению в них звучит?

Анализ стихотворения Д.Самойлова «Сороковые»

Стихотворение о войне. Но написано оно спустя 20 лет после её начала – в 1961г. Почти все глаголы стоят в настоящем времени, но по интонации, настроению стихотворения мы понимаем, что перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, осмысляющего свою военную юность.

Стихотворение очень интересно построено. Кольцевая композиция: две первые и последняя строфы представляют собой как бы крупный план, дают картину, обобщение. Три центральные строфы – картина воспоминание, передающая авторское отношение себя зрелого к себе юному.

Вчитаемся в каждую часть.

Первые 2 строфы – общая картина сурового военного времени. Очень выразительна первая строфа. Слово «роковые». Оно многозначно: трудные, страшные, тревожные, отнявшие много жизней. По звучанию ассоциируется с разрывом снаряда, эхом после него. Автор создаёт картину военного времени (войска, фронт, смерть, дорога), а дальше каждый переживший войну дополняет её своими представлениями, воспоминаниями. Поэтому и стоит многоточие.

Во 2-ой части поэт обращается к себе тогдашнему. Выхвачен эпизод войны, напоминающий фотографию: «А это я на полустанке». Кругом война, горе, но 20 лет берут своё. Основная интонация – доброе, чуть ироничное отношение к себе, юному, наивному, самоуверенному.

3 часть. Шестая строфа – чёткий ритм, обилие глаголов в прошедшем времени – всё это помогает почувствовать обобщение6 сливаются судьбы страны и героя.

Седьмая строфа – повтор строк.

Предварительный просмотр:

Приложение 2.

С.Орлов

* * *

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

ЗАДАНИЕ.

  1. Какие строки стихотворения кажутся вам наиболее яркими, необычными?
  2. Как они помогают понять идейный смысл стихотворения?
  3. Как оценивает поэт смерть простого солдата, «без званий и наград»?
  4. Какое значение в стихотворении имеет строчка «Руками всех друзей»?

Анализ стихотворения С.Орлова «Его зарыли в шар земной».

Стихотворение было написано в дни войны, в 1944г. Оно сразу обратило на себя внимание, запомнилось, поразило.

Необычно звучит уже первая строка. Умирает солдат, его хоронят товарищи. «Его зарыли в …» Как было бы привычно сказать? В яму, в могилу, в землю. А поэт говорит «в шар земной». Этими словами сразу показаны величие, грандиозность подвига простого солдата «без званий и наград». Далее эта мысль продолжается, приобретая поистине космические размеры:

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

В этих строках - мотив вечной памяти. Вся земля – мавзолей. А мавзолеи строят выдающимся людям. Положен солдат «руками всех друзей…». Орлов воспевает солдатскую дружбу, фронтовое братство. Когда солдата хоронят, к нему будто прикасаются руки «всех друзей», прощаясь. Они тоже причастны к подвигу солдата, его боевые друзья.

Итак, стихотворение - о подвиге простого солдата. В нём воспевается бессмертие и память, дружба и мир, но в нём есть и Космос, и Вечность, т.е. подвиг солдата так велик, сто никогда не будет забыт, раз весь земной шар стал мавзолеем солдата.

Послушайте, как его оценивают критики-профессионалы:

«Шар земной – мавзолей солдату – вот образ, который (на эмоциональной основе) поднимает стихотворение к высотам поэтического обобщения, к высотам искусства» (Ал.Михайлов «Тайны поэзии»).

Предварительный просмотр:

М.Дудин

Соловьи.

Смерть на войне обычна и сурова.

И всё-таки мы воздух ловим ртом

При гибели товарищей. Ни слова.

Не говорим. Не поднимая глаз,

В сырой земле выкапываем яму.

Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас

Остался только пепел, да упрямо

Обветренные скулы сведены.

Ещё рассвет по листьям не дрожал,

И для острастки били пулемёты…

Вот это место. Здесь он умирал –

Товарищ мой из пулемётной роты.

Тут бесполезно было звать врачей,

Не дотянул бы он и до рассвета.

Он не нуждался в помощи ничьей.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас, и молча ждал конца,

И как-то улыбался неумело.

Загар сначала отошёл с лица,

Потом оно, темнея, каменело.

Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.

Запри все чувства сразу на защёлку.

Вот тут и появился соловей,

Несмело и томительно защёлкал.

Потом сильней, входя в горячий пыл,

Как будто настежь вырвавшись из плена,

Как будто сразу обо всём забыл,

Высвистывая тонкие колена

Мир раскрывался. Набухал росой

Как будто бы ещё едва означась,

Здесь рядом с нами возникал другой

В каком-то новом сочетанье качеств.

Как время, по траншеям тёк песок.

К воде тянулись корни у обрыва,

И ландыш, приподнявшись на носок,

Заглядывал в воронку от разрыва.

Ещё минута. Задыми сирень

Клубами фиолетового дыма.

Она пришла обескуражить день.

Она везде. Она непроходима.

Ещё мгновенье. Перекосит рот

От сердце раздирающего крика, -

Но успокойся, посмотри: цветёт,

Цветёт на минном поле земляника.

Лесная яблонь осыпает цвет,

Пропитан воздух ландышем и мятой…

А соловей свистит. Ему в ответ

Ещё – второй, ещё – четвёртый, пятый.

Звенят стрижи. Малиновки поют.

И где-то возле, где-то рядом

Раскидан настороженный уют

Тяжёлым громыхающим снарядом.

А мир гремит на сотни вёрст окрест,

Как будто смерти не бывало места,

Шумит неумолкающий оркестр,

И нет преград для этого оркестра.

Весь этот лес листом и корнем каждым,

Ни капли не сочувствуя беде,

С невероятной, яростною жаждой

Тянулся к солнцу, к жизни и к воде.

Да, это жизнь. Её живые звенья,

Её крутой, бурлящий водоём.

Мы, кажется, забыли на мгновенье

О друге умирающем своём.

Горячий луч последнего рассвета

Едва коснулся острого лица.

Он умирал. И, понимая это,

Смотрел на нас и молча ждал конца.

Нелепа смерть. Она глупа. Тем более

Когда он, руки разбросав свои,

Сказал: «Ребята, напишите Поле:

У нас сегодня пели соловьи».

И сразу канул в омут тишины

Трёхсотпятидесятый день войны.

Он не дожил, не долюбил, не допил,

Не доучился, книг не дочитал.

Я был с ним рядом. Я в одном окопе,

Как он о Поле, о тебе мечтал.

И может быть, в песке, в разрытой глине,

Захлёбываясь в собственной крови,

Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине:

У нас сегодня пели соловьи».

И полетит письмо из этих мест

Туда, в Москву, на Зубовский проезд.

Пусть даже так. Потом просохнут слёзы,

И не со мной, так с кем-нибудь вдвоём

У той поджигородовской берёзы

Ты всмотришься в зелёный водоём.

Пусть даже так. Потом родятся дети

Для подвигов, для песен, для любви.

Пусть их разбудят рано на рассвете

Томительные наши соловьи.

Пусть им навстречу солнце зноем брызнет

И облака потянутся гуртом.

Я славлю смерть во имя нашей жизни.

О мёртвых мы поговорим потом.

1942г.

Лирико-романтическая баллада М.Дудина «Соловьи» - одно из лучших лирических стихотворений военных лет.

Дошло свидетельство о том, как было воспринято стихотворение солдатами, находящимися на переднем крае, такими же защитниками Родины, как умирающий герой стихотворения, как его товарищ.

«Я познакомился со стихами М.Дудина на крохотном бугорке, возвышавшемся среди Синявинских болот. Какой-то шутник назвал этот бугорок на торфяном поле «островом Святой Елены». Сюда можно было пробраться лишь поздней ночью, когда небо серело и немцы не могли вести прицельный огонь. Мы лежали в неглубоком, по колено, окопе. Со всех сторон нас осаждали несметные стаи комаров, и, пренебрегая запретом, солдаты почти не выпускали изо рта длинные, как патроны для противотанковых ружей, махорочные цигарки в палец толщиной.

В одной из газет, предназначенных для изготовления этих цигарок, я и увидел дудинских «Соловьёв». Трудно передать ощущение от первого прочтения их. Стихи не просто взволновали. Они сразу же сделали автора нашим другом. Далеко не все солдаты, оборонявшие «остров Святой Елены», были любителями поэзии. Но и они оказались во власти её. Они нисколько не сомневались в том, что стихи сочинил их однополчанин, ибо такое и так мог написать лишь человек с переднего края».

Молдавский Дм. О Михаиле Дудине, блокаде, стихах на войне и нашем поколении. – Л., 1965. –с.32.

Предварительный просмотр:

М.Луконин

ОБЕЛИСК.

Вы думаете – нет меня,

Что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне.

А вы грустите.

Вы говорите обо мне,

Звеня словами.

А если и забыли вы…

Тогда простите.

Да. Это было всё со мной,

Я помню, было.

Тяжёлой пулей разрывной

Меня подмыло.

Но на поверхности земной

Я здесь упрямо.

Я только не хожу домой.

Прости мне, мама.

Нельзя с бессменного поста

мне отлучиться,

Поручена мне высота

всей жизни мира.

А если отошёл бы я

иль глянул мимо –

Представьте,

что бы на земле могло случиться!

Да, если только отойду –

нахлынут, воя,

как в том задымленном году,

громя с разбега,

пройдут мимо меня

вот тут,

топча живое,

кровавым пальцем отведут

все стрелки века.

Назад – во времена до вас,

цветы детсада,

за часом час –

до Волжской ГЭС ещё задолго,

так – год за годом –

в те года у Сталинграда,

в года,

когда до самых звёзд горела Волга.

В год сорок …

В самый первый бой,

в огонь под Минском,

в жар первой раны пулевой

в год сорок первый…

Нет, я упал тогда в бою с великой верой,

и ветер временем гудит над обелиском.

Приложение 4.

Не жертва, не потеря я –

ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня

шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

угроза жизни –

живой

я бы пошёл опять

навстречу снова!

Нас много у тебя, страна,

да, нас немало.

Мы – это весь простор земной

в разливе света.

Я с вами.

Надо мной шумит моя победа.

А то, что не иду домой,

прости мне, мама.

ЗАДАНИЕ.

  1. Почему стихотворение называется «Обелиск»?
  2. Чем вы объясните, что оно построено в форме лирического монолога?
  3. Какое настроение помогает создать эта особенность композиции?
  4. Перечитайте финал стихотворения (со слов «Не жертва, не потеря я…»). Какое чувство в нём выражено?
  5. Определите идею стихотворения.

Анализ стихотворения М.Луконина «Обелиск»

Стихотворение Мих.Луконина «Обелиск» написано в 1963г. Обелиск-памятник, монумент солдату, не вернувшемуся с войны. Силой поэзии, он, погибший, остаётся с живыми, на своём своём боевом посту, чтобы быть с людьми, помогать им. Стихотворение написано в форме лирического монолога. Солдат-обелиск обращается к живущим:

Вы думаете - нет меня,

Что я не с вами?

Ты, мама, плачешь обо мне

А вы грустите,

Вы говорите обо мне,

Звеня словами.

А если и забыли вы…

Тогда простите.

Такая форма придаёт стихотворению особую взволнованность, искренность.

Погибший солдат продолжает осознавать свою высокую ответственность:

Нельзя с бессменного поста

Мне отлучиться,

Поручена мне высота

Всей жизни мира.

Он не хочет, чтобы его жалели, оплакивали:

Не жертва, не потеря я -

Ложь, что ни слово.

Не оскорбляйте вы меня

Шумихой тризны.

Да если бы вернулась вспять

Угроза жизни –

Живой

Я бы пошёл опять

Навстречу снова.

Он всегда с нами, он чувствует, как «ветер времени гудит над обелиском». И каждый из тех, кто погиб в годы войны, оставаясь в нашей память, всегда с нами: Слайд 2

Солдаты мы. И это наша слава, Погибших и вернувшихся назад. Мы сами рассказать должны по праву О нашем поколении солдат. Ник. Старшинов «Сороковые, роковые»

Писатели вместе со всем народом встали на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и пулемёт … и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. Именно эти жанры, мобильные и оперативные, заняли в литературе главенствующее положение. А среди них особую роль играла поэзия, которая помогала людям жить, давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу. В золотой фонд русской литературы вошли произведения, созданные в годы войны поэтами Исаковским и Твардовским, Симоновым и Сурковым, Ахматовой и Пастернаком, Берггольц и Друниной.

С.Гудзенко Н.Майоров И.Уткин П.Шубин Г.Суворов М.Кульчицкий Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы. Н.Майоров. «Мы». 1940

Д.Самойлов Сороковые Сороковые, роковые, военные и фронтовые, Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку… А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, а мы такие молодые!

Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, а мы такие молодые!

«А МЫ ПРОШЛИ ПО ЭТОЙ ЖИЗНИ ПРОСТО …» Сергей Орлов «Я, может быть, какой-нибудь эпитет – И тот нашёл в воронках под огнём»

Сергей Орлов. Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат, Всего, друзья, солдат простой, Без званий и наград. Ему как мавзолей земля – На миллион веков, И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков. На рыжих скатах тучи спят, Метелицы метут, Грома тяжёлые гремят, Ветра разбег берут. Давным – давно окончен бой.. Руками всех друзей Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей…

Трёхсотпятидесятый день войны. Ещё рассвет по листьям не дрожал, И для острастки били пулемёты… Вот это место. Здесь он умирал – Товарищ мой из пулемётной роты. Смотрел на нас, и молча ждал конца, И как-то улыбался неумело. Загар сначала отошёл с лица, Потом оно, темнея, каменело. Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней. Запри все чувства сразу на защёлку. Вот тут и появился соловей, Несмело и томительно защёлкал. Мих. Дудин Соловьи.

Нельзя с бессменного поста м не отлучиться, п оручена мне высота в сей жизни мира. М.Луконин Я с вами. Надо мной шумит моя победа. А то, что не иду домой, п рости мне, мама.

Над облаками и веками Бессмертной музыке хвала – Россия русскими руками Себя спасла и мир спасла. Сияет солнце, вьётся знамя, И те же вещие слова: «Ребята, не Москва ль за нами?» Нет, много больше, чем Москва! Г.Иванов, 1945г

12 Девятое мая – великая дата! Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом, Когда бы и прадеды наши и деды Для нас не добыли великой Победы!


Осенью 1912 года Иван Алексеевич Бунин сказал корреспонденту «Московской газеты»: «...мною задумана и даже начата одна повесть, где темой служит любовь, страсть. Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась. И я чувствую настоятельную необходимость написать об этом».

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...

Есть еще немаловажная проблема, к которой сегодня приковано внимание и литературной общественности, и многочисленных поклонников поэзии Есенина, и, конечно же, средств массовой информации. За последнее время появилось множество статей и публикаций с «версиями» о смерти Есенина. Сразу же заметим. Интерес к поэту, к последнему году его жизни и ко всем обстоятельствам, связанным так или иначе с уходом Есенина из жизни, в наши дни - естественен и закономерен.