Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Почему меня пугают черно белые фотографии. Почему люди размещают в соцсетях загадочные черно-белые снимки

Вы тоже заметили этот странный флешмоб на Вк и Фейсбук? Пользователи соцсетей в последнее время всё чаще постят у себя на страницах загадочные фотографии. Прошло два года после того, как Землю обошел ice bucket challenge, а мы по-прежнему встречаем очередные вирусные вызовы. Ведро с ледяной водой всё же было понятнее, а смысл новых акций с каждым днем становится все тоньше.

Новый вирусный «вызов» является ещё более загадочным. Он не предлагает пользователям никакого объяснения вообще. Люди выкладывают на свои страницы в Facebook и Вк собственные черно-белые фотографии с надписью «вызов принят», часто пометив друзей в комментариях, чтобы бросить им вызов. Друзья делают то же самое.

После того, как натыкаешься на несколько подобных сообщений, задумываешься «что происходит?». Начинаешь «гуглить»: почему люди делают это. И таки находишь объяснение, вот несколько из них от топ топов инфо .

Большинство людей говорят, что челендж с черно-белыми фотографиями проходит для повышения осведомленности людей о раке. Идея заключается в том, чтобы заполнить ленты новостей черно-белыми фотографиями на знак поддержки борьбы с болезнью. Может быть это связано с какой-либо крупной благотворительной организацией, хотя ни о каких пожертвованиях или других действиях пока речи не идет.

Наиболее вероятно, что кто-то начал акцию с добрыми намерениями обратить внимание людей на проблему, а детали проекта потерялись где-то по пути. Возможен и тот вариант, что причину придумали после того, как акция набрала оборотов и стала «вирусной». Интересно, что некоторые люди делятся своими снимками с объяснением, почему они их разместили.

Белое
борется насмерть
с черным
чтобы лечь на нем костьми
но найти в нем
просвет

Вячеслав Куприянов

Наверно этот вопрос я слышу наиболее часто:

— Почему черно-белое?

— Я видел у тебя этот снимок цветным, зачем ты сделал его черно-белым? Он был гораздо лучше…

Итак: черно-белое против цвета… Спор этот родился с появлением первых цветных фотографий и продолжается до сих пор, практически не утихая. При этом ведется он как на уровне любителей, так и профессионалов. И даже очень популярный в последнее время вопрос «цифра или пленка» не смог затупить ни цветных, ни черно-белых мечей.

Когда мне задают этот вопрос, я честно отвечаю: «Не знаю. Мне просто нравится черно-белые фотографии». И в принципе этот ответ удовлетворяет всех… кроме меня самого. Вот сейчас я и хочу попытаться найти ответ «для себя».

Для начала отмечу, что я фотографирую зеркальным цифровым фотоаппаратом NIKON D70 в цвете (он не имеет черно-белого режима) и перевожу снимок в черно-белый уже на компьютере. Зачем?

Надо сказать, я не сразу стал так делать. Первые мои снимки были цветные. Если они мне не нравились — я их просто выбрасывал. Но в один прекрасный день я заметил, что фотография мне в принципе нравится, вот только тот красный плащ слева все портит. Как же его убрать, черт возьми!? Кадрировать не получается. Хоть бери и перекрашивай его в серо-буро-малиновый…. А может просто в серый? Точнее сказать в черно-белый?

Итак, первая причина моего перехода на черно-белый — возможность спрятать недостатки цветного снимка. Но это только первая и чисто внешняя причина.

Пойдем дальше. Одно из самых главных отличий фотографии от всех прочих видов искусства — это документальность. Там где художник (поэт, режиссер) создает новую действительность, фотограф просто копирует существующую. Казалось бы чего здесь сложного.… Казалось бы. Но вопрос здесь даже не в сложности, а в самой природе документальности. Какое же это искусство, если все сделано до тебя и для тебя. Осталось только в нужный момент нажать на кнопку…. Где же тут Искусство? Вопрос этот очень сложный и я не собираюсь здесь на нем останавливаться. Приведу только одну фразу замечательного фотографа Анри Картье-Брессона «Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды».

Стоп. Мы ведь говорим о черно-белой фотографии. При чем же здесь искусство, документальность…? Очень даже «при чем». Именно черно-белая фотография оказывается довольно далекой от действительного мира, оставаясь при этом документальной. Поясню на примере.

В ноябре 2004 года я разместил в клубе Foto.ru фотографию выступающего на митинге оратора. Приведу фрагмент обсуждения этой фотографии:

Зритель: Сильный образ. В кожаном плаще, в коричневой рубахе... Даже страшно!

Я: Рубашка правда темно-синяя…

Каюсь: я был не прав…. Это один из часто встречающихся моментов, когда фотография оказывается умнее своего создателя. Рубашка на самом деле оказалось коричневой , независимо от того, что было надето на моем герое в тот момент. В этом сила черно-белой фотографии: оставаясь документальной, она оставляет гораздо больше пространства для анализа, фантазии, размышлений и т.д. Она дает возможность спрятать некоторые мелкие детали и перейти к обобщению. Короче говоря, черно-белая фотография (в большей степени, чем цветная) отдалена от жизни и ближе…. к чему? Хочется сказать к искусству, но для этого мало быть оторванным от жизни.

Итак, главная причина моего «ухода» к черно-белой фотографии: на пути от документальности к художественности она стоит гораздо ближе к последней.

Нужно сказать, что на этом пути меня подстерегала неожиданная трудность. Оказалось, что цветная и черно-белая фотография очень разные вещи и об этом нужно думать во время нажатия на «пуск» — или даже до этого. Часто обрабатывая фотографии на компьютере, я замечал, что фотография не смотрится в цвете из-за каких-то незначительных элементов (скажем, прохожий в синем плаще мешает главному герою в красных штанах). Но черно-белый вариант еще хуже… черт знает почему. Как с этим бороться? Теоретически очень просто: постарайтесь увидеть мир (или, по крайней мере, ту его часть, которую Вы собираетесь присвоить) в черно-белом свете. Практически это очень сложно, почти невозможно. Но… пытаться стоит.

Нет ничего удивительного в том, что черно-белое фото привлекает новичков, вдохновленных работами Рене Мальтета, Артура Элгорта, и конечно же, Анри Картье-Брессона. Но, по-прежнему, мало кому удается сделать свои работы лучше, просто переведя их в ч/б. Это довольно капризный жанр с особым характером… но давайте ближе к делу: как понять, что кадр по-настоящему “просится” в данный формат обработки?

Мы упомянули слово “обработка” неслучайно, ведь одна из самых распространенных ошибок начинающих — включать режим ЧБ непосредственно на фотокамере. Для того чтобы сделать ваши фото черно-белыми лучше использовать специализированный софт, благо существуют бесплатные программы для обработки фотографий. Только так вы сможете добиться нужного вам эффекта и не испортить изображения.

Наиболее уверенными кандидатами в ЧБ являются снимки, на которых хочется подчеркнуть разницу фактур. Допустим, у вас модель с нежной фарфоровой кожей в соломенной шляпке или свитере грубой вязки. Иногда контраст скрывается еще глубже, чем во внешней фактуре, например, когда в одном кадре перед нами представители разных поколений или здания разных эпох и стилей.

“Закос под старину”. Это, пожалуй, самый распространенный повод перевести фото в ЧБ. Хорошо смотрятся в черно-белом здания романтической или индустриальной эпохи. Но, хотелось бы подчеркнуть, что монохромность — не главная отличительная черта старинных фотокарточек, которые мы в данном случае пытаемся имитировать.

“Пленочный эффект” — это также особый динамический диапазон фотографии, зернистость, атмосферность фото. В следующем материале мы обязательно коснемся этих тем подробнее.

Кстати, перевод фото в черно-белое вы можете рассмотреть как один из вариантов для уникализации фото и как способ получить уникальные картинки для сайта.

Часто ЧБ помогает спасти карточку, провальную по цветовому решению или с наличием неуместных деталей, слишком ярких и привлекающих ненужное внимание. Часто бывает (особенно у начинающих), что модель приходит на съемку в комплекте одежды, очень неудачно сочетающихся или слишком ярких цветов. Вообще, наряды “кислотных” оттенков очень сильно заглушают природную красоту и очень мало кому по-настоящему идут. Что делать в таких случаях, вы уже догадались.

Иногда зрителю нужно помочь сфокусироваться на содержании фото, а не форме. Если ваш профиль — репортажка, прибегать к ЧБ придется часто.

Вообще, важно выработать у себя черно-белое видение любой картинки. Это очень помогает абстрагироваться от несущественных деталей, прочувствовать и поймать суть кадра. Пусть эталоном для вас станут черно-белые фото фотографов старой школы, старайтесь рассматривать их почаще. Очень помогает развиваться просмотр черно-белых фильмов, причем как старых (например, советская экранизация повести “Белый клык” Джека Лондона), так и поновее, вплоть до “Города грехов” Родригеса-Тарантино. Это не только вдохновит вас на новые подвиги в области ЧБ фотографии, но и гарантированно улучшит ваши навыки по композиции, кадрированию, видению световых пятен.

Есть различные точки зрения на счет черно-белой фотографии. Некоторые считают, что это было техническим ограничением прошлого, которое нужно преодолеть и двигаться дальше. В то время как другие видят в ней творческий выбор, который нужно изучать на больших глубинах.

Технологии конструирования камеры улучшаются с большим упором на улучшение цветовых диапазонов, так почему вы принимаете решение снимать или обрабатывать свои изображения в черно-белом? В этой статье мы рассмотрим пять причин, по которым вы можете снимать или конвертировать ваши изображения в черно-белые.

1. Черно-белые фотографии помогаю видеть иначе

Старые «мастера» фотографии снимали в черно-белом изначально, потому что у них не было выбора. Даже с появлением Kodachrome, который представил миру цветную фотографию, черно-белая все еще существовала. А все потому, что черно-белая фотография была (и для некоторых все еще есть) фотографией в ее самой чистой форме.

Когда вы удаляете цвет, акцент смещается к другим композиционным элементам изображения. Сюда входят линии, форма и текстура, контрасты и тона.

Имея это в виду, очевидно, что не все изображения хорошо преобразуются в черно-белые. Поэтому посмотрите на все элементы и выделите то, с чем еще вы должны работать, помимо цвета.

Часто черное и белое помогает развить другую перспективу того, что мы привыкли видеть, и что воспитывает наш фотографический глаз.

2. Черно-белое устраняет отвлекающие элементы

Вы привыкли видеть мир в цвете, и в этом нет ничего плохого. Иногда это способствует тому, что другие элементы и детали теряются или воспринимаются как должное. Некоторые элементы (выделенные ранее), необходимые для отличной фотографии, включают контраст, текстуру, освещение и форму.

Когда вы снимаете черно-белые фотографии, вы бросаете вызов себе, чтобы удалить отвлечение цветом. К ним относятся цветовые оттенки и различия в цветовой температуре (источники окружающего света), а также конкретные яркие элементы, которые могут находиться на заднем плане или отвлекать от вашей истории.

Монохромные снимки заставляют вас сосредоточиться на форме и текстуре при составлении композиции. Если акцент делается на совместном использовании цветов, то эти элементы иногда пропускаются. В черно-белой фотографии отвлекающие цвета переводятся в оттенки серого.

3. Черно-белая фотография предлагает творческий выбор

Поскольку ваш мир цветной, можно с уверенностью сказать, что цветная фотография изображает реальность и более реалистична. Таким образом, черно-белая фотография рассматривается как толкование реальности, или как вы интерпретируете то, что видите.

Когда вы удаляете цвет, вы не только изолируете разные элементы, но и вынуждены искать, как они соотносятся друг с другом. Это поможет вам изучить и создать различные способы рассказать свою историю.

Когда вы убираете цвет, вы удаляете то, что ваш зритель привык видеть. Теперь вам нужно найти более сильные элементы сцены и выяснить, как их использовать, чтобы передать то, что вы хотите изобразить.

4. Добавляет эмоции или настроение

Что-то в вариации тональных диапазонов, богатых черных и глубоких контрастов привлекает нас психологически. Это создает связь, которая заставляет вас остановиться и обратить внимание на то, что изображено.

Многие фотографы используют черно-белые изображения для повествования о своих путешествиях и в уличной фотографии, а также при изображении религиозных или культурных мероприятий. Монохромный в некоторых жанрах соединяет и усиливает эмоции и настроение.

5. Черно белая фотография вне времени

Несмотря на то, что это последний пункт в списке, это все же одна из наиболее распространенных причин, по которым некоторые фотографы снимают в черно-белом. Монохромная фотография воспринимается все времени.

Черно-белые фотографии, кажется, превосходят реальность и возвращают вас в прошлое время. Исторически сложившиеся цветовые схемы, которые были характерны для некоторых типов пленки, или тенденций в цифровой фотографии могут обозначить дату создания ваших изображений. Удаление цвета не дает возможности выяснить, когда изображение было сделано.

Бонус

Вам больше не нужно представлять, как будет выглядеть ваша сцена в черно-белом цвете, поскольку современные технологии камеры позволяет вам попробовать это на месте и посмотреть, работает ли она. Хотя некоторые фотографы предпочитают снимать в черно-белом сразу, другие предпочитают снимать в цвете, а затем обрабатывать или преобразовывать свои изображения в черно-белые, чтобы получить другой или лучший тональный диапазон.

Примечание. Если вы снимаете в формате RAW и задаете в настройках монохромный режим, то при предварительном просмотре на ЖК-дисплее увидите изображение в черно-белом. Но все цвета будут сохранены в данных файла и будут доступны на этапе последующей обработки. Это дает вам лучшее из обоих миров - быстрый предварительный просмотр в черно-белом и возможность конвертации позже.

Это изображение было снято черно-белым, используя монохромные настройки камеры.

Это изображение было снято в цвете, а затем преобразовано в черно-белое.

Заключение

Хотя черно-белая фотография все еще играет важную роль в фотографии, обратите внимание, что не все предметы хорошо переносятся в этот режим. Несмотря на то, что сильная композиция не зависит от цвета, иногда сила фотографии - ее цвет. Вот почему хорошо знать, когда использовать черный и белый.

Если вас интересует монохромность, найдите другие элементы композиции, такие как текстура, форма, линии и контраст. Поэкспериментируйте со съемкой и обработкой черно-белых изображений и выясните, что вам нравится больше.