Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Бог света — Солнце — Любовь. Исследование образа

Древняя цивилизация Египта не разработала такой стройной концепции о разделении власти богов, которая позже появилась в Элладе. Бог света и солнца в Египте - это Ра (верховное божество), Атум (более раннее божество) и Гор. В Элладе к солярным богам относили Гелиоса и Феба, который в европейское сознание вошел через римскую мифологию под именем Аполлона.

Солярные божества Египта

Главной причиной тепла и света в представлении древних египтян было солнце. Только в древней Японии и у инков можно найти столь мощный гелиоцентризм. Большинство мифов о космогонии формировалось в Гелиополе. Первое место в них занимает бог света и солнца Ра. Он возник из недр извечного водного хаоса, не имея ни отца, ни матери. В пассивной, мрачной и холодной среде появилось полная противоположность - животворящее и деятельное начало. Первоначально бог света Ра представлялся как птица, и его движение по небосводу мыслилось как полет. В Гелиополе, где почитали Атума, который позже слился с Ра, возник миф о появлении великого светила как феникса.

Другой бог солнца - Гор. Его изображали соколом. Внешний облик светила первоначально был далек от человеческого. Оно принимало форму гепарда, птицы, саранчи, скарабея, который катит солнечный диск по небосклону.

Изображения и функции бога Ра

В дальнейшем бог Ра изображался антропоморфно, но с головой птицы или рогами.

Каждый вечер его ладья подплывает к западным горам, где кончается земля и открывается преисподняя. В ней он сражается с ужасным огромным змеем, имеющим длину более двухсот метров, - Апопом, который каждый день поглощает всю воду, побеждает его и возвращает воду людям. В засушливом Египте это очень почиталось и считалось главной функцией бога.

Противоположность - лунный свет

Свет луны появляется после солнецного, поэтому, как утверждает книга «Древний Египет. Скифский мир» (составитель И. Химик), бог лунного света Тот подчинялся богу Ра. Другие верования рассказывали, что луна и солнце появились из глаз одного и того же существа.

Тот властвовал над Луной, спасал и охранял ее, возвращал на свое место на небе. Он ведал и соблюдал порядок астрального цикла, управлял гармонией и справедливостью мира.

Кроме того, он был богом счета, летоисчисления и мудрости. На основе фаз Луны древние составляли очень точные календари. Египтяне считали, что Тот изобрел письменность, сотворил магические и ритуальные книги. Он покровительствовал писцам, врачам, а также всем видам знаний. В загробном царстве Тот помогал Осирису и Ра вести суд, записывая результаты взвешивания сердца покойного. Он выступал в виде павиана, ибиса или человека. Город Гермополь стал центром его культа.

В древней Элладе

Богов эллины с самого начала представляли как людей, только с гипертрофированными чертами, то есть выше, сильнее, красивее, более умелыми. Они брали какое-то человеческое качество и доводили его до абсолюта, до нечеловеческих пределов. По такому нехитрому принципу образовывался греческий пантеон. Для самих греков было ощущение, что бог - это местный царь. У него есть своя область, свой город, какой-то кусок равнины или островов, над которыми он властвует, а в другие сферы он не вмешивается. Такова была первичная

Потом греческую религиозную историю определила борьба светлого и темного начала. В конце концов боги тьмы отступили, и победил культ разума. В материальном смысле это воплощало борьбу Феба и Диониса.

Аполлон и Дионис - главные соперники, они дополняли друг друга. Аполлон - бог света, покровитель наук, разума, искусств. Его начало - логичное, научное, математическое, рациональное, светлое, служило противоположностью экстатического, бурного, темного начала Диониса.

Златокудрый Феб

Сияющий и лучезарный Аполлон был сыном Зевса и земной женщины Латоны, которая, спасаясь от преследований Геры, родила на острове Делос детей-близнецов Аполлона и Артемиду. Когда родился бог света, то остров весь засверкал под потоками лучей Солнца. Его кормили амброзией и нектаром. На 4-й день после рождения он уже победил в битве ужасного змея Пифона, который опустошал окрестности Дельф. Впоследствии Дельфы стали центром культа Аполлона. Туда шли паломники за прорицаниями. В святилище сидела жрица-пифия, которая предсказывала волю Зевса.

Аполлон - кифаред и покровитель наук

Аполлон, бог света и искусства, всегда носил при себе кифару, из которой он вызывал божественные звуки и пел под них. Все музыканты завидовали искусству Аполлона. Равных ему не было.

Это был молодой прекрасный мужчина, но ему не везло в любви. Он полюбил Кассандру и наделил ее даром прорицания, а когда она отказала, то сделал так, что люди не верили ее предсказаниям. Он влюбился в нимфу Дафну, но она, спасаясь от его преследований, превратилась в лавровое дерево. С тех пор в память о ней Феб всегда носил венок из лавра.

Кроме того, он имел лук с золотыми стрелами, кифару и колесницу. В ней он пускался в путь по небу. Аполлон был охранителем стад, богом-врачевателем, предводителем и покровителем муз. В это верили народные низы. В среде рыбаков, крестьян были самые архаичные и примитивные представления: богов надо задобрить, принести им какую-нибудь жертву. Простой человек о богах не задумывался. Он жил суевериями.

Развитие греческих верований

Образованное греческое общественное мнение не относилось к богам всерьез. У них возникла мысль, что движущей силой мироздания был закон («номос») как совокупность закономерностей, и боги ему подчинялись.

У образованных эллинов сложился интеллектуальный дискурс. Он включал математику, философию, поэзию, в которой идея божественного занимала очень небольшое значение. Так развивалась греческая религиозная и научная мысль, которая впоследствии повлияла на всю европейскую цивилизацию.

С утратой ритуалов поклонения, потеряна сопричастность к нуминозному. Вспышки на Солнце и магнитные бури на Земле стали для нас повседневными космическими явлениями. Но поиск причины мы заменили исследованием ее последствий. И сегодня постепенно забывается самое важное для человека чувство - чувство священного.
Виктория Андреева

Солнце. Аполлон. «De Sphaera». Codex Estansis Latinus 209. Modena. Biblioteca. 15 век

Солнце - небесный огонь, единственное, что может быть видимо одними и теми же существами от утренней до вечерней зари; это - звезда, зримая днем, существо вечное, одушевленное, величайшее. Платон. Определения

В последний день Масленицы в центре Москвы открыт памятник – медведь с блином в лапе, поднимающий его над головой (конъюнкция хтонического и солярного символов). Блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Получается так, что весь этот год я провела взаимодействуя с обоими символами, но по-разному. В моем личном материале преобладали хтонические образы, в том числе медведь и очень мало солярных, зато в работах клиентов с точностью до наоборот. Может быть поэтому обращаюсь опять к этой теме, в последний день масленицы.
В рисунках и песочницах очень часто встречается солнечная символика: вращающееся колесо; диск; круг с центральной точкой; круг в окружении лучей; лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие как свет, так и жар Солнца; лицо в окружении лучей; глаз; паук в центре своей паутины с исходящими от него во все стороны лучами; солнечные птицы и животные, такие как орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь, крылатый или хохлатый змей, китайский дракон; белое Солнце ассоциируется с солнечными животными, а Черное Солнце связано со змеей и хтоническими силами; плод на Древе Жизни.
По тому где и как изображено солнце на рисунке мы можем думать об отношениях с отцом реальным и небесным. «Видимый отец мира есть солнце, огонь небесный; поэтому отец, бог, солнце, огонь – мифологические синонимы.
Солнце в рисунках и песочных картинах такое разнообразное и по форме и по наполнению, оно может быть разного цвета и иметь свои особенные свойства. Например, когда опеки и заботы слишком много на рисунке может появиться два очень жарких солнца или, если тепла в отношениях не хватает, солнце даже не помещается на листке и мы видим только уголок. В одной из песочных картин взрослый клиент расположил солнечные диски в родительских углах и изобразил движение к ним за теплом и светом.

И совсем другие смыслы, когда солнце в центре песочницы освещает и согревает все пространство. В работе «Символы трансформации» Юнг описывает следующую цепь ассоциаций: певец — поющая утренняя звезда — бог звука — создатель мира -бог света – солнце – огонь — любовь. «Если почитают бога, солнце или огонь, то поклоняются интенсивности и силе (энергии), в других словах, явлению психической энергии как таковой, либидо…Один человек извлекает идею бога из солнца, а другой – поддерживает это нуминозное чувство тем, что наделяет солнце богоподобным значением…»
Солнце может изображаться антропоморфно, имея определенные части тела. В моей работе было два схожих между собой сюжета в рисунках детей 6 и 7 лет: солнце дотягивалось своим лучом до дома в центре картины и согревало его своим теплом. Амплификация подобного образа есть у Юнга:

«У одного живописца немецкого средневековья мы встречаем изображение: с неба спускается труба и направляется под одеяние Марии. В трубе слетает в образе голубя Святой дух, чтобы оплодотворить Божью Матерь. Однажды я имел возможность наблюдать галлюцинацию у одного пациента-шизофреника: он сказал мне, что видит фаллос в состоянии эрекции на солнце. Это странное безумие долго оставалось мне непонятным, пока я не познакомился с видениями литургии Митры. Ничего нет поэтому удивительного, если солнечный диск наделялся не только руками и ногами, но и фаллосом.» (коллективная идея оплодотворяющей силы Солнца)

Обращаясь к образу Солнца, попробую передать особенности образа, погрузиться в его огромную энергию.

Веками человечество относилось к Солнцу с особым почтением. Небо всегда было пространством священного, а Солнце обожествлялось всеми народами Земли. Своим небесным ритмом оно задает порядок и организует жизнь людей. Его видимый путь по небу отражается в мифах и ярко представлен в традиционных праздниках всех культур мира.
Возродить древнее трепетное отношение к нашему дневному светилу помогают нам мифы и легенды.
Предшественниками солярных мифов считаются лунарные и другие астральные мифы. Солнце начинает играть основную роль в позднейших этапах мифологии, в обществе, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую технологию.
Достаточно ранний тип солярных мифов представлен в Южной Африке, где считалось, что солнце было человеком, у которого светились подмышки. Он поднимал руки и земля озарялась солнечным светом. Тогда люди «древнего народа» забросили его на небо.
По другому варианту жил человек-огонь, голова которого светилась, он приносил удачу, но требовал себе самый лучший кусок мяса. Люди убили его. Голову отрезали и швырнули вверх. Так появилось солнце. Каждый день голова проходит путь с востока на запад, но не может найти свое тело.
Лучи солнца несут плодородие и изобилие, но они же иссушают и убивают, поэтому солнце символизирует и жизнь и смерть. В архаичных солярных мифах повествуется о возникновении Солнца и об уничтожении лишних солнц (народы Нижнего Амура и Сахалина), культурный герой стреляет из лука и уничтожает лишние Солнца.
Отличием более развитых солярных мифов является включение солнца в пантеон главного божества или одного из главных божеств, чаще всего это Солнце и гроза. Это происходит с увеличением функции священного царя. В аккадской мифологии бог Солнца исполняет роль судьи и пастуха людей аналогичные мотивы известны и в других развитых ближневосточных мифах.

В цикле Египетских Солярных мифов древнейшими признаются мифы о рождении солнечного младенца из лона небесной богини. В Египте солнечный бог Ра — верховное божество, олицетворение древнего солнца, создатель мира и людей. По мифу, днем Ра освещая землю плывет по небесному Нилу на солнечной ладье Манджет, а вечером пересаживается в ладью Месектет и спускается в преисподнюю, где сражается со змеем Апопом, плывет по Нилу подземному. Ипостаси Ра — боги утреннего солнца — изображались как крылатые жуки скарабеи, сам Ра как солнечный диск, и боги закатного солнца Атум (баран) и Осирис.

В мифологиях Египта и Передней Азии в 16-15 вв до н.э. выработалось представление о солнце как едином боге – царе вселенной. В Античной традиции известны два солнечных божества- Гелиос — бог солнечного света и Аполлон (Феб) – светоносное божество, олицетворение света как мирового принципа. Миф приписывает Аполлону убийство змея Тифона, который олицетворял вселенскую скверну. Гелиос днем мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью спускается на западе к морю и переплывает его воды в золотой чаше.

В большинстве мифологических традиций солнце олицетворяет мужское творящее начало, тогда как луна отражает свет солнца, мыслится женским началом, пассивным. Исключение составляют скандинавы (богиня Соль) и японцы (великая богиня Аматэрасу, творение бога неба Идзанаки).
В индуизме солнце обладает мужской и женской ипостасями — это мужское божество Сурья и его дочь солнечная богиня Сурья.

Древний человек, восхищаясь солнцем и поклоняясь ему, выражал свой внутренний мир одним из наиболее естественных способов. Большинство древних традиций включали определенные формы поклонения солнцу, сочетавших различные солнечные символы и божества, но нигде в мире такие традиции не сохранились так хорошо, как в ведической культуре. На самом деле, во многих частях современной Индии люди до сих пор каждый день проводят ритуал поклонения солнцу. Поклонение солнцу как символу Брахмана, Абсолюта. В Индии и в наше время сохранилось немало храмов солнца, некоторые из них датируются восьмым веком до нашей эры. На заре истории человек уже осознал в себе духовную силу, отраженную в материальной вселенной. Вся йога основана на понимании этой идеи. Комплекс сурья намаскару (приветствие солнцу) пробуждает солнечные стороны природы человека и высвобождает его жизненную энергию для развития более высокой осознанности.

Тонатиу майа — маска бога солнца.

В мифологии племен Центральной Америки Солнцу воздавались особые почести и делались особые жертвоприношения, чтобы светило могло и впредь совершать ежедневный путь по небу. По мифам Ацтеков божество молодого солнца Уитцилопочтли и бог солнечного света Тонатиу требовали кровавых жертв, иначе они могло бы обессилеть во время ночного путешествия по подземелью.

Центральная часть «Камня Солнца», или «Ацтекского календаря»

В Китае Солнце- эмблема императорской власти, воплощение мужского начала Ян. Эмблема солнца- красный диск, с трехногим вороном, символизирующим три фазы солнечного положения: восход, зенит и заход.

В славянских традициях Солнце — «царь неба». Сын небесного бога Сварога. В народных преданиях солнце — лицо, око или слово бога, а также оконце, через которое Бог смотрит на землю. Одно из имен солнечного божества — Даждьбог- «дающий людям благополучие». Поэтому Даждьбог считался покровителем всего русского народа. Князь Игорь (Слово о полку Игореве) считался внуком Даждьбога, т.е. Рюриковичи — потомки солнечного бога. Помощник Даждьбога — соловей. По преданию он приносит ключи, чтобы тот запирал зиму и отпирал лето. Другое имя этого божества – Хорс.
Из довольно поздних источников (18-19 в.) из фольклорных текстов, сопровождающих сезонные обряды, появляется Ярило, божество Солнца, плодородия и сексуальной силы. Ярилины гуляния приурочивались к первому дню петровского поста, к Иванову дню. Праздники имели широкий разгульный характер, гулянья сопровождались плясками, ряженьем, пьянством, буйным поведением, исполнением неприличных песен и свободой сексуальных отношений.
В некоторых губерниях Ярославле, Костроме, лепили мужчину с подчеркнутыми половыми признаками. Пьяные бабы провожали фигурку до могилки, а старик в лохмотьях, ряженый, хоронил в гробике. В Поволжье в Ярилин день сжигали чучело, провожали весну.
Также этот день назывался масленица – языческий праздник. Сжигался символический антропоморфный персонаж из соломы воплощавший сытость и достаток, а также старость и смерть.
Блины участвовали в масленице как поминальная еда. Они изображали солнце, символизирующее загробный мир, по древним представлениям славян, он соотносится с солнцем, которое опускалось туда ночью. В этом случае оно осмысляется как светило мертвых.
Первый масленичный блин предназначался умершим предкам. Его оставляли на окне или относили на кладбище.
Христианская Непорочная Дева также ассоциируется с египетским прототипом – богиней Исидой, матерью Бога Солнца, слова которой начертаны на храме Саиса: «Я приношу плод, который есть Солнце». Христос также иногда символизируется Солнцем с двенадцатью лучами, носителями, передающими вдохновленную свыше истину – двенадцатью Апостолами.

Образ солнца широко используется в изображениях и текстах алхимиков. В «Mysterium Coniunction» Юнг описывает солнце как образ духовного божества, т.е. как самость с одной стороны, и один из аспектов Эго с другой стороны. В серии «Розариум философорум» встречается универсальный сюжет поглощения солнца. Зеленый лев поглощает солнце. Лев алхимии это огненное животное, эмблема дьявола, олицетворяет опасность быть проглоченным бессознательным. Сознание, которым овладевают необузданные страсти и желания. Одним из известных алхимических текстов является трактат Сеньора «Химия». В котором есть изображение Гермеса Трисмегиста (1707) благостного и неблагостного солнца. Оба освещают нижний мир, в котором полная луна. Одно испускает два луча, второе один. В тексте Сеньора пишется о том что солнце с одним лучом лишено справедливости. Солнце с одним лучом олицетворяет принцип эгоцентрического сознания в состоянии инфляции, которое характеризуется предвзятым отношением к бессознательному или реальности и противопоставляет себя самости. Два луча- инструмент реализации самости.

Черное Солнце — алхимический символ

«Черное солнце» — алхимический символ необработанного первичного состояния вещества. Также черное солнце- это солнце подземного мира. Черное солнце указывает на негативный, «несправедливый аспект сознания». Негативный аспект солнца популярен преимущественно в жарких странах, где жгучее полуденное солнце уничтожает растения. В жарких странах призраки появляются в полдень. В библии упоминается полуденный демон.
Черное солнце символизирует захваченность эго влечениями. Сатурн называют черным солнцем. Т.о. черное солнце Сатурн, является тенью солнца, которое лишено справедливости и грозит смертью всему живому. Существует изображение пожирающего своих детей Сатурна в виде черного солнца.
Психологический аспект черного солнца – это травма или отсутствие переживания как только контур.
Солнечное затмение всегда вызывало смущение. Дикие народы опасались что волк или злой демон проглотит солнце. В мифологии затмение связывалось с борьбой высших сил. Злая сила желает нарушить установленный порядок (погасить, съесть, убить). Во многих культурах затмения считались предвестниками несчастий. Поверья одних требовало тишины, других, наоборот активных колдовских действий, для помощи светлым силам. В Чечне до сих пор затмение встречают стрельбой в воздух.

Древние культуры и религии ушли в прошлое, и солнечное поклонение утратило свою значимость. Изучение солнца и его влияния находится в пространстве науки. Природа Солнца и его значение для нашей жизни — неисчерпаемая тема.
Множество природных явлений связано с солнечным ветром, в том числе магнитные бури, полярные сияния и различная форма кометных хвостов, всегда направленных от Солнца. Периодически, с ритмом приблизительно 11 лет, происходит усиление солнечной активности -возникают солнечные пятна. В это время усиливается волновое солнечное излучение на разных частотах, из солнечной атмосферы выбрасываются в межпланетное пространство потоки электронов, протонов, ядер гелия, энергия и скорость которых много больше, чем энергия и скорость частиц солнечного ветра. Астрономы отмечают, что периоды усиленной деятельности солнечных пятен часто совпадали с войнами, революциями, переселениями народов. Даже относительно мизерные изменения потока энергии, передаваемой Солнцем Земле, которые происходят при солнечных вспышках, существенно сказываются на земных условиях. По своей сути вспышки — это взрыв, вызванный внезапным сжатием солнечной плазмы.
Влияние солнечной активности на возникновение заболеваний установил ещё в 1920-х годах А.Л.Чижевский. Из всех заболеваний, которые подвержены воздействию магнитосферных бурь, сердечно-сосудистые были выделены, прежде всего, поскольку их связь с солнечной и магнитной активностью была наиболее очевидной. Во время магнитной бури чаще начинаются преждевременные роды, а к концу бури увеличивается число быстрых родов. У детей в такие моменты может появиться повышенная возбудимость, нарушение внимания, некоторые становятся агрессивными, раздражительными, обидчивыми.
С утратой ритуалов поклонения, потеряна сопричастность к нуминозному. Вспышки на Солнце и магнитные бури на Земле стали для нас повседневными космическими явлениями. Но поиск причины мы заменили исследованием ее последствий. И сегодня постепенно забывается самое важное для человека чувство - чувство священного. В литургии Митры мы встречаем следующее знаменательное место: «Путь видимых богов откроется через солнце, которое есть Бог, Отец мой»… К.Г.Юнг развивал идею коллективного бессознательного, проделал огромную работу изучая универсальные проявления человеческой психики путешествуя по миру и изучая работы по философии, алхимии, истории, религии и искусству. Содержания этого пространства описаны как архетипы, которые и являются динамическими факторами психики. Самость — центральный архетип или центр энергетического, регулирующий принцип. Одна из функций Самости относится к репрезентации и символам, ведущим к личному переживанию, которые по словам Юнга, нуминозные - то есть сильные, внушающие трепет, обогащающие.
«Солнечный диск со своим оплодотворяющим теплом аналогичен оплодотворяющей теплоте любви… В известном факте почитания солнечной силе мы отдаем дань великой порождающей силе Природы, что ясно свидетельствует, что человек почитает в божестве энергию архетипа.»
Используя образ солнца, идею юнгианского анализа можно выразить как простраивание связи между внутренним и внешним Солнцем.

«Имеется земное солнце, которое есть причина всего тепла, и все, кто может его видеть, видят солнце, а те, кто слепы, могут чувствовать его тепло. А есть вечное Солнце, которое является источником всей мудрости, и те, чьи духовные способности разбужены к жизни, увидят это солнце и будут осознавать его существование». Парацельс.

Крылатый солнечный диск, по обеим его сторонам изображение змеи, означающей баланс противоборствующих сил. Композиция символизирует защиту и мировое равновесие.
Этот знак часто изображался над входом в гробницу фараона; в этом случае диск в центре символизировал Гора, крылья – оберегающую его Изиду, а змеи – Нижний и Верхний Египет.

  1. Русская мифология. Энциклопедия.-М.:Эксмо; СПб.:Милгард, 2007.-784 с.
  2. Капица Ф.С. Тайны славянских богов.-М.:РИПОЛ классик, 2007.-416с.
  3. Элиаде М. Аспекты мифа.- М.: “Инвест-ППП”, 1996. – 240с.
  4. Свами Сатьянанда Сарасвати Сурья намаскара.-Минск.: Ведантамала, 2006.-128 с.
  5. Юнг К.Г. Символы трансформации.-М.:, 2007.-731с.
  6. Юнг К.Г. Символическая жизнь.-М.: “Когито-центр”, 2003.-326с.
  7. Юнг К.Г. Психология и алхимия.- М.: Рефл-бук, 1997.-592с.
  8. Юнг К.Г. Архетип и его символ.- М.: Ренессанс, 1991.- 297с.
  9. Энциклопедия символов,знаков,эмблем.- М.: Эксмо, 2005.-602 с.

Sandplay. Юнгианская песочная терапия. Психотерапевтический метод сэндплей-терапии (юнгианской песочной терапии): теория, практика, обучение, специалисты-психолог — песочные терапевты

Для славян Солнце всегда имело особое значение. Они замечали зависимость фазы небесного светила от смены времени года, поэтому за каждый сезон нес ответственность определенный , в общем, их было четыре. Каждый из них имел свои характеристики, которые отличались друг от друга. Люди поклонялись каждому Богу солнца и почитали их заповеди.

Бог солнца у славян - Хорс

Почитали его, начиная с зимнего солнцестояния и до весеннего. В первый день славяне отмечали начало Нового года. Хорс представляет собой мужчину средних лет, у которого на лице всегда присутствует румянец от мороза. Одет он в рубаху, штаны и плащ лазурного цвета. Этот Бог всегда грустный, поскольку ему не хватает сил, чтобы уберечь землю он холодных ночей. У Хорса есть силы, чтобы успокоить метель и буран, а также немного изменить температуру. Славяне также часто связывали этого Бога с животными. Праздники, посвященные этому Богу солнца у восточных славян, всегда подразумевали купания в проруби и хороводы. Кстати, у Хорса есть и темное воплощение, которое, наоборот, отвечает за лютые морозы. Днем этого Бога считается воскресенье, а его металл – червонное серебро.

Бог солнца у славян - Ярило

Отвечал он за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего. Изображали этого Бога в обличии молодого парня с красивыми волосами золотистого цвета и с голубыми глазами. Имел он за спиной ярко-красный плащ. Передвигался Ярило на огненном коне. В мифах есть указания, что появлялся этот Бог с огненными стрелами, чтобы прогнать холод. отличался от других Богов своей чистотой и искренностью. Славяне также называли его Богом молодости и плотского наслаждения. Символ – равносторонняя пятиконечная звезда или руна Уд.

Бог солнца у древних славян - Даждьбог

Входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния. Славяне верили, что Даждьбог по небу передвигается на колеснице, которая запряжена четырьмя белыми конями с огненными гривами и золотыми крыльями. Солнечный свет излучает щит, который Бог держит в своих руках. Выделялся он своим величием и прямым взглядом. Волосы у него золотого цвета развиваются по ветру. Этого языческого Бога Солнце у славян в основном изображали в золотых доспехах с копьем и щитом. Кумир Даждьбога находился практически во всех древнерусских городах. У этого Бога есть своя руна, которая отвечает за благополучие во всех жизненных направлениях. Еще руна означает успех в любом начатом деле. Символ Даждьбога – солярный квадрат. Обращались к нему люди в утренние часы, когда солнце только появлялось над горизонтом.

Бог солнца у славян Сварог

Почитали его, начиная с осеннего солнцестояния и до зимнего. Сварог – Бог огня и неба. Он является родителем многих богов-сыновей. Научил Сварог людей пользоваться огнем, обрабатывать металл, делать творог и сыр. Подарил он им также плуг, что дало возможность славянам обрабатывать землю. Сварог считается старым солнцем, которое является холодным и темным. Капищем этого Бога считается любая кузня или горн. Рядом с кумиром непременно должен находиться огонь и металл.

Бог солнца у Славян - Ра

Многие считают, что Ра является древнеегипетским Богом, но на самом деле он стал таковым лишь в 28 веке до н.э. Изначально он был славянским Богом, который появился на свет от Творца Вселенной. Согласно существующим легендам Ра управлял колесницей, на которой находилось солнце. Его сыновьями принято считать Велеса и Хорса, который после смерти Ра, занял его место. В мифах указано, что в старости Ра превратился в реку, которая в современном мире называется Волгой.

В славянском пантеоне Бог Купала (Купайло, Купайла) – это воплощение энергетики солнечного света. Он неразрывно связан со своей матерью Купальницей, но главное, – женой Костромой, которая, как оказалось после свадьбы, была его единокровной сестрой.

Бог Семаргл предупреждал своих детей про возможную опасность и строго настрого запрещал им слушать песни Сирин, но Купала ослушался отца и однажды ночью убежал на берег реки. Там птица спела ему свою чарующую песню и заманила в мир мертвых.

Купальница, Кострома и Семаргл очень долго пытались его отыскать, но в Навь им пути не было, поэтому они и не знали, что Купала живет там, и что спустя годы ему удалось оттуда сбежать.

Шли годы. Кострома и Купала не видели друг друга, сестра вообще считала брата погибшим, но за это время они очень выросли и стали прекрасным парнем и девушкой.

Кострому хотели взять в жены многие, но никому она не дарила свое сердце и уже отчаялась найти настоящую любовь. Однажды сплела она венок, вышла на берег реки и прокричала Богам, что нет на свете мужчины, который бы покорил ее сердце. В ту же секунду ветер сорвал с ее головы венок и бросил его в воду. Он не утонул, а приплыл к лодке, в которой сидел очаровательный юноша. Он поднял венок и преподнес его Костроме.

С первого взгляда молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу. Однако, после этого счастливого события Семаргл и Купальница узнали в муже дочери своего потерянного сына и рассказали новобрачным об этом.

Не выдержав страшной вести, молодые взялись за руки и бросились в реку с высокого обрыва.

Купала после прыжка с возлюбленной в воду утонул, а Кострома превратилась в . Это существо – прототип . В образе прекрасной девушки в ясные лунные ночи она сидела на берегу реки и заманивала молодых парней в свой омут. Поняв, что рядом с ней не Купала, она отдавала жертву злым водным духам, а сама вновь выходила ждать любимого на берегу.

Мавка в славянской мифологии представала и в трагическом образе, но чаще всего ее изображали злобным существом. Но только после гибели очередного парня, она испытывала ужасные муки совести, страдала и возносила молитвы Богам.


Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами, которые давали ему свои имена:

Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни, например, Молоху.

Бог солнца Гелиос на четверке коней, появляющийся на рассвете из моря
Мраморный барельеф из Трои

Из истории древнего мира мы знаем <...> "о статуе бога Солнца Гелиоса на острове Родос, известной под названием Колосса Родосского и считавшейся шестым чудом света.

Статую создал в 293–281 гг. до н.э. скульптор Харес. 36-метровая статуя была выполнена из листов полированной бронзы, укрепленных на железном каркасе. Лицо и венец были покрыты золотом. Статуя располагалась рядом с портом и была повернута лицом к юго-востоку, то есть так, чтобы золотое лицо постоянно освещалось солнцем и ярко блестело. Это позволяет предполагать, что в дневное время она могла служить маяком.

Статуя Зевса Олимпийского <...> имела масштаб в десять человеческих ростов, а статуя Гелиоса с острова Родос - в двадцать. Построенная по новой для своего времени технологии (полая внутри, с использованием каркаса и облицовки), она сразу привлекла к себе внимание греческого мира, превратив остров Родос в еще один объект культурного паломничества.

Однако колосс - так называли греки все крупные статуи - простоял недолго, всего 56 лет, и был разрушен большим землетрясением в 225 г. до н.э. Немалую роль в разрушении сыграли технические ошибки в расчетах при строительстве.

В разрушенном состоянии он пролежал еще свыше 900 лет, продолжая считаться достопримечательностью мирового значения. В 997 г., когда остров Родос завоевали арабы, обломки полированной бронзы, которые не поддались ржавчине, были вывезены с острова. Завоеватели, презиравшие чужую культуру, равнодушные к чужой истории, переплавили металл и сделали из него монеты и украшения". <...>


Аполлон и Диана. Джованни Тьеполо, 1757

Аполлон — бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков.
Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог - охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами ), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну) .

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др.греч. Φοιβος , чистота, блеск, («лучезарный» - в греческой мифологии).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога . Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима.

Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.


Митра, убивающий быка

В древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряженной четверкой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь [к людям] солнцем , создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооруженный ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвященные убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легионеры.

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте.


реконсруированное
изображение Ра

Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу.
Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. <...>

Ежегодно, апрель у славян начинался весенними праздниками возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. Он был одет в белую мантию, с венком из весенних цветов на голове, в левой руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это - Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений:
1) пронзительный весенний свет и тепло;
2) юная, стремительная и неуправляемая сила;
3) страсть и плодородие.

Тонатиу (науатль - букв. «Солнышко») в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов.
Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами (см. душа-кровь) принесённых в жертву и воинов, павших в боях.