Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Что таоке этнос. Понятие этнос и этничность

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Вконтакте

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Среди всего многообразия человеческих общностей особое место и по значимости в культуре, и по устойчивости в истории занимают общности, именуемые в повседневном русском языке пародами , а в научной литературе - этническими общностями , или этносами

Здесь следует остановиться несколько подробнее на уже упоминавшихся терминах, которые целиком принадлежат этнологии, но являются важными и для этнолингвистики. Так как учебник рассчитан в первую очередь на лингвистов, не всегда хорошо знакомых с терминами смежных наук, рассмотрим эти понятия более детально.

Этнос, этничность, этническая группа - эти понятия являются центральными для многих областей знания: не только для этнологии, но и для истории, этнопсихологии, политологии, культурологи и многих других. В то же время до сих пор нет (и в обозримом будущем не предвидится) четкого определения указанных понятий. Тем не менее, поскольку мы будем постоянно ими оперировать, попытаемся выработать если не определение, то по крайней мере представление о том, что понимается под этими терминами в современной науке, а также в различных научных направлениях.

Этнос (по-гречески - народ), собственно, и есть то, что мы называем народом в бытовой речи. Слово народ не годится для строго научного описания, поскольку является многозначным: оно обозначает не только этнос (русский народ , парод зулу), но и население какой-то определенной страны {американский народ, народ Зимбабве ), а также трудовые массы населения {трудовой народ, выходцы из народа). В этнологии принято употреблять термин этнос, и если в дальнейшем изложении вам встретится слово народ, то оно будет использовано в своем первом значении, т.е. как синоним термина этнос. Однако этот термин имеет в русском языке и иные синонимы, которые обозначают похожие понятия: народность, нация, национальность.

Проблемы терминологии

Классификация этносов (народов) по уровню их «развития» была разработана еще в 1913 г., а затем расширена И. В. Сталиным , который считался теоретиком «национального вопроса». Согласно этой концепции, каждой общественно-исторической формации соответствует свой тип этноса, который развивается, таким образом, вместе с «поступательным» движением истории. Типам племя - народность - нация соответствуют способы производства: первобытнообщинный и рабовладельческий - феодальный - капиталистический. Социалистическая формация характеризуется появлением «новой исторической общности людей» - советский народ. Применение этой на первый взгляд очень логичной, а потому привлекательной концепции к реальным фактам оказалось весьма затруднительным. Чукчи в СССР - племя, народность, нация? А цыгане? Татары? Французы и англичане - нации, но, по-видимому, они стали таковыми только при переходе к капитализму. Можно ли сказать, что в ходе Французской революции конца XVIII в. французы из народности превратились в нацию?

Примем гипотезу о том, что англичане в результате промышленной революции в Англии из народности превратились в нацию. Но что произошло с другими народами Великобритании - шотландцами, валлийцами, ирландцами? Они по-прежнему остались народностями или также стали нациями? Бретонцы во Франции остались народностью, после того как французы превратились в нацию? Если так, то, следовательно, бретонцы не являются частью французской нации?

На практике в исследованиях эта триада никогда не использовалась, хотя ее до сих пор повторяют, когда речь заходит об определении понятия «этнос».

Народность - это слово часто употребляется и в значении этническая группа , или субэтнос , т.е. обособленная этническая группа людей внутри какого-то этноса. Примером такой этнической группы могут быть, в частности, поморы или казаки , которые считают себя русскими, однако четко ощущают свою обособленность от других русских.

Нация - это термин, в большей степени связанный с представлением о населении какого-то государства. Так, Организация Объединенных Наций (ООН) представляет собой совет, куда входят представители различных государств. Однако мы говорим о языках межнационального общения, имея в виду, например, роль русского языка в процессе общения между башкиром и якутом, т.е. гражданами одной и той же страны, Российской Федерации. Языками международного общения мы называем такие, которые призваны осуществлять общение между жителями различных государств; на этих языках издаются, например, документы ООН.

Национальность - значение этого термина еще более нечеткое. Соответствующие ему слова европейских языков - nationality, nationality - означают «гражданство». В СССР национальность была обязательной для заполнения графой в паспорте. По-видимому, в период паспортизации населения в 1930-е гг. было принято решение отражать в документе принадлежность человека к определенному народу (к нации, народности, племени?). Постепенно, но мере увеличения числа межэтнических браков, а также вследствие утраты языка и культуры отдельными семьями (по причине миграций) и целыми коллективами (вследствие аккультурации и ассимиляции), эта запись лишилась всякого объективного содержания.

Немало этому способствовало также и то обстоятельство, что запись в документе делалась паспортистом в том месте, где человек получал паспорт. Между тем существовал официальный список народов СССР, который, по-видимому, не всегда был знаком паспортисту, и в документах появлялись удивительные записи. Например, в Приморском крае, где живут гольды , в паспортах у них записано: «гольд» и «гольдячка». В действительности гольды - это дореволюционное название нанайцев; в Хабаровском крае их записали бы: «нанаец» и «нанайка», но на юге Приморского края, где нанайцев мало, об этом просто не знали.

Об этом подробнее

С записью в советском паспорте вообще происходили удивительные вещи. Существовало правило, по которому национальность ребенка могла быть записана по национальности одного из родителей. При этом обычно выбиралась наиболее нейтральная («дефолтная») запись. Так, дедушки и бабушки одной студентки имели следующие

«национальности»: украинка, татарин, русская, еврей. Теоретически эта студентка могла быть записана украинкой, татаркой, русской или еврейкой. На практике в таких случаях обычно выбиралась запись «русская». Известен случай, когда дети украинки и мордвина также были записаны «русскими» уже без всяких оснований. При записи национальности детей всегда учитывались практические соображения. Например, если представителям той или иной национальности полагались льготы, то под ней записывали детей от смешанных браков, а потом и их детей. Бывали случаи, когда та или иная паспортная запись, которая раньше была обременительной, внезапно становилась «выгодной». Так, советские греки были одним из репрессированных народов, и паспортная запись «грек» в определенный период стала весьма обременительной: она создавала сложности при приеме на работу, при поступлении в некоторые вузы и т.д. Но после перестройки у тех, кто имел в паспорте запись «грек», появилась возможность эмигрировать в Грецию, которая стала принимать этнических греков, поэтому отмена графы «национальность» в российских и украинских паспортах греками не приветствовалась и даже воспринималась как ущемление их прав.

Большинство иностранных граждан национальности в указанном смысле слова нс имеют. Человек может говорить о своих этнических корнях, но он вовсе не обязан выбрать из всех составляющих только одну, которая будет определять отношение государства к нему .

Итак, мы убедились, что в употреблении слов народность , нация , национальность, народ существует большая путаница, поэтому в дальнейшем мы будем употреблять преимущественно термин этнос или синонимичное ему слово народ.

Следует заметить, что в английской антропологической и исторической литературе употребляется термин ethnic group , который соответствует русским терминам этнос и этническая группа. При этом пишущие по-английски ученые чаще обращаются к понятию ethnicity (т.е. ‘этничность’, ‘этническое самосознание’, ‘этническая самоидентификация’). Очевидно, научная мысль направлена не на выработку определения, которое подходило бы для любого типа этнической группы, а на выяснение того, как формируется этническое самосознание, каких типов оно бывает, какие из него могут быть следствия, что является маркером этничности.

  • См., например: Широкогоров С. М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923.
  • Подробнее см.: Сталии И. В. Марксизм и национальный вопрос // Сталии И. В.Соч. В 16 т. М., 1951. Т. 2. С. 290-367.
  • В США сходным образом происходит определение расовой принадлежности человека.При заполнении документов в анкетных данных ему предоставляется возможность отнести себя к расовым группам «белый», «афроамериканец», «латиноамериканец», «кореннойамериканец» («индеец»), «восточный человек», «иной» (White, African American, Ilispanics,Native American, Oriental, Other).

ЭТНОС

ЭТНОС (греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие Э., как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и пост-советской этнографии. Основы теории Э. были заложены в 1920-х СМ. Широкогоровым. Он рассматривал Э. как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 60-80-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (Э. в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (Э. в широком значении слова) как Э., сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений Э., проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова Э. был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Э. представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории Э. Последовательно немарксистский подход к феномену Э. отличает работы Гумилева. В них Э. представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Э., по Гумилеву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, Э. проходит ряд стадий развития, и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции Э. имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения Э. крайне затрудненным. Понятие Э. отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие Э. оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие Э. употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие этничность, отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЭТНОС" в других словарях:

    этнос - этнос, а … Русский орфографический словарь

    - [гр. ethnos народ, племя] исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. этнос а, м. (… Словарь иностранных слов русского языка

    Изолят, персистент, народность, народ, общность, нация, племя Словарь русских синонимов. этнос сущ., кол во синонимов: 9 изолят (3) … Словарь синонимов

    ЭТНОС - (от греч. ethnos общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей племя, народность, нация. Осн. условиями возникновения Э. является общность терр. и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков Э.;… … Демографический энциклопедический словарь

    Греч.Ethnos народ исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания сознания своего единства и отличия от всех… … Словарь бизнес-терминов

    - (греческое ethnos народ), исторически сложившаяся общность людей с общей культурой, языком и самосознанием. Термин близок к понятию народ в этнографическом смысле … Современная энциклопедия

    См. Этническая общность … Большой Энциклопедический словарь

    ЭТНОС, а, м. (спец.). Исторически сложившаяся этническая общность Ч племя, народность, нация. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сложившаяся устойчивая общность людей. Всего в мире 3 4 тыс. народов или этносов. Этническая общность характеризуется: общим языком, особенностью быта и культуры, этнической самостоятельностью, общностью территории. Народов, насчитывающих более 1 … Географическая энциклопедия

    Англ. ethnosis; нем. Ethnos. Этнографическая общность. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Книги

  • Этнос и политика , . Задача данного издания - дать представление о роли этнических факторов в разных сферах и познакомить с наиболее распространенными подходами к исследованию этнополитических и этнокультурных…

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ К определению понятий этнос, народ, нация и национальное государство | А.И. Липкин | Лекториум

    ✪ Нации и межнациональные отношения

    ✪ Этнос Азербайджанец

    ✪ ЕГЭ. Этносы | Вебинар

    ✪ Социально этнические общности. Народ, нация, этнос. Урок 37

    Субтитры

Этничность

Этничность можно представить как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания . К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти . При этом присутствуют ассоциации себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе , географическом происхождении, хозяйственной специализации , религии , языке, и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.). .

Концепции и теории этноса

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяется несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков .

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого.

«Эволюционно-историческое направление». Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне ) во главе с Ю. В. Бромлеем . Эта концепция предполагает существование этносов в двух смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна людям.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии , то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге, - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда . Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем другие аналогичные группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором .

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплементарности, и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем - всегда входит в состав суперэтносов - и состоит из субэтносов , конвиксий и консорций .

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии , близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима .

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. п.

Антропологическая классификация. Этнос и раса.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например такие, как «русская раса».

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Тем не менее, некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.) .

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции, экспансии и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев , палестинских арабов , курдов , разделённых между Ираком , Ираном , Сирией и Турцией . Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи , арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове , татаро-монгольское нашествие , испанская колонизация Южной и Центральной Америки .

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский учёный Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска , католиком , родившимся в пограничной с Польшей Брестской области . Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус . С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95) .

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек », а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии , где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США . В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

Этническая идентичность в рамках институционального подхода

Институциональный подход позволяет проследить взаимосвязь идентичности и правил поведения. С институциональной точки зрения идентичность является алгоритмом селекции правил выбора тех или иных предпочтений. Этническая идентичность рассматривается как социально осознанный выход из ситуации институциональной неопределенности, когда одновременно социальный агент должен следовать правилам и нарушать, по крайней мере, некоторые из них. Институциональные особенности этнической идентичности состоят в том, что индивиды могут довольно свободно и, как правило, без негативных последствий нарушать принятые правила в области использования языка, культурных традиций, религиозных верований и пр., не ставя под сомнение свою принадлежность к этногруппе. Другие формы социальных идентификаций (например, профессиональная), как правило, ограничивают возможности индивидов по нарушению или интерпретации правил поведения. Устойчивость многих этноидентификаций (например, русской, армянской и пр.) состоит в их институциональной слабости: довольно легко оставаться в составе этногруппы, которая толерантна к институциональным девиациям. Если достаточно большая группа людей предпочтет использовать в повседневном поведении схожие отклонения (институциональные исключения) от привычных для этногруппы правил поведения, может сформироваться субэтническая идентичность. В этом случае первоначальные отклонения в социальном поведении(например, использование языкового патерна, отличающегося от языка, используемого в "прежней" этнической группе) становятся основой для новой идентификации, и индивиды будут оцениваться в зависимости то того, соблюдают ли они новые нормы поведения или нет. Таким образом, на формирование идентичности влияет институциональный распад правил этнического поведения.

См. также

  • Этническая группа

Примечания

  1. Этнос // Жеребило Т. В. «Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник.» - Назрань: ООО «Пилигрим», 2011.
  2. Козлов В. И. Этническая общность // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова . - М.: Советская энциклопедия , 1973-1982.
  3. Бромлей Ю. В. Опыт типологизации этнических общностей // Советская этнография . - 1975. - № 5 . - С. 61 .
  4. Тишков В. А. Этничность // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  5. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2-е доп. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 440 с. ISBN 978-5-382-00414-3
  6. Коркмазов А. Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы // Сборник научных трудов. Выпуск 1 (11). Серия «Гуманитарные науки». - Ставрополь:Северо-Кавказский государственный технический университет , 2004
  7. Хакасы: этничность, национальность… (этнолого-сатирический очерк)
  8. Гулиев М. А., Коротец И. Д., Чернобровкин И. П. Этноконфликтология. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. - 224 с. (Серия «Учебный курс»)

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков .

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

" Эволюционно-историческое направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне ) во главе с Ю. В. Бромлеем . Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда . Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором .

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем , всегда входит в состав суперэтносов , и состоит из субэтносов , конвиксий и консорций .

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии , близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима .

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

Антропологическая классификация. Этнос и раса

В основе антропологической классификации лежит принцип деления этносов на расы . Эта классификация отображает биологическое, генетическое и, в конечном счете, историческое родство между этносами.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например, такие, как «русская раса».

Этнос и религия

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Тем не менее, некоторые исследователи четко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.) .

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев , палестинских арабов , курдов , разделённых между Ираком , Ираном , Сирией и Турцией . Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи , арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове , татаро-монгольское нашествие , испанская колонизация Южной и Центральной Америки .

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребенка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска , католиком , родившимся в пограничной с Польшей Брестской области . Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус . С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95) .

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек », а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии , где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США . В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

См. также

  • Этнополитика
  • Этнотерриториальный конфликт

Примечания

Литература

  • Кара-Мурза С. Г. «Теория и практика конструирования народов»
  • Широкогоров С. М. «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»
  • Гуляихин В. Н.Этноколлективное бессознательное как детерминанта социально-политического развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. № 6. С. 76-79.
  • Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. завдедений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М .: Издательский центр "Академия", 2003. - С. 320. -