Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Истребители - Ролевая игра по вселенной Star Wars. Китай создает бомбардировщик прорыва пво сша Будет ли лучший в мире истребитель

Китай методично идет по пути создания малозаметного стратегического бомбардировщика Н-20 нового поколения, реализуя параллельные программы. Об этом 20 апреля сообщил сайт «Военный паритет» со ссылкой на китайский военный ресурс mil.news.sina.com.cn .

Отмечается, что еще в 2010 году КНР не имела технологий для создания сверхзвуковых самолетов уровня российского Ту-160 и американского В-1 В, а все заявления о создании нового бомбардировщика в начале 2000-х годов «были просто лозунгами». Однако сегодня Китай «накапливает технологии», с помощью которых вскоре может создать самолет уровня малозаметного американского В-2 Spirit.

Страна успешно развивает технологии стелс по программе истребителя пятого поколения J-20, получает навыки проектирования и строительства самолетов большого размера, работая по программе военно-транспортного Y-20 и пассажирского Comac C919, вырабатывает компетенции по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) нового поколения на базе WS-15 и WS-18 (китайская копия отечественного Д-30КП-2). Таким образом, замечает издание, Китай уже накопил «богатые технические резервы», чтобы вплотную работать над стелс-бомбардировщиком по схеме «летающее крыло».

Ресурс напоминает, что в конце декабря 2016 года командующий ВВС НОАК Ма Сяотянь в официальной газете Министерства науки и технологий КНР Science and Technology Daily официально заявил, что страна ведет разработку бомбардировщика дальнего радиуса действия следующего поколения Н-20. Кроме того, как тогда отмечал сайт Defense-aerospace , Центральное телевидение Китая даже показало чертеж предполагаемого бомбардировщика. Ранее издание China Military Online написало о том, что дальность полета нового стратега должна составить 12000 км (с одной дозаправкой — 18000 км), и он должен быть способен поражать цели в Северной Америке крылатыми ракетами большой дальности. Самолет может появиться после 2020 года, сообщил источник ресурса mil.news.sina.com.cn .

Заметим, что создание малозаметного стратегического бомбардировщика — все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 — лицензионная версия советского Ту-16.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что информации о H-20 крайне мало, но с учетом опыта США и СССР вряд ли у Китая получится совершить резкий скачок от H-6 к аналогу В-2 Spirit.

— Мне сложно поверить, что без промежуточных разработок можно совершить мощный рывок от Ту-16 и создать нечто совершенное. Возможно, внешне новый самолет и будет похож на американский стелс-бомбер, но конструктивно, скорее, будет аналогом B-1B и Ту-160. Гипотетически китайцы могли посмотреть все советские бомбардировщики — Ту-95, Ту-160 и Ту-22, которые были на Украине. Понятно, что украинцы никуда ничего не перегоняли, то чертежи и комплектующие вполне могли продать. То есть у китайцев была возможность получить доступ к последним советским наработкам, и, наверное, это упростило им работу над совершенствованием своих стратегов…

Другой вопрос — зачем ВВС НОАК бомбардировщик, выполненный с применением стелс-технологий. Американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Возможностей для обнаружения и перехвата китайских «невидимок», летящих через океан, у американцев намного больше. Понятно, что КНР нужен носитель крылатых ракет большой дальности, но насколько его необходимо делать малозаметным — вопрос.

«СП»: — Считается, что китайское двигателестроение продолжает оставаться больным местом их авиапрома.

— Да, Китай работает над своим аналогом двигателя Д-30КП2, который они хотят поставить на бомбардировщик H-6K и тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Вот наши и свои аналоги этих движков они могут поставить на обсуждаемый самолет, но понятно, что это — не самое последнее слово в двигателестроении.

Когда 5 лет назад ходили спекуляции вокруг российского ПАК ДА, то говорили, что он может получить двигатели АЛ-41Ф1, которые пойдут на ПАК ФА. Исходя из этого, можно допустить второй вариант — китайцы могут поставить на бомбардировщик четыре двигателя WS10A Taihang («Тайхан»), которые были разработаны и производятся в Шеньяне.

«СП»: — По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения…

— Бомбардировщики Xian H-6K несут CJ-10A — КРВБ большой дальности. Плюс на вооружении ВВС НОАК находится довольно большой арсенал управляемых авиабомб. Так что, с точки зрения вооружения у них есть все необходимое. Понятно, что и сейчас H-6 составляют основу китайской воздушной компоненты ядерной триады, но с появлением новых бомбардировщиков они ее просто укрепят более современным носителем. Что и нам, и американцам придется учитывать в своем военном планировании.

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отмечает, что по той информации, которая есть, КНР действительно работает над малозаметным бомбардировщиком, напоминающим по свой компоновке B-2.

— Но создание это бомбера займет длительное время, а пока что китайцы продолжают работать над новыми вариантами H-6 с возможностью дозаправки и т. д. Их желание иметь малозаметный стратег связано с географическим положением страны. Если между Россией и США — «пустая» Арктика, в небе над которой можно совершать вполне свободное патрулирование с готовностью пустить ракеты, то китайцам для пуска КРВБ нужно преодолеть первую и вторую «цепь» островов, где США имеют довольно плотное радиолокационное поле. Что-то типа усовершенствованных Ту-160 для них, безусловно, интересно, поскольку также имеет шанс на прорыв рубежей, но в целом их конечной целью является создание малозаметного бомбардировщика. Который был бы способен, во-первых, спокойно действовать над Тихим океаном и, а во-вторых, сыграть роль в обеспечении господства над морем.

В настоящее время китайцы на своих H-6, насколько им позволяет дальность, уже совершают полеты вглубь Тихого океана, подлетают близко к Японии, а когда у них появятся более мощные дальние самолеты, то, видимо, они начнут совершать полеты вблизи американских берегов. Насколько можно судить, пока они не оснащают крылатые ракеты ядерными боевыми частями, но их КРВБ примерно сравнимы с советскими Х-55, также создаются новые варианты ракет.

— Если китайцы действительно создают что-то вроде самолета B-2, то, очевидно, их интересует бомбардировщик прорыва, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Как известно, B-2 не осуществляют патрулирование: они тихо «сидят» на своих базах и вылетают либо на войну, либо на учения, о которых мы не узнаем. Стелс-самолеты никогда ничего не патрулируют в открытую — это бессмысленно. Но что точно конкретно делают китайцы — нельзя сказать в силу закрытости информации, ничего неясно до тех пор, пока самолет не получится в «железе».

То же касается и технологий, которыми располагает КНР по строительству бомбардировщиков и, по сути, их вооружения и оснащения боевых частей ракет — все это из разряда гаданий. Эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению о примерном количество ядерных боеголовок на вооружении Китая. До сих печатаются оценки, мол, КНР обладает 200 ядерными боеголовками, что, конечно, полный абсурд. Понятно, что у нее как минимум их в 10 раз больше.

Но вообще непонятно почему американцы смогли собрать бомбардировщик B-2 еще в 1988 году и почему китайцы не могут сделать нечто подобное сегодня — с их бурным развитием военно-промышленного комплекса.

Xian H-6 – реактивный стратегический бомбардировщик – носитель ядерного оружия, разработанный китайским концерном Xian в 1950-1960-хх годах. Создан на базе лицензионной копии советского бомбардировщика .

История H-6

В 1950-хх годах активное сотрудничество СССР и КНР вышло на новый этап развития. Для поддержки вооруженных сил Китая, в Советском Союзе была принята программа передачи техники и технологий военного назначения. В 1957 году в Китай было передано несколько бомбардировщиков Ту-16 для обучения экипажей и подготовки производств по лицензионному выпуску самолетов. Первый китайский Ту-16 под маркировкой H-6 поднялся в воздух в 1959 году.

Однако, к 1960-м отношения двух стран значительно усложнились и многие совместные программы были прекращены. Изначально, H-6 собирались из сборочных комплектов и оборудования, ввозимого из СССР, но теперь этот источник оказался отрезан. В результате значительных трудозатрат китайский Xian локализовал производство.

Самолет под именем H-6A был слегка переработанной версией Ту-16 с китайским оборудованием и китайскими двигателями Xian WP8 – копией советских РД-3М от Ту-16. H-6A впервые взлетел в 1968 году.

Было налажено серийное производство в рамках которого до конца 1970-хх было выпущено порядка 200 самолетов.

Конструкция H-6

Бомбардировщик Xian H-6 представляет собой моноплан со стреловидным крылом и двумя двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа, встроенных в центроплан. Фюзеляж сигарообразной формы, круглого сечения в носовой части, с постепенным обжатием по бокам к корме. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, в районе двигателей установлены силовые рамы. Для предотвращения повреждения фюзеляжа горячими струями от двигателей последние развёрнуты соплами в стороны на 4º.

Экипаж самолёта состоял, как правило, из шести человек - командира, второго пилота, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок (оператора РЭБ). Вход в кабины осуществлялся через откидываемые вниз входные люки с лесенками.

Шасси - трёхопорное, с носовой стойкой с парой колёс. Передняя стойка убирается в отсек фюзеляжа - нишу передней ноги, основные стойки убираются в гондолы шасси, с одновременным переворотом тележек.

Для самообороны бомбардировщик был оборудован семью автоматическими пушками (калибр − 23 мм). Они находились попарно на управляемых дистанционно турелях на нижней и верхней частях фюзеляжа и в хвосте. Более того, в носу была установлена одна курсовая пушка.

Модификации

  • Xian H-6 - лицензионная копия Ту-16. Использовался Китаем для первого воздушного ядерного взрыва над Лоб-Нором 14 мая 1965 года.
  • Xian H-6A - бомбардировщик-носитель ядерного оружия
  • Xian H-6B - разведывательный вариант
  • Xian H-6C (H-6III) - модернизированный вариант с аппаратурой РЭБ
  • Xian H-6D (H-6IV) - носитель ПКР «Шанью» (начало 1980-х, экспортный индекс - C-601, обозначение НАТО - Silkworm, вариант советской П-15 Термит). Позднее модернизирован под 2 сверхзвуковых ПКР «Хайин-3» (C-301) или 4 сверхзвуковых «Фейлон-2» (C-101). Ведётся проработка варианта для 4 ПКР «Инцзи-8» (C-801).
  • Xian H-6E - бомбардировщик с усовершенствованной авионикой (в строю ВВС с 1980-х)
  • Xian H-6F - новое обозначение для модернизированных H-6A и H-6C (ИНС, допплеровский радар, приёмник GPS-сигнала).
  • Xian H-6G - использовался для наведения крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).
  • Xian H-6H - носитель 2-х стратегических крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).
  • Xian H-6M - носитель стратегических крылатых ракет с системой следования местности и 4 точками подвески под крылом (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ). Есть информация о возобновлении производства этого варианта с начала 2006 года.
  • Xian HD-6 (Hongzhaji Dian -6) - самолёт радиоэлектронной борьбы
  • Xian H-6K - наиболее поздняя модификация классического H-6 (Ту-16) с новыми турбовентиляторными двигателями Д-30КП-2 с тягой около 118 кН каждый, увеличенными воздухозаборниками, модернизированной кабиной экипажа и увеличенным обтекателем антенны без 23-мм пушки. Боевая нагрузка составляет 12 000 кг. Бомбардировщик способен нести 6 крылатых ракет CJ-10A (копия Х-55). Боевой радиус увеличен с 1800 до 3000 км. Совершил первый полёт 5 января 2007 года. Принят на вооружние ВВС КНР в 2011 году.

По своим характеристикам и конструкции ранние модификации H-6 были практически точными копиями советских Ту-16.

Видео Xian H-6: Видео топливозаправщика с парой истребителей

Топливозаправщики

  • Xian HY-6 (Hongzhaji You -6, он же H-6U в варианте для ВВС Китая) - танкер для дозаправки в воздухе.
  • Xian H-6DU - танкер для дозаправки в воздухе для ВМФ Китая, модернизированный H-6D.

Экспортная версия

  • Xian B-6D - экспортная версия H-6D

Вооружение

  • Пушечное: встроенное
  • 9000 кг (способен нести ядерное оружие)
  • Ракетное вооружение:
    • 6 × YJ-82
    • 4 × YJ-62
    • 1 × Х-10
    • 1 × Х-26

Эксплуатация H-6

Не смотря на возраст, большое количество модернизированных бомбардировщиков H-6 продолжают активно эксплуатироваться ВВС и флотом НОАК

Состоит на вооружении

  • ВВС КНР - 120 H-6, по состоянию на 2012 год
  • ВМФ Китая - 14 H-6 и 26 H-6DU, по состоянию на 2012 год

Состоял на вооружении

  • ВВС Египта - приобретены после 1973 года вместе c запчастями для египетских Ту-16. Списаны до 2000 года.
  • ВВС Ирака - 4 H-6D с ПКР C-601 приобретены перед Ирано-иракской войной. Уничтожены в ходе войны в заливе в 1991 году.


ДАЛЬНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК H-6K (КИТАЙ)
FAR STRATEGIC BOMBER H-6K (CHINA)

15.08.2007
БОМБАРДИРОВЩИК H6K И ВОЗМОЖНОСТИ ВВС ПО НАНЕСЕНИЮ ЯДЕРНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УДАРОВ

Китайские бомбардировщики Н6Н не обладают большими возможностями ядерного устрашения. Во-первых, дозвуковая скорость и отсутствие скрытности полета не позволяют этому самолету прорваться через сеть ПВО России, США и Японии. Во-вторых, до 2006 г. Китай не имел крылатых ракет (КР) большой дальности воздушного пуска, которые можно было бы использовать для практических операций. Предполагается, что дальность КР YJ63, установленных на самолете Н6Н, составляет не более 200 км. Развертывание этой ракеты в 10-й бомбардировочной эскадрилье китайских ВВС направлено только на укрепление возможностей нанесения ударов по тактическим целям Тайваня.
ВВС Китая полагают, что модернизированный бомбардировщик H6K может обеспечить Китаю новые возможности как стратегическое авиационное ядерное средство устрашения. Дальность и боевая нагрузка самолета Н6К значительно увеличились в связи с оснащением его двигателями D-30-P2, обладающими большой тяговой мощностью. Два двигателя, каждый из которых имеет тяговую мощность 12 000 кг, позволят самолету Н6К нести КР больших размеров и большой дальности. Кроме того, самолет имеет усиленную конструкцию фюзеляжа и в нем широко используются композиционные материалы; узлы наружной подвески также имеют новую конструкцию. Самолет Н6К, вооруженный КР большой дальности, хотя и остается дозвуковым бомбардировщиком, обладает значительными боевыми возможностями, позволяющими ему обеспечивать ядерное устрашение.
Западные военные эксперты убеждены, что Китай имеет на вооружении российские КР воздушного пуска Х-55. Утверждается, что в середине 90-х гг. ХХ века Китай приобрел шесть таких ракет у Украины, что было подтверждено представителями органов власти Украины. Шесть КР, установленных на бомбардировщике Н6К, — это абсолютно не то же самое, что ракеты YJ63 на самолете Н6Н. На борту самолета Н6Н размещаются только четыре ракеты YJ63. Цель изготовления самолета Н6К заключается не в возможности увеличения количества ракет YJ63, а в установке новых КР большой дальности.
Ракеты Х-55 и Х-55СМ могут быть либо обычными, либо ядерными. При действиях с применением ядерного оружия такая КР может быть оснащена ядерной БЧ мощностью 200 кт; предполагается, что китайский вариант ракеты Х-55 может быть снабжен как обычными, так и ядерными БЧ. Ракета Х-55 имеет длину 8,09 м, диаметр 0,514 м (0,77 м для Х-55СМ), размах крыла 3,1 м, массу 1700 кг, скорость полета М = 0,48?0,77; полная масса шести ракет Х-55 составляет 10,2 т. Эти цифры дают некоторое представление о том, почему Китай модернизирует бомбардировщик Н6Н в вариант Н6К.
Появление варианта самолета Н6К и нового поколения КР большой дальности является важнейшим событием для ВВС Китая. Китайский вариант ракеты Х-55 при пуске ее из воздушного пространства Китая для проведения обычных наступательных операций с высокой точностью имеет радиус поражения, охватывающий Корейский полуостров, о-в Окинава, частично о-в Хонсю и полностью о-ва Кюсю и Сикоку в Японии. Если ракета имеет радиус поражения, эквивалентный радиусу поражения первоначального российского варианта ракеты Х-55 и составляющий 2500 км, то бомбардировщики Н6К, взлетающие с аэродромов в северо-восточной части Китая, могут непосредственно наносить удары по целям в Токио, на о-вах Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, бомбардировщики Н6К, развернутые в 8-й бомбардировочной эскадрилье ВВС в военном округе г. Гуанчжоу, могут наносить воздушные удары по о-ву Гуам (США).
Kanwa Defense Review, 15/VII 2007

13.05.2011
ВВС КИТАЯ ПРИНЯЛИ НА ВООРУЖЕНИЕ НОВЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК XIAN H-6K


На вооружение ВВС Китая принят новый тяжелый бомбардировщик Xian H-6K. Это прошедшая модернизацию версия бомбардировщика H-6, который являлся практически полной копией советского самолета Ту-16, сообщает strategy page.
Бомбардировщик H-6K оснащен новым двигателем — вместо китайских двигателей ZIAN WP8, с тягой в 93,2 килоньютона, установлены российские двигатели Д-30КП2 с тягой 118 килоньютонов. Благодаря этому удалось увеличить дальность полета с 1,8 тыс. км. до почти 3 тыс. км.
В отличии от H-6 на H-6K отсутствуют 23-миллиметровые пушки в носовой части самолета, на их место установлено оборудование радиоэлектронной борьбы. Новый бомбардировщик способен нести до шести крылатых ракет CJ-10a с дальностью полета до 2 тыс. км. Данные ракеты являются копией советских Х-55, способных также нести и ядерный заряд.
На сегодняшний день на вооружении ВВС Китая стоят 120 бомбардировщиков h-6 различных модификаций.
Военный Обозреватель

03.07.2013
ВВС КИТАЯ ВООРУЖИЛИСЬ ШЕСТЬЮ НОВЫМИ БОМБАРДИРОВЩИКАМИ

ВВС Китая за последние два года получили шесть модернизированных стратегических бомбардировщиков Xian H-6K, представляющих собой измененную копию советских Ту-16. Как сообщает Strategy Page, этот тип самолетов был принят на вооружение китайских военно-воздушных сил в 2011 году. Благодаря своей дальности полета и дальности поражения крылатыми ракетами, бомбардировщик может наносить удары по американским базам на Окинаве и Гуаме.
H-6K получил модернизированные более мощные двигатели Д-30КП2 российского производства, благодаря чему дальность полета самолета увеличилась до 3,5 тысячи километров. Самолет оснащен бортовым радиоэлектронным оборудованием китайской разработки, включая и радиолокационную станцию. В корпусе самолета широко применяются более легкие и прочные композиционные материалы.
Модернизированный китайский бомбардировщик способен осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A, масса которых составляет две тонны. Дальность поражения ими составляет около двух тысяч километров. Такие ракеты способны совершать полеты на скорости до 2,5 тысячи километров в час. Боевая нагрузка H-6K составляет 12 тонн. Первый полет модернизированного бомбардировщика состоялся в 2007 году.
В настоящее время на вооружении ВВС Китая стоят около 200 бомбардировщиков типа H-6, из которых в активном составе? около ста. По неподтвержденным данным, Китай намерен принять на вооружение не более 20 новых H-6K. При этом не известно, будет ли производится модернизация имеющихся H-6 по типу H-6K.
news-edition.com

13.08.2013
XIAN H-6K — КИТАЙСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК СПОСОБНЫЙ НАНЕСТИ УДАР ПО МОСКВЕ НЕ ВХОДЯ В ЗОНУ ДЕЙСТВИЯ ПВО

ВВС Китая за последние несколько лет получили модернизированные стратегические бомбардировщики Xian H-6K, представляющих собой измененную копию советских Ту-16.
Благодаря своей дальности полета и дальности поражения крылатыми ракетами, бомбардировщик может наносить удары по американским базам на Окинаве и Гуаме и по территории Аляски.
Таким образом самолет H-6K теоретически может нанести удар по Москве не входя в зону поражения ПВО. Самолет сможет выполнить отстрел крылатых ракет CJ-10A над территорией других государств и вернуться а базу, сообщает издание Sandrermakoff.Livejournal.
Конечно же система ПВО России а именно Московского округа вполне сможет справится с отражением нападения летящих целей типа крылатых ракет CJ-10A, которые в свою очередь являются копией советской ракеты Х-55. Но массированный удар ракетоносцев H-6K вполне может преодолеть небесный щит России.
Модернизированный китайский бомбардировщик способен осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A, масса которых составляет две тонны. Дальность поражения ими составляет около трех тысяч километров.
Такие ракеты способны совершать полеты на скорости до 1000 км/ч. Всего же самолет способен нести до 6 ракет CJ-10A. По неподтвержденным данным, Китай намерен принять на вооружение не более 20 новых H-6K.
При этом не известно, будет ли производится модернизация имеющихся H-6 по типу H-6K.
ОРУЖИЕ РОССИИ

11.09.2013
8 сентября министерство обороны Японии заявило, что два китайских бомбардировщика H-6G выполнили полет в район Восточно-Китайского моря, не нарушая воздушное пространство Японии. ВВС сил самообороны Японии подняли навстречу истребитель-перехватчик. Это был первый случай, когда китайские бомбардировщики появились у юго-восточного побережья Японии.

23.09.2013
YJ-12 – САМАЯ «ЗАГАДОЧНАЯ И МОЩНАЯ» СВЕРХЗВУКОВАЯ ПКР В МИРЕ

8 сентября японские СМИ сообщили, что китайский бомбардировщик Н-6 появился вблизи воздушного пространства Японии у острова Миякэ. Также СМИ обратили внимание на «уникально длинный подкрыльевой узел» бомбардировщика, на котором может быть подвешена тяжелая сверхзвуковая противокорабельная ракета YJ-12, которую принято считать самой «загадочной» ракетой такого класса в мире.
ПКР имеет четыре воздухозаборника для СПВРД (сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя). По имеющимся оценкам, после пуска ракета круто набирает высоту, где набирает скорость до 4М, затем переходит на маловысотный (15-25 м от поверхности моря) крейсерский полет со скоростью 1,5М. Дальность стрельбы составляет около 400 км, радиолокационная головка самонаведения захватывает цель на дальности 50 км. По некоторым данным, масса ракеты составляет от 2 до 2,5 т, длина ракеты около 7 м.
Ракета состоит на вооружении истребителя-бомбардировщика JH-7A «Летающий леопард». Боевой радиус этого самолета составляет 1650 км, оснащение ракетой с дальностью стрельбы до 400 км является серьезным сдерживающим фактором для ВМС противника. Самолет может нести только две ракеты этого типа, бомбардировщик Н-6G может быть вооружен четырьмя YJ-12. ПКР имеет боевую часть массой более 300 кг, несколько таких ракет могут отправить на дно даже авианосец.
Американский ресурс Strategy Page опубликовал статью, что YJ-12 существенно повышает противокорабельные возможности ВМС НОАК и даже может стать причиной разработки новых систем обороны кораблей. Скорость ракеты настолько высока, что любая западная система ПРО бессильна против нее.
Эксперты считают, что использование YJ-12 в сочетании с противокорабельными баллистическими ракетами (ПКБР) DF-21D может быть весьма эффективно для преодоления ПРО кораблей, оснащенных американской системой AEGIS. Для построения эффективной обороны от таких ракет необходимо создание лазерной системы корабельной ПРО, но ее создание может занять десятилетие, если не больше.
Британский еженедельник Jane’s Defense Weekly пишет, что по своим характеристикам авиационная ПКР YJ-12 превосходит все ракеты подобного класса в мире, в том числе запускаемых с подводных лодок, надводных кораблей и береговых установок. Создание Китаем двух типов мощных противокорабельных ракет, атакующих с малых высот и с космоса - сверхзвуковых YJ-12 и баллистических DF-21D – заставит авианосцы и другие крупные надводные корабли противника вести тяжелые оборонительные бои.
По материалам mil.news.sina.com.cn
Военный паритет

В сентябре 1957 года в Советском Союзе была принята программа помощи и развития вооруженных сил Китая. Для усиления ВВС КНР советская сторона передала несколько средних стратегических бомбардировщиков Ту-16. При этом возрастание трений между СССР и Китаем в конце 1950-х годов поставило под удар многие совместные проекты, поставка в Поднебесную новых самолетов из СССР была остановлена и китайская промышленность была вынуждена самостоятельно разрабатывать корпуса и двигатели для них на заводах Xian Aircraft Company и Xian Aero-Engine Corporation. Впервые полностью собранный в Китае бомбардировщик Н-6 I Badger поднялся в небо в декабре 1968 года. С тех пор было создано огромное количество разнообразных вариантов данного самолета, которые по-прежнему внешне неотличимы от базового Ту-16.

В настоящее время копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16, совершившая свой первый полет в 1968 году, по-прежнему остается на вооружении ВВС НОАК. Эти самолеты используются в дальней авиации Китая как носители ядерного . Самолет Xian H-6 можно смело относить к самолетам-долгожителям, которым в России, к примеру, является знаменитый Ту-95.


К разработке собственного аналога Ту-16 конструкторы компании Xian приступили приблизительно в 1964 году. Модель получила обозначение Н-6А. Новый реактивный бомбардировщик китайской сборки представлял собой немного доработанный вариант поставленных ранее Китаю советских Ту-16, в основе которых лежали уже комплектующие китайского производства. Ввиду невозможности приобретения советских деталей и двигателей КНР вынуждена была запустить собственное производство турбореактивных двигателей, получивших обозначение Xian WP8. Данные авиационные моторы представляли собой аналог советских двигателей РД-3М, которые и ставились на оригинальный Ту-16. Точно также обстояло дело и с прочими узлами и агрегатами Xian H-6.

После того как в конце 1968 года в небо поднялся первый Н-6А, построенный полностью из китайских комплектующих, началось и серийное производство данной версии бомбардировщиков. При этом официальных данных об объемах производства этого самолета в КНР нет. По различным оценкам, компании Xian до средины или конца 1970-х годов смогли построить от 150 до 200 самолетов данного типа. В дальнейшем большая часть построенных самолетов на регулярной основе проходила модернизацию и по сей день успешно применяется китайскими ВВС.

Этот китайский бомбардировщик ввиду своего специфического «происхождения» по своим основным характеристикам почти ничем не отличался от своего советского прототипа. Максимальная взлетная масса бомбардировщика доходила до 75,8 тонны, а топливные баки, размещенные в крыле и фюзеляже, вмешали до 33 тонн авиационного керосина. Боевой радиус бомбардировщика составлял 1800 км. Экипаж модели Xian H-6A состоял из 6 человек. Для самообороны на реактивном бомбардировщике имелось внушительное артиллерийское вооружение, которое состояло из 7 автоматических пушек калибра 23-мм (трёх спаренных). Спаренные пушечные установки, смонтированные на дистанционно управляемых турелях, находились в хвосте самолета, а также на верхней и нижней частях фюзеляжа. Более того, на носу самолета имела еще одна курсовая 23-мм пушка. Первые китайские модификации самолета являлись носителями лишь бомбового вооружения. При этом максимальная бомбовая нагрузка не превышала 9 тонн. Первоначально главным оружием Xian H-6 были свободнопадающие конвенциональные бомбы, носителем ядерного оружия самолет стал позднее.

Сходство характеристик китайского Xian H-6 с параметрами советского бомбардировщика Ту-16 было обусловлено и их почти одинаковым техническим обликом. Так китайский бомбардировщик имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами экипажа (носовая и хвостовая), топливными баками, грузовым отсеком и отсеком для различного оборудования. По бортам фюзеляжа располагались две мотогондолы, отличающиеся изогнутой формой, их форма была обусловлена конструктивными особенностями машины. Бомбардировщик Xian H-6 получил стреловидное крыло с плавными обтекателями шасси, находящимися на центроплане. В хвостовой части машины располагался крупный киль, на нем находился стабилизатор.

Для своих лет самолет Xian H-6A характеризовался достаточно большим радиусом действия (в особенности по китайским меркам), что в сочетании с возможностью применения и ядерного оружия позволило командованию НОАК придать самолету статус стратегического бомбардировщика. Появления в номенклатуре его вооружений управляемых ракет, лишь способствовало сохранению данной классификации бомбардировщика и позволило доработать стратегию дальнейшего боевого применения машины. Сразу же после завершения производства версии H-6A в Китае приступили к работе над его модификациями. К примеру, самолет Н-6В вместо бомбового вооружения нес различную аэрофотоаппаратуру для ведения разведывательной съемки. Модификация бомбардировщика Н-6С представляла собой не что иное, как базовый самолет H-6A, но с усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием (на самолете была внедрена современная технология РЭБ с повышенными характеристиками). Также существовали варианты модернизации самолета с буквенным обозначением от D до M. К примеру, носителем стратегических крылатых ракет являлся бомбардировщик Xian H-6M. Данный самолет отличался наличием под крылом 4 точек подвески, бомболюк на нем отсутствовал. В прессе появлялась информация о возобновлении производства данного варианта самолета с начала 2006 года.

Наиболее поздней версией классического бомбардировщика H-6 является вариант Xian H-6K. Эта версия отличается новыми турбореактивными двигателями Д-30КП-2 российского производства, обладающими тягой порядка 118 кН каждый, модернизированной кабиной экипажа, увеличенными воздухозаборниками и увеличенным обтекателем антенны РЛС, отсутствием 23-мм оборонительных пушек. Боевая нагрузка данной модели была доведена до 12 000 кг. При этом бомбардировщик получил возможность нести до 6 крылатых ракет типа CJ-10A, являющихся копиями российской ракеты Х-55. Боевой радиус действия удалось увеличить с 1800 до 3000 км. Первый полет бомбардировщик данной модификации совершил 5 января 2007 года. На вооружение ВВС КНР самолет был принят в 2011 году. На этой модели полностью отсутствует внутренний бомбовый отсек, а в освобожденном пространстве корпуса были расположены дополнительные запасы топлива и аппаратура РЭБ.

В отличие от части своих предшественников, версия H-6K не перестраивалась из старых самолетов, а производилась на заводах с нуля. Принимая во внимание срок службы нынешних бомбардировщиков, самолеты H-6K имеют все шансы оставаться на вооружении китайских ВВС до 2052 года. Именно в этом году исполнится ровно 100 лет с того момента, как совершил свой первый полет оригинальный советский бомбардировщик Ту-16.

До определенного момента все китайские бомбардировщики Xian H-6 не обладали серьезными возможностями ядерного устрашения. Во-первых, отсутствие скрытности полета и дозвуковая скорость не позволят бомбардировщику прорваться через системы ПВО США, Японии и России. Во-вторых, до 2006 года Китай просто не имел на вооружении крылатых ракет, обладающих большой дальностью действия, которые можно было бы использовать для практических операций. К примеру, основным оружием самолетов H-6Н были крылатые ракеты YJ63, дальность полета которых едва ли превышала 200 км. Развертывание самолетов с этими ракетами в составе 10-й бомбардировочной эскадрильи ВВС НОАК было направлено лишь на укрепление возможностей нанесения ударов по тактическим целям, расположенным на территории Тайваня.

В то же время самая современная версия бомбардировщика Xian H-6K в качестве авиационного стратегического ядерного средства устрашения может помочь КНР добиться гораздо большего. Боевая нагрузка и дальность полета этой модели существенно увеличились в связи с применением новых двигателей, обладающих большей тяговой мощностью. Помимо этого бомбардировщик обзавелся усиленной конструкцией фюзеляжа с широким применением современных и более легких композиционных материалов. Узлы наружной подвески также обзавелись новой конструкцией. Изменился состав бортового радиоэлектронного оборудования китайской разработки, включая и РЛС. На вооружение Xian H-6K поступили новые крылатые ракеты большой дальности и, хотя машина осталась дозвуковой, она обладает уже существенно возросшими боевыми возможностями.

Появление на сцене нового варианта самолета Н6 и нового поколения крылатых ракет большой дальности стало важнейшим событием для китайских ВВС. Китайский аналог отечественной ракеты Х-55 при пуске ее из воздушного пространства КНР для осуществления обычных наступательных операций с высокой точностью обладает радиусом поражения, охватывающим весь Корейский полуостров, остров Окинава, частично остров Хонсю и полностью острова Сикоку и Кюсю в Японии. В том случае, если данная крылатая ракета имеет радиус поражения, который эквивалентен радиусу поражения первоначального российского варианта ракеты Х-55 и составляет 2500 км, то бомбардировщики Xian H-6K, поднимающиеся с аэродромов, расположенных в северо-восточной части Китая, в состоянии непосредственно наносить удары по целям в Токио, на островах Хоккайдо и Хонсю. Помимо этого, такие бомбардировщики, развернутые в составе 8-й бомбардировочной эскадрильи китайских ВВС в военном округе города Гуанчжоу, в состоянии наносить воздушные удары по американскому острову Гуам. А благодаря возросшей дальности полета ракет и самолета и по целям на территории Аляски.

Модернизированная версия Xian H-6K в состоянии осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A массой около двух тонн и дальностью поражения примерно 2-2,5 тысячи километров. Данные ракеты в состоянии развивать в полете скорость на уровне 2500 км/ч. Теоретически такой самолет с данными ракетами на борту в состоянии нанести удар и по Москве, не входя в зону действия российской системы ПВО. Бомбардировщик может осуществить пуск крылатых ракет над территорией других государств, после чего вернуться на базу.

Летно-технические характеристики Xian H-6:
Габаритные размеры: длина - 34,8 м, высота - 10,36 м, размах крыла - 33 м, площадь крыла - 165 м2.
Масса пустого самолета - 37 200 кг.
Максимальная взлетная масса - 79 000 кг.
Масса топлива - до 33 тонн.
Силовая установка - 2хТРД Xian WP8 тягой 93,2 кН каждый.
Максимальная скорость полета - 990 км/ч.
Крейсерская скорость полета - 770 км/ч.
Боевой радиус действия - 1800 км.
Практическая дальность - 4300 км.
Практический потолок - 12800 м.
Экипаж - 6 человек.
Вооружение - до 7х23-мм автоматических пушек Type 23-1.
Максимальная боевая нагрузка - 9000 кг, нормальная - 3000 кг.

Источники информации:
http://avia.pro/blog/xian-h-6
http://bastion-karpenko.ru/h-6k
http://www.airwar.ru/enc/bomber/h6.html
http://ru-aviation.livejournal.com/3363594.html

Ни для кого не секрет, что при своевременной модернизации и ремонте авиационная техника может прислужить в течение длительного промежутка времени. К тому же длительной эксплуатации способствует создание новых модификаций и использование модернизационного потенциала. Ярким примером этого выступает бомбардировщик Т-16, который был создан в начале 50-х гг. Еще более интересный пример – бомбардировщик Xian H-6, который выступал копией Т-16.

Как известно, первый H-6 был построен в конце 60-х гг., но самолеты такого типа и по сей день относятся к дальней авиации Китая.

История развития Xian H-6

В сентябре 1957 года Пекин получил лицензию на производство советских самолетов Ту-16. В 1959 году Китай получил 2 эталонных самолета, среди которых был один разобранный бомбардировщик и один сборочный комплект. Китайские предприятия потратили на сборку первого чуть больше двух месяцев. Их первый Ту-16 поднялся в воздух 27 сентября 1957 г. По документации Ту-17 числился как H-6.

В конце 50-х гг. по причине накаленных советско-китайских отношений пострадала судьба многих проектов. К примеру, Китай перестал использовать в авиастроении опыт советских ученых. Но, как бы там ни было, ВВС НОАК требовали современных дальних бомбардировщиков. В результате компания Xian Aircraft Company в начале 60-х занялась разработкой проекта, который бы позволил своими силами создавать аналогичную технику. Конструкторы тщательно изучали советский самолет Ту-16 и вели подготовку к будущему строительству.

Приблизительно в 1964 году конструкторы компании начали разработку первого самолета. Модель имела уже несколько другое название Н-6А. Новый бомбардировщик китайской сборки представлял собой несколько доработанный вариант советского Ту-16, в основе которого лежали комплектующие китайского производства. Китаю ввиду невозможности покупки советских деталей пришлось запустить собственное производство турбореактивных двигателей марки Xian WP8. Эти моторы представляли собой аналог советских РД-3М, которые успешно использовались на Ту-16. Точно таким же образом обстояло дело и с прочими агрегатами и узлами.

В конце 1968 года в небо поднялся первый Н-6А, построенный на китайских комплектующих. Очень скоро началось серийное производство бомбардировщиков нового типа. Официальных данных об объемах производства нет. По разным оценкам, компании ХАС до средины или конца 70-х гг. удалось построить от 150 до 200 самолетов. В дальнейшем большая часть такой техники регулярно проходила модернизацию и по сей день успешно используется в ВВС Китая.

Китайский бомбардировщик ввиду специального «происхождения» по своим характеристикам практически ничем не отличался от советского прототипа. Его площадь составляла – 167,55 м 2 , размах крыла – 34,2 м, длина – 34,8 м. Вес пустого самолета – 38,5 т, взлетная масса – 72 т (максимальная – 75,8 т). Что касается топливных баков, то они вмещали до 33 т керосина и находились в фюзеляже и крыле. Максимальная скорость бомбардировщика – до 990 км/ч, обесечивалась за счет двух турбореактивных двигателей WP8, имеющих тягу в 93,1 кН. Дальность полета Н-6А – до 4,3 тыс. км, практический потолок – 12 км. Боевой радиус – 1800 км.

Экипаж Xian H-6A – 6 человек. Для самообороны бомбардировщик был оборудован семью автоматическими пушками (калибр − 23 мм). Они находились попарно на управляемых дистанционно турелях на нижней и верхней частях фюзеляжа и в хвосте. Более того, в носу была установлена одна курсовая пушка. Первые модификации самолета имели только бомбовое вооружение. Причем нормальная нагрузка была 3 тыс. кг, а максимальная – 9 тыс. кг. Изначально вооружение состояло исключительно из свободнопадающих конвенциональных бомб, а в будущем самолеты стали выступать носителями ядерных бомб.

Также сходство характеристик с параметрами Ту-16 было обусловлено их практически одинаковым техническим обликом. Так, Xian H-6 имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами экипажа (хвостовая и носовая), топливными баками, грузоотсеком и отсеком для разного оборудования. По бортам фюзеляжа находилось две мотогондолы, изогнутая форма которых продиктована правилом площадей. Xian H-6A оборудован стреловидным крылом с плавными обтекателями шасси, размещенными на центроплане. Крупный киль располагался в хвостовой части, и на нем находился стабилизатор.

Xian H-6A характеризовался большим радиусом действия (особенно по китайским меркам), что в сочетании с возможностью использования ядерных бомб позволяло командованию придать ему статус стратегического бомбардировщика. Новые виды вооружения, а именно управляемые ракеты, способствовали сохранению такой классификации самолета и позволили доработать стратегию его дальнейшего боевого применения.

Через некоторое время после производства бомбардировщика H-6A компания начала заниматься разработкой его модификаций. Так, Н-6В вместо бомбового вооружения имел аэрофотоаппараты для проведения разведки. Соответственно, модификация Н-6С – не что иное, как базовый H-6A, только с усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием (была внедрена современная технология радиоэлектронной борьбы с повышенными характеристиками).

Также были и многие другие модернизации бомбардировщика, такие как H-6C (H-6III), H-6D (H-6IV), H-6E, H-6F, H-6G, H-6H, H-6M, HD-6, H-6K и др.

Благодаря своей дальности поражения ядерными ракетами и полета модернизированные бомбардировщики способны наносить удары по территории Аляски, по американским базам на Гуаме и Окинаве.

Так, самолет H-6K может нанести удар по столице РФ, даже не входя в зону поражения ПВО. Он может выполнить отстрел крылатых ракет над территорией других государств и возвратиться на базу. Такие ракеты могут развивать скорость до 1000 км в час. По неофициальным данным Китай собирается взять на вооружение не больше двадцати новых H-6K.

Бомбардировщик Xian H-6 характеристики:

Модификация H-6 I
Размах крыла, м 34.189
Длина самолета, м 34.80
Высота самолета, м 10.355
Площадь крыла, м2 167.55
Масса, кг
пустого самолета 38530
нормальная взлетная 72000
максимальная взлетная 75800
Топливо
внутренние топливо, кг 33000
Тип двигателя 2 ТРД Xian (XAE) Wopen-8 (AM-3M-500)
Тяга, нефорсированная, кН 2 х 93.16
Максимальная скорость, км/ч 992
Крейсерская скорость, км/ч 786
Практическая дальность, км 4300
Боевой радиус действия, км 1800
Практический потолок, м 12000
Скороподъемность, м/мин 766
Экипаж, чел 6
Вооружение: восемь 23-мм пушек Тype 23-1
максимально -9000 кг
Ядерные и обычные бомбы