Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Современные американские военные самолеты. Состояние и перспективы развития ввс сша

В течение всей своей истории человечеством ведется постоянная модернизация способов ведения военных действий. Вскоре после покорения воздушного пространства стало очевидным, что эта среда может быть эффективно использована при решении наземных военных задач. Как считают специалисты, применение боевых самолетов может кардинально изменить ход военных действий на земле. Сегодня одними из наиболее мощных считаются авиации России и Соединенных Штатов.

Между двумя этими государствами постоянно проводится негласное соревнование. Информация о самых лучших боевых самолетах РФ и США представлена в статье.

«Илья Муромец»

Этот легендарный российский боевой самолет был создан в канун первой мировой. В военные годы было выпущено 76 таких самолетов. «Илья Муромец» является первым в мире тяжелым бомбардировщиком. Данная авиационная модель в ходе производства систематически подвергалась модификации. Выпущенные версии «Ильи Муромца» были собраны в специальную эскадрилью. Эти тяжелые бомбардировщики могли транспортировать бомбы, вес которых составлял 1500 кг, что на то время считалось неслыханной мощью. В качестве оборонительного вооружения боевой самолет комплектовался пулеметами. В зависимости от модификации их количество варьировалось от 2 до 6.

Данный боевой самолет стал легендой авиации в годы Второй мировой. «Бетонный самолет», «черная смерть», «чума»: так называли советский штурмовик немецкие пилоты и пехотинцы. Серийный выпуск Ил-2 был налажен в 1941 году. Всего советской промышленностью было изготовлено 36 тыс. боевых машин. С целью облегчить конструкцию самолета, разработчиками было внедрено инновационное решение: в отличие от предыдущих авиационных машин, в Ил-2 броня не устанавливалась сверху на корпус. Теперь местом ее расположения стала непосредственно силовая схема самолета. Однако несмотря на это нововведение, Ил-2 не стал более защищенным. Уже спустя несколько месяцев с начала войны Советский Союз понес большие потери в численности этих боевых машин.

Об истребителе МиГ-15

Данный боевой самолет был создан советскими авиационными конструкторами в конце 40-х годов. Модели этого истребителя выпускались во многих странах. До появления МиГ-15 советскую авиацию считали устаревшей. С целью нанесения авиаударов по территории Советского Союза американцами была собрана армада стратегических бомбардировщиков. Появление в небе над Кореей МиГ-15 произвело настоящий фурор в среде американских и европейских стратегов. Конкурировать с советским истребителем мог только F-86 «Сейбр» американского производства. Однако, как утверждают специалисты, истребитель США все же уступал МиГ-15.

В-17

Этот легендарный боевой самолет США был выпущен в 1934 году. В-17 является американским серийным цельнометаллическим стратегическим бомбардировщиком. Мировую славу он получил в годы Великой Отечественной. Используя эту боевую машину, американцы успешно бомбили германские города. Применялся В-17 и в тихоокеанских боях.

Бомбардировщик комплектовался четырьмя двигателями и мог развить скорость свыше 500 км/ч. Поначалу практический потолок В-17 не превышал 10 тыс. метров. Позже данный показатель удалось увеличить до 12 тыс. м. Боевая авиационная машина оснащалась пулеметом 12,7 мм, чем представляла серьезную угрозу для истребителей противника. Высокая надежность считается характерной особенностью данного бомбардировщика. В документах американской авиации указаны случаи, когда В-17 с пробитым фюзеляжем возвращался обратно на базу, используя только один работающий двигатель.

Су-27

На базе этого советского истребителя 1980 года выпуска сегодня создаются боевые самолеты России Су-30...35 и других моделей. Су-27 - это вершина советской авиации. Данный истребитель сегодня используют ВВС России, Индии и Китая. Несмотря на то, что этому истребителю пока еще не приходилось встречаться с серьезным противником, экспертами он расценивается как один из лучших и перспективных в мире боевых самолетов четвертого поколения. Много положительных отзывов имеется о последних модификациях, собранных на базе советского Су-27.

Американский «Орел»

Несмотря на то, что F-15 Eagle был собран на десять лет раньше Су-27, сегодня он считается одним из лучших истребителей четвертого поколения. «Орел» используется Америкой, Израилем, Саудовской Аравией и Японией. F-15 Eagle зарекомендовал себя настоящим «убийцей» истребителей противника. На его счету свыше сотни побед в воздушных сражениях. «Орел» выполнял свои боевые задачи в небе над Югославией, Сирией и Ираком. Американское командование в своих официальных заявлениях утверждает, что авиация США за всю историю существования F-15 Eagle потеряла только десять таких истребителей. Однако проверить достоверность данной информации не представляется возможным, поскольку руководство ВВС США так и не предоставило общественности обломки сбитых истребителей.

F-22 Raptor

Это современный боевой самолет пятого поколения. Он обладает сверхзвуковой скоростью даже при условии выключенного форсажа. При изготовлении самолета применяется технология «стелс».

Американский истребитель оснащен самой современной бортовой электроникой и радаром, использующим фазированную решетку. Цена истребителя намного превышает стоимость остальных боевых самолетов ВВС США. Она составляет 350 млн. долларов. Новейшие боевые самолеты пятого поколения разрабатывает также Россия и Китай.

ТТХ

  • Конструкторские работы начаты в 1996 году.
  • Страна-производитель: США.
  • На вооружении Военно-воздушного флота с 2005 года.
  • Длина самолета составляет 18,92 м.
  • Размах крыльев: 13,56 м.
  • Весит истребитель 19700 кг.
  • F-22 способен развить максимальную скорость до 2410 км/ч, крейсерскую: 1963 км/ч.
  • Цена одного самолета: 350 млн долларов.

ПАК-ФА

Т-50 - это новый боевой самолет России. Он является перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации. Для машины предусмотрена футуристическая форма. Этим Т-50 очень похож на F-22. Свой первый полет Т-50 совершил в 2010 году.

Уже спустя год его увидела широкая публика. Местом для показа современного российского истребителя стал авиасалон МАКС. На сегодняшний день данный боевой самолет находится в стадии доработки. Как уверяют специалисты, очень скоро Т-50 пополнит ряды российской авиации. Прежде чем сравнивать российский ПАК-ФА и американский F-22, необходимо иметь представление об авиации пятого поколения и знать, чем она отличается от предыдущих боевых самолетов.

Самыми перспективными и лучшими считаются те авиационные модели, которые очень малозаметны для радиолокационного и инфракрасного диапазона волн. Кроме того, истребители пятого поколения должны соответствовать следующим критериям:

  • Быть многофункциональными.
  • Обладать высокой маневренностью и сверхзвуковой крейсерской скоростью. Подобная скорость должна быть доступна без перехода на форсаж.
  • Отличаться способностью проводить ближние боевые действия во всех ракурсах и с применением многоканальной стрельбы ракетами высокой дальности.
  • Оснащаться самой современной и усовершенствованной электроникой.

В сравнении с F-22 ПАК-ФА габаритнее. Размах крыльев у Т-50 также больше, в связи с чем авиационные эксперты считают, что российский истребитель маневренней. Максимальная скорость ПАК-ФА выше, чем у американского истребителя. Однако у F-22 выше крейсерская. Также Т-50 обладает большей практической дальностью и меньшей взлетной массой. Тем не менее российский боевой самолет не так малозаметен, как F-22.

Поскольку одним из требований к самолетам пятого поколения является наличие самой современной электроники, в данном пункте российская боевая машина уступает американской. Обусловлено это тем, что данная область в самолетостроении является достаточно проблемной. Об этом было известно еще в годы Советского Союза. Как утверждают военные эксперты, подобная ситуация сейчас наблюдается и в России. Таким образом, радиолокационная станция, вооружение и свойства аэродинамики Т-50 не хуже, чем у F-22, однако электронное оборудование оставляет желать лучшего. Фото боевых самолетов представлено в статье.

Характеристики Т-50

  • Начало конструкторских работ - 80-е годы.
  • Страна-производитель: СССР.
  • Самолет принят на вооружение в 2014 году.
  • Длина - 22 м.
  • Размах крыльев - 14,2 м.
  • Весит боевая авиационная машина 17500 кг.
  • Т-50 развивает максимальную скорость до 2600 км/ч, крейсерскую: 1400 км/ч.
  • Цена одного самолета составляет 250 млн. долларов.

О русском Су-47 «Беркут»

Для нужд Военно-воздушного флота России сотрудниками Опытно-конструкторского бюро имени П. О. Сухого был спроектирован прототип боевого самолета пятого поколения Су-47 «Беркут».

Желая обеспечить авиационную машину высокой маневренностью и новыми боевыми возможностями, конструкторы оснастили ее крыльями обратной стреловидности и улучшили управленческую систему в кабине пилота. Самолет изготовлен из композиционных высококачественных материалов.

Сегодня «Беркут» находится в состоянии доработки, поскольку не соответствует всем требованиям, выдвигаемым к боевым самолетам пятого поколения: Су-47 не может развить сверхзвуковую скорость, не применяя для этого форсаж. Чтобы исправить данный недостаток, конструкторы собираются в дальнейшем использовать для боевой машины новый двигатель, для которого предусмотрен изменяющийся вектор тяги. Оснащенный таким двигателем, «Беркут» легко преодолеет сверхзвуковой барьер, не используя для этого форсаж. Впервые Су-47 был испытан в 1997 году. Всего изготовлен только один экземпляр, который сегодня используется как испытательный.

О характеристиках

  • Размах крыльев - 16,7 м.
  • Длина Су-47: 22,6 м.
  • Высота: 6,4 м.
  • Самолет оснащен двигателем 2ТРДДФ Д-30Ф6.
  • Скорость Су-47: 1400-2200 км/ч.
  • Обладает практической дальностью до 3300 км и потолком до 18 км.

F-15E Strike Eagle

Данный боевой самолет большой дальности был разработан американской компанией McDonnell Douglas в 1980-х годах. F-15E Strike Eagle является всепогодным многоцелевым истребителем, задача которого: изолировать район военных действий.

Сопровождение и радиоэлектронное обеспечение для данной авиационной машины не обязательно. Для истребителя предусмотрена темная камуфляжная раскраска. Топливные баки расположены вдоль воздухозаборников. Самолет использовался ВВС США для выполнения боевых задач в таких государствах, как Ирак, Ливия и Афганистан. При помощи F-15E с больших расстояний атаковались важные цели, осуществлялось патрулирование воздушного пространства. Кроме того, F-15E использовался для оказания непосредственной авиационной поддержки силам коалиции. На данный момент этот боевой самолет состоит на вооружении американских ВВС, а также выпускается для экспортирования в другие страны.

Перспективы

Сегодня авиационными инженерами конструкторского бюро им. Микояна на базе боевого самолета МиГ-35 разрабатывается истребитель пятого поколения. Конструкторы планируют создать авиационную машину, которая по своим характеристикам превзойдет Т-50 и будет применяться для выполнения расширенных задач.

Кроме того, в дальнейшем авиационные конструкторы планируют заменить самолеты М-160 и Ту-95 перспективным авиационным комплексом дальней авиации. Работы по новому стратегическому бомбардировщику ведутся в КБ им. Туполева с 2009 года. Заказчиком на новую авиационную боевую машину с 2014 года является Минобороны России. На данный момент о типе и характеристиках будущего самолета известно очень мало. Предположительно, данная авиационная машина будет дозвуковой, сконструированной по типу «летающее крыло». Первый выпуск запланирован на 2020 год. Серийное производство будет налажено в 2025 году. Подобные работы в рамках проекта Next Generation Bomber сегодня ведутся и в США. Согласно имеющимся данным, американский самолет будет дозвуковым и рассчитанным на огромный радиус действия (предположительно, 9 тыс. км). На выпуск одного самолета США выделит полмиллиарда долларов.

В заключение

Авиация для России и США является ведущим видом вооруженных сил. США - первая в мире страна, использующая самолеты-невидимки и истребители пятого поколения. Сегодня американские истребители и стратегические бомбардировщики, насчитывающие не менее 5600 самолетов самых различных типов, успешно применяются для борьбы с боевиками ИГИЛ.

После развала СССР Россия стала обладателем основной части авиации бывшего государства. На вооружении страны состоит 1500 боевых самолетов. Однако большинство из них являются устаревшими. Распад СССР отрицательно сказался на авиационной отрасли в России. Многие проекты так и остались нереализованными. Российским конструкторам сегодня приходится наверстывать упущенное.

У ВВС США есть аккаунт на Flickr, где они публикуют фотографии для прессы и общественности. Там ни много ни мало 275 альбомов, с общим количеством фотографий более 4600. То, что вы увидите ниже – подборка лучших кадров из 50 альбомов.

(Всего 25 фото)

Спонсор поста: Психологическая помощь : Если Вы не знаете, какой специалист Вам нужен, мы можем помочь Вам найти профессионала, наиболее полно отвечающего Вашему запросу.

1. Майор ВВС США Дж.Р. Вильямс, номер 6 группы "Тандербердс" над авиабазой Пис, Нью-Гемпшир, 14 августа 2011 года. (U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Larry E. Reid Jr.)

2. KC-135 "Стратотанкер" из 190-го звена заправщиков Национальной Гвардии Канзаса готовится к дозаправке истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" во время перелета из Японии в США. (U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Ben Fulton)

3. F-16 из показательной эскадрильи "Тандербердс" демонстрируют фигуры пилотажа на авиашоу "Legacy of Liberty" на авиабазе Холломэн, Нью-Мексико, 8 октября 2011 года. Главная задача эскадрильи – показать возможности современных боевых самолетов и уровень подготовки пилотов. (U.S. Air Force photo by Senior Airman DeAndre Curtiss)

4. Боец 920-го спасательного авиакрыла базы Патрик, Флорида, совершает прыжок с борта заправщика HC-130P/N, 4 ноября 2011 года. Спасательные команды предназначены для подбора и эвакуации пилотов в самых отдаленных уголках планеты по воздуху, воде или земле. (Courtesy photo by Mike Brown)

5. Бомбардировщик В-2 "Спирит" пролетает над полем, где проходит 98-й чемпионат по футболу "Rose Bowl", 2 января 2012 года, Пасадена, Калифорния. (U.S. Air Force photo by Jennifer Greene)

6. Штаб-сержант 31-й спасательной эскадрильи ВВС Джейкоб Шаумберг поднимается на борт вертолета HH-60 "Пейв Хоук" во время совместных учений у побережья Окинавы, Япония, 1 сентября 2011 года. В программе учений были операции по поиску и спасению, непосредственная воздушная поддержка, морские оборонительные и наступательные маневры. (U.S. Air Force photo by Airman 1st Class Jarvie Z. Wallace)

7. Истребитель F-15E "Страйк Игл" сбрасывает ложные цели, Афганистан, 12 ноября 2008 года. Истребитель входит в состав 391-й экспедиционной истребительной эскадрильи, базирующейся на аэродроме Баграм. (U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Aaron Allmon)

8. Истребители F-16 "Файтинг Фолкон" из 8-го и 419-го авиакрыльев демонстрируют "ход слоном" на взлетно-посадочной полосе во время учений на авиабазе Кунсан, Южная Корея, 2 декабря 2011 года. Целью учений было установить, способны ли техники аэродрома быстро подготовить самолет к боевому вылету. (U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Rasheen Douglas)

9. Истребитель F-16 "Файтинг Фолкон" из 4-й истребительной эскадрильи дозаправляется над Иорданом, 17 октября 2011 года. Каждый год страны, на вооружении которых состоит F-16, участвуют в соревнованиях "Eager Tiger Falcon Air Meet". (U.S. Air Force photo by Senior Airman Asha Kin)

10. Старший техник Джастин Эванс, командир подразделения из 60-го отряда технического обеспечения с колесом от самолета С-5 "Гелэкси" на авиабазе Тревис, Калифорния, 6 октября 2011 года. (U.S. Air Force photo by Lt. Col. Robert Couse-Baker)

11. Самолеты из группы "Тандербердс" показывают фигуру высшего пилотажа над Фолкон Стадиум после церемонии выпуска 1046 вторых лейтенантов. (US Air Force photo by Dennis Rogers)

12. Майор Аарон Джелинек над авиабазой Пис Национальной Гвардии США во время авиашоу, 14 августа 2011 года. Джелинек – лучший пилот из группы "Тандербердс". (U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Larry Reid Jr.)

13. Члены экипажа в грузовом отсеке самолета С-130 "Геркулес", сбрасывающего гуманитарную помощь на остров Фе, входящий в состав Микронезии. Операция "Рождественский сброс", 12 декабря 2011 года

14. Штурмовик А-10 "Тандерболт II" над Афганистаном, 18 августа 2011 года. Хорошо видна знаменитая 30-миллиметровая пушка GAU-8/A "Эвенджер" Это оружие способно производить 3900 выстрелов в минуту и предназначено для поражения наземных целей, в том числе и танков. (U.S. Air Force photo by Master Sgt. Jeffrey Allen)

15. Первый из 15 БПЛА Блока 40 "Глобал Хоук" демонстрируется компанией Нортроп-Грумман и ВВС США в Палмдейле, Калифорния, 25 июня 2011 года. Новый беспилотник оснащен усовершенствованным радаром MP-RTIP, способным обнаруживать, отслеживать и идентифицировать неподвижные и движущиеся цели. (Courtesy photo)

16. Штурмовик А-10 "Тандерболт II" над Афганистаном, 18 августа 2011 года. И А-10, и его 30-миллиметровая пушка были приняты на вооружение в 1977 году. Вес пушки составляет 16% веса всего самолета. (U.S. Air Force photo by Master Sgt. Jeffrey Allen)

17. F-15 "Страйк Игл" 390-й истребительной эскадрильи авиабазы Маунтин Хоум, Айдахо, проводит пробный запуск форсажа на аэродроме 4 Винг Колд Лейк, Канада, 9 июня 2099 года. Совместные учения "Maple Flag 42" предоставляют возможность отрабатывать взаимодействие сил НАТО в воздушном и наземном бою. (U.S. Air Force Photo by Senior Airman Larry E. Reid Jr.)

18. Штаб-сержант ВВС США Питер Дженсен на борту грузового самолета С-17 "Глоубмастер III", 30 сентября 2011 года. Дженсен и дургие члены экипажа С-17 сбросили 40 пакетов с припасами на удаленный аванпост в Афганистане. Доставка воздухом позволяет сократить количество конвоев, проходящих по опасным районам. (U.S. Air Force photo by Master Sgt. Jeffrey Allen)

19. Пилотажная группа "Тандербердс" на F-16 выступает на авиашоу "Legacy of Liberty ", 8 октября 2011 года. (U.S. Air Force photo by Senior Airman DeAndre Curtiss)

22. Девять истребителей F-16 готовятся к взлету, авиабаза Шоу, Южная Каролина, 10 января 2012 года. В Южной Корее была развернута 55-я экспедиционная эскадрилья из 12 F-16 и 250 человек личного состава. (U.S. Air Force photo by Senior Airman Kenny Holston)

23. Тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия F-111 "Аардуорк", также применяемый в качестве самолета радиоэлектронной борьбы и разведчика. F-111 были полностью сняты с вооружения в 1998 году. (U.S. Air Force archive photo)

24. F-16A "Файтинг Фолкон" и F-15E "Страйк Игл" пролетают над горящими нефтяными вышками в Кувейте. Операция "Буря в пустыне". (U.S. Air Force archive photo)

Самолет выпускался компанией «Bell Aircraft» в 1939-1940 г. в трех малоразличимых модификациях. Всего было выпущено 13 машин. ТТХ машины: длина – 14 м; высота – 4,1 м; размах крыла – 21,2 м; площадь крыла – 63,5 м²; масса пустого – 6,1 т, взлетная – 9,7 т; двигатели – два Allison V-1710 мощностью 1 150 л.с; скороподъемность – 7,6 м/м; максимальная скорость – 430 км/ч, крейсерская – 390 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 9 300 м; вооружение – две 37-мм пушки Madsen, два 12,7-мм пулемета и два 7,62-мм пулемета, бомбовая нагрузка – 300 кг; экипаж – 5.

Самолет «Airacobra» выпускался компанией «Bell Aircraft» в 1940-1944 гг. Самолет представлял собой одноместный, одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и трёхстоечным шасси. Двигатель располагался за кабиной летчика. Крутящий момент от двигателя передавался на винт через вал, проходящий сквозь кабину летчика и всю носовую часть фюзеляжа. Всего было выпущено 9,6 тысяч машин в таких модификациях: P-39C (базовый вариант), P-39D (с 1 150-сильным двигателем и 37-мм пушкой), P-39D-1 (с 20-мм пушкой), P-39D-2 (с 1 325-сильным двигателем), P-39F (1 150 л.с.), Р-39К (1 325 л.с.), Р-39L (1 325 л.с.), Р-39М (1 200 л.с), Р-39N (1 200 л.с) и Р-39Q (1 200 л.с). Истребитель поставлялся в Великобританию и СССР (4,5 тыс. ед.). ТТХ машины: длина – 9,2 м; высота – 3,8 м; размах крыла – 10,4 м; площадь крыла – 19,9 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,6 т; двигатели – два Allison V-1710 мощностью 1 150-1 325 л.с; скороподъемность — 14,4 м/с; объем топливных баков – 455 л; максимальная скорость – 585 — 605 км/ч, крейсерская – 528 — 548 км/ч; практическая дальность – 990 – 1 700 км; практический потолок – 9 600 — 10 600 м; длина разбега — 300 м, пробега – 350 м; вооружение – 20-мм или 37-мм пушка, два-четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2 и четыре 7,62-мм пулемета; бомбовая нагрузка — 230 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался на базе «P-39 Airacobra» компанией «Bell Aircraft» в 1944-1945 гг. по заказу СССР (поставлено 2 397 машин). От предшественника он отличался новой конструкцией крыла, усиленным шасси, удлиненной хвостовой частью фюзеляжа. Всего было выпущено 3,3 тысячи машин в таких модификациях: Р-63А, Р-63-С и Р-63Е. Самолет также использовался во Франции (поставлено 300 машин). ТТХ машины: длина — 10 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11,6 м; площадь крыла – 20,8 м²; масса пустого – 2,9 т, взлетная – 4,8 т; двигатель – V-12 Allison V-1710 мощностью 1 325 – 1 500 л.с; объем топливных баков — 405 л; скороподъемность – 19 м/с; максимальная скорость – 657 км/ч, крейсерская – 608 км/ч; практическая дальность – 870 — 3540 км; практический потолок – 11 900 м; вооружение – 37-мм пушка М-4, четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2; бомбовая нагрузка – 0,7 т; экипаж – 1 человек.

Самолет выпускался компанией «Boeing» в 1934-1936 гг. Он представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с отрытой кабиной. Всего было выпущено 151 машину. Самолет также использовался в Китае и Филиппинах. ТТХ машины: длина – 7,2 м; высота – 3 м; размах крыла – 8,5 м; площадь крыла – 13,9 м²; масса пустого – 1 т, взлетная –1,5 т; двигатель – Pratt & Whitney R-1340 мощностью 600 л.с; скороподъемность – 719 м/м; максимальная скорость – 377 км/ч, крейсерская – 320 км/ч; практическая дальность – 580 км; практический потолок – 8 300 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета или 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы; бомбовая нагрузка – 90 кг; экипаж – 1 человек.

Самолет выпускался фирмой «Curtiss-Wright» в 1939-1940 гг. на базе учебного самолета CW-19. Он имел убирающееся шасси с хвостовым колесом. Всего было выпущено 62 машины по заказу Китая и Нидерландов в двух модификациях: CW-21A и CW-21В. ТТХ машины: длина – 8 м; высота – 2,6 м; размах крыла – 10,7 м; площадь крыла – 16,2 м²; масса пустого – 1,5 т, взлетная – 2 т; двигатель — Wright R-1820-G5 Cyclon мощностью 1 000 л.с; скороподъемность – 1 370 м/м; максимальная скорость – 505 км/ч, крейсерская – 454 км/ч; практическая дальность – 1 000 км; практический потолок – 10 400 м; вооружение – 12,7-мм пулемет и три 7,62-мм пулемета; экипаж – 1 человек.

Самолет был разработан фирмой «Curtiss-Wright Corporation» и выпускался в 1938-1942 гг. Всего было выпущено 1,3 тысячи машин. Самолет также использовался в Великобритании (под обозначением Mohawk), Франции (Curtiss 75-С1) и Финляндии (Curtiss Hawk 75A-3). ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 2,6 м; размах крыла – 11,4 м; площадь крыла – 21,9 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 2,7 т; двигатель – R-1830 Twin Wasp мощностью 1 050 л.с; скороподъемность – 17 м/с; максимальная скорость – 500 км/ч, крейсерская – 432 км/ч; практическая дальность – 1 300 км; практический потолок – 9 900 м; вооружение – 12,7-мм пулемет Browning M-2 и 7,62-мм пулемета Browning М1919; бомбовая нагрузка — 90 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался компанией «Curtiss-Wright» на базе «P-36 Hawk» в 1939-1944 г. Самолет представлял собой одноместный, одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Фюзеляж-монокок и низкорасположенное крыло имели обшивку из алюминиевого сплава, рули и элероны обтягивались полотном. Всего было выпущено 13,7 тысяч машин в 19 модификациях (XP-40, P-40, P-40A, P-40B (Tomahawk IIA), P-40C (Tomahawk IIB), P-40D (Kittyhawk Mk-Is), P-40A, P-40E (P-40E-1), P-40F и P-40LP-40G, RP-40G, P-40K, P-40M, P-40N, P-40P, XP-40Q, P-47Ds и P-51Ds, P-40R, RP-40, TP-40, Twin P-40). Самолет использовался в 26 странах, в т.ч. и в СССР (2,2 тыс.ед.). ТТХ машины: длина – 9,7 м; высота – 3,8 м; размах крыла – 11,4 м; площадь крыла – 21,9 м²; масса пустого – 2,9 т, взлетная – 4 т; двигатель – Allison V-1710 мощностью 1 150 л.с; скороподъемность — 11 м/с; максимальная скорость – 580 км/ч, крейсерская – 435 км/ч; практическая дальность – 1 100 – 2 200 км; практический потолок – 8 800 м; длина разбега — 300 м, пробега – 350 м; вооружение — шесть 12,7-мм пулемета Browning M-2; бомбовая нагрузка — 0,9 т; экипаж – 1 человек.

Тяжелый двухмоторный истребитель «Lightning» выпускался компаниями «Lockheed» и «Vultee» в 1941-1945 гг. Он имел трехфюзеляжную конструкцию. В боковых фюзеляжах размещались задние стойки шасси и два турбокомпрессора. Кабина пилота располагалась в центральной гондоле, там же находилась носовая пулеметно-пушечная батарея и стойка переднего колеса. Машина имела цельнометаллическую конструкцию, включая обшивку рулей и элеронов. Всего было выпущено 10 тысяч машин в девяти серийных модификациях: Р-38, Р-38Е, P-38F, P-38G, P-37H, P-38J, P-38L, P-38L-5, P-38M, которые различались установленным оборудованием и оснащением. ТТХ машины: длина – 11,5 м; высота – 3,9 м; размах крыла – 15,9 м; площадь крыла – 30,5 м²; масса пустого – 5,3 — 5,8 т, взлетная – 7 — 9,8 т; двигатели – два Allison V-1710 мощностью 1 150 – 1 600 л.с; скороподъемность – 24 м/с; объем топливных баков – 1,1 — 1,6 тыс.л; максимальная скорость – 620 — 670 км/ч, крейсерская – 460 — 520 км/ч; практическая дальность – 725 – 3 200 км; практический потолок – 11 800 — 13 400 м; вооружение – 20-мм или 37-мм пушка, четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2 и; бомбовая нагрузка — 1,8 т или 10 ракет HVAR; экипаж – 1 человек.

Одноместный истребитель дальнего радиуса действия (сопровождения) выпускался компанией «North American» в 1941-1945 гг. Самолет был разработан по заказу Великобритании, где получил обозначение «Mustang Mk-I – Mk-IV». Всего было выпущено 16,8 тысяч машин в таких модификациях: P-51 (с 1 100-сильным двигателем), P-51A (1 325 л.с.), Р-51В (1 430 л.с.), Р-51С – (аналог Р-51В, выпускаемый в Далласе), P-51D (1 750 л.с., шесть 12,7-мм пулеметов), Р-51К (с двигателем 1 750 л.с. и 3,3-метровым винтом) и Р-51Н (с 2 218-сильным двигателем). ТТХ машины: длина — 9,8 м; высота – 4,6 м; размах крыла – 11,3 м; площадь крыла – 21,8 м²; масса пустого – 2,9 — 3,5 т, взлетная – 3,9 — 5,5 т; двигатель – Allison V-1710/Packard V-1650 мощностью 1 200 — 2 218 л.с; объем топливных баков – 1 — 1,8 тыс.л; скороподъемность – 9,7 — 27,2 м/с; максимальная скорость – 570 — 780 км/ч, крейсерская – 580 км/ч; практическая дальность – 1 500 — 3 200 км; практический потолок – 13 400 м; вооружение – четыре-шесть 12,7-мм пулемета Browning; бомбовая нагрузка – 0,9 т или 10 ракет HVAR; экипаж – 1 человек.

Тяжелый ночной истребитель выпускался фирмой «Northrop» с 1944 г. Он представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, построенный по двухбалочной схеме. Шасси — трехопорное, убирающееся, с носовой стойкой. Истребитель был оснащен поисково-прицельным радаром. Всего было выпущено 742 машины в таких модификациях: Р-61А (выпущено 215 машин), Р-61В (450 машин) и Р-61С (41 машина). ТТХ машины: длина — 15,1 м; высота – 4,5 м; размах крыла – 20,1 м; площадь крыла – 61,5 м²; масса пустого – 10,7 т, взлетная – 16,4 т; двигатели – два Pratt & Whitney R-2800-65/73 мощностью 2 250 – 2 800 л.с; объем топливных баков – 2,4 тыс.л; скороподъемность – 12,9 м/с; максимальная скорость – 590-690 км/ч, крейсерская – 430 — 450 км/ч; практическая дальность – 670 – 2 200 км; практический потолок – 10 600 – 12 500 м; вооружение – четыре 20-мм пушки и четыре 12,7-мм пулемета Browning M-2; бомбовая нагрузка – 1,5 — 2,9 т и 6 ракет HVAR; экипаж – 2 — 3 человека.

Самолет выпускался фирмой «Republic Aviation» в 1941-1942 гг. на базе «Р-35». Самолет представлял собой одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. Всего было выпущено 273 машины. Самолеты также использовались в Австралии, Великобритании и Китае. ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 4,3 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,7 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,6 т; двигатель – Pratt Whitney R-1830 мощностью 1 200 л.с; максимальная скорость – 560 км/ч; практическая дальность – 1 280 км; практический потолок – 11 600 м; вооружение — два 12,7-мм пулемета Browning M-3 и два 7,62-мм пулемета; экипаж – 1 человек.

Истребитель-бомбардировщик выпускался фирмой «Republic Aviation» в 1942-1945 гг. Он представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с полотняной обшивкой рулевых поверхностей, убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом. Всего было выпущено 15,7 тысяч машин в таких вариантах: Р-47В (базовый вариант), Р-47С (с 2 300-сильным двигателем), Р-47D (основной серийный вариант), Р-47G (аналог Р-47D, построенный «Сurtiss-Wright»), ХР-47K (с укороченной задней частью фюзеляжа), ХР-47L (с увеличенной емкостью топливных баков), P-47M (скоростной вариант), XP-47N (с усиленным крылом), P-47N (с 2 800-сильным двигателем). СССР получил по ленд-лизу 203 машины P-47D. ТТХ машины: длина – 11 — 13 м; высота – 4,5 м; размах крыла – 11 — 12,4 м; площадь крыла – 27,9 — 30 м²; масса пустого – 4,5 — 5 т, взлетная – 7,9 — 10,2 т; двигатель – Pratt & Whitney R-2800 мощностью 2300 — 2800 л.с; объем топливных баков – 2,1 – 3,7 тыс.л; скороподъемность – 780 — 847 м/с; максимальная скорость – 690 — 750 км/ч, крейсерская – 387 км/ч; практическая дальность – 3 000 км; практический потолок – 12 400 – 13 100 м; длина разбега – 1 400 м, пробега – 400 м; вооружение — восемь 12,7-мм пулеметов Browning; бомбовая нагрузка – 1,1 – 1,4 т; экипаж – 1 человек.

Самолет выпускался фирмой «Seversky» в 1937-1941 гг. Он представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Всего было выпущено 136 машин. Самолет поставлялся в Швецию под обозначением J-9. ТТХ машины: длина – 8,2 м; высота – 3 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 4 т; двигатель – R-1830-45 мощностью 1 050 л.с; скороподъемность – 585 м/м максимальная скорость – 500 км/ч, крейсерская – 418 км/ч; практическая дальность – 1 500 км; практический потолок – 9 600 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Colt-Browning M-2 и два 7,62-мм пулемета Colt-Browning; бомбовая нагрузка — 160 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался компанией «Vultee Aircraft» в 1940-1942 гг. по заказу Китая (поставлено 129 машин). Он представлял собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Крыло, состоявшее из центроплана и отъемных консолей, несло механизацию: закрылки и элероны с гидроприводом. Основные стойки шасси складывались в центроплан по направлению к фюзеляжу. Хвостовое колесо убиралось под створки. Всего было выпущено 146 машин. ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 2,9 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 18,3 м²; масса пустого – 2,4 т, взлетная – 3,3 т; двигатель – Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1 200 л.с; скороподъемность – 10,4 м/с; объем топливных баков – 908 л; максимальная скорость – 547 км/ч, крейсерская – 467 км/ч; практическая дальность – 1 500 км; практический потолок – 8 500 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Browning M2 и четыре 7,62-мм пулемета; экипаж – 1 человек.

С первой публикации данного поста прошло уже больше года. За это время я узнал много нового о себе и выслушал энное количество «лестных и остроумных» отзывов. К счастью, среди них было много конструктива, благодаря которому я скорректировал данные по количественному составу авиации. Нашей и невероятного союзника.

Но прежде чем переходить к самому посту, я хочу сказать следующее:


А) В современной войне нет одиночных «уберкрафтов», способных изничтожать всех и вся. Война - это мультимодальное взаимное уничтожение. В ней участвует и авиация, и ПВО, и мотопехота, и разведка, и артиллерия и т.д. Еще больше места в ней отводится воле случае, боевой слаженности, погодным условиям, моральному духу войск. Поэтому нет и не будет такой ситуации, когда Ф-35 будет воевать только с Су-35С или ФА, а все остальное его не будет интересовать. «И все остальное» не будет интересоваться Ф-35. Нет никаких автономных индивидуальных дуэлей в воздухе. Есть возможности кого-то сбить, разбомбить, от кого-то отбиться, от чего-то уйти.

Б) Меня не волнует количественный состав истребительной и ударной авиации США. Причины следующие: 1) у нас с США возможен лишь обмен МРЯУ с последующими атаками «стратегов», если, конечно, к тому моменту что-то останется; 2) США не смогут сконцентрировать такое кол-во авиации у нашей границы. Авианосцы несут только определенные типы самолетов. Еще и доплыть надо без происшествий. Подходящих аэродромов в Европе, находящихся в пределах боевого радиуса их самолетов, может банально не хватить для размещения такого кол-ва машин. Не стоит забывать и о «подарках с сюрпризами» от наших ОТРК (м.б, с ТЯО), армейской разведки и, возможно, МБР. Во что превратятся эти «филды», думаю, понятно. Плюс остро встает вопрос снабжения и обеспечения всей этой порнографии техники.

Ну, начнем. Для тех, кто ценит свое время, выводы даю в самом начале:

1) ВВС США превосходят ВВС РФ в общем количественном отношении примерно в 4 раза. И в 2 раза по количеству боевых самолетов в эксплуатации;

2) тренд на ближайшие 5-7 лет - капитальная модернизация парка российской авиации;

3) PR, реклама и психологические войны - излюбленный и эффективный метод ведения боевых действий США. Противник, который психологически повержен (неверием в силу своего , руководства и т.д.) уже наполовину побежден.

Итак, начнем.

Авиация ВВС/ВМС/Гвардии США - мощнейшая в мире.

Да, это, действительно так. Общая численность авиации США на 2013 год составила 2960 (1593 в эксплуатации) истребителей, 162 (95) бомбардировщиков, 424 (255) ударных самолетов, 1795 танкеров и транспортников и более 1100 УТС. Всего ~ 8 250 машин.

Для сравнения: общая численность ВВС РФ составляет на май 2013 года 897 (760) истребителей, 321 (88) бомбардировщик, 329 (153) ударных самолета, 372 транспортных самолетов, 18 танкеров, 200 УТС. Всего ~ 2 200 машина.


Однако есть нюансы, главный из которых - авиация США стареет, а замена её запаздывает.

Поясню, что я имею в виду под «устареванием». Если вы посмотрите на таблицу, то увидите, что на F-15/16 приходится чуть более 50% всего парка авиации США. Это были хорошие самолеты для своего времени, но уже тогда они по ряду показателей уступали нашим МиГ-29 и Су-27 (особенно с точки зрения эксплуатации в прифронтовых условиях), что сильно «озадачило» американских коллег.

Что мы видим сейчас? Наша страна 20 лет назад пошла по пути демократии и капитализма с Су-27 и МиГ-29. Благодаря грамотной экспортной политике машины смогли выжить, а затем и повысить свой потенциал до Су-35С и МиГ-35. Т.е. инженерам и проектировщикам не пришлось создавать самолеты буквально с «нуля». Безусловно, любая буква в индексе может означать, что перед нами совершенно иная машина, превосходящая свою предшественницу в разы. Но планеры у МиГ-29СМТ и у Су-27СМ3 или Су-35С остались прежними. А это совершенно иные затраты.

А что у США? Они вошли в кризис с F-22 (полностью новая машина), снятым с производства, и с недоделанным F-35 (полностью новая машина), а также массовым парком хороших, но уже устаревших F-15/16. Свой бред я веду к тому, что на данный момент у США нет относительно дешевого задела , который позволил бы им поддерживать количественное (а в чем-то и качественное) превосходство над РФ без многомиллиардных вложений в новые разработки. Через 5-7 лет им придется списать порядка 450-500 F-15/16, а у нас к этому времени будет около 250 новых Су-27СМ и СМ3, 64 МиГ-29СМТ, 96 Су-35С и 60 Су-30СМ.


То есть авиационный парк РФ за следующие 5-7 лет будет активно модернизироваться . В том числе и за счет создания абсолютно новых самолетов. На данный момент до 2020 года заключены контракты на производство/модернизацию:

МиГ-31БМ - 100 ед.;
Су-27СМ - 96 ед.;
Су-27СМ3 - 12 ед.;
Су-35С - 95 ед.;
Су-30СМ - 60 ед.;
Су-30М2 - 4 ед.;
МиГ-29СМТ - 50 ед.;
МиГ-29К - 24 ед.;
МиГ-35 - 37 ед. (?);
Су-34 - 124 (184) ед.;
ФА - 60 ед.;
Ил-476 - 100 ед.;
Ан-124-100М - 42 ед.;
А-50У - 20 ед.;
Ту-95МСМ - 20 ед.;
Як-130 - 65 ед.
Фактически к 2020 году в строй будут введены чуть более 850 новых машин.

Справедливости ради отмечу, что Карфаген должен быть разрушен США в 2001 году планировали до 2020 года закупить около 2 400 F-35. Однако на данный момент все сроки сорваны, а принятие на вооружение самолета отложено до середины 2015 года. Всего на данный момент у США 63 «Лайтнинга-2».

У нас всего несколько самолетов 4++ и нет 5 поколения, а у США их уже сотни.

Да, все верно, у США на вооружении 141 F-22А. У нас Су-35С - 48 штук. ПАК-ФА проходит летные испытания. Но необходимо учитывать:
А) Самолеты F-22 сняты с производства из-за 1) дороговизны (280-300 ед. $ супротив 85-95 у Су-35С); 2) косяков с хвостовым оперением (разваливалось при перегрузках); 3) глюков с СУО (система управления огнем); 4) отсутствия для США угрозы со стороны чьей-либо авиации (мы с ними будем воевать СЯС), проблем с вентиляцией и невозможности его кому-либо продать.

Б) F-35 при всем его пиаре весьма далек от 5 поколения . Да и косяков хватает: то ЭДСУ откажет, то планер сломается, то СУО лагает.

В) К 2020 году в войска поступят: Су-35С - 150 ед, ФА - 60 ед.

Г) Сравнение отдельных самолетов вне контекста их боевого применения - некорректно. Боевые действия - это высокоинтенсивное и мультимодальное взаимное уничтожение, где многое зависит от конкретной топографии, погодных условий, везения, выучки, слаженности, морального состояния и т.д. Отдельные боевые единицы ничего не решают. На бумаге обычный ПТУР любой современный танк разорвет, а вот в условиях боя все куда более прозаично.

Их 5 поколение в разы превосходит наши ФА и Су-35С.

Это весьма смелое заявление.

А) Начать следует с того, что Ф-22 создавался для борьбы с нашими Су-27 и МиГ-31. И было это довольно давно. ФА создается для противостояния с 4-ым поколением, которое он встретит в Европе, и с Ф-35, который по своим параметрам далеко не самый грозный «уфолет».

Б) Если Ф-22 и Ф-35 такие классные, почему они: 1) Так тщательно скрываются? 2) Почему не дают произвести замеры ЭПР? 3) Почему не устраивают показательные догфайты или хотя бы простое сравнительное маневрирование, как на авиасалонах?

В) Если сравнивать ЛТХ наших и американских машин, то можно обнаружить отставание у наших самолетов лишь по ЭПР (у Су-35С) и дальности обнаружения (20-30 км). 20-30 км по дальности - это не так уж и критично по той простой причине, что те ракеты, что у нас есть, превосходят штатовские AIM-54, AIM-152AAAM по дальности на 80-120 км. Я про РВВ БД, КС-172, Р-37. Так что, если БРЛС Ф-35 или Ф-22 имеют лучшую дальность по малозаметным целям, то вот сбивать-то они чем эту цель будут? Да и где гарантия, что «контакт» не будет лететь «низэнько-низэнько» , прячась в складках местности?

В) В военном деле нет ничего универсального. Есть многоцелевые самолеты, способные как работать по воздушным целям, так и по земле в зависимости от вооружения. Попытка создать универсальный самолет, способный выполнять функции перехватчика, бомбера, истребителя и штурмовика, приводит к тому, что универсальный становится синонимом слова посредственный. Война признает только лучшие образцы в своем классе, заточенные для решения конкретных задач. Поэтому если штурмовик, то - Су-25СМ, если фронтовой бомбер - Су-34, если перехватчик - МиГ-31БМ, если истребитель - Су-35С.

И уж тем более Ф-22 - не универсальный самолет. Он создавался для завоевания господства в воздухе. Для уничтожения Су-27 и МиГ-31, которые представляли немалую опасность для американской стратегической и ударно-штурмовой авиации. Его основная задача - контроль воздушного пространства. А в этой категории разработка самолетов подчинена единому лозунгу - "ни грамма (ни фунта) по земле". Так что ни о каких «сверхвозможностях» Ф-22 говорить не приходится.

Г) Война - это не сравнение, у кого копье длиннее. Важнее, у кого эти копья будут лучше по отношению цена/качество/количество. У нашего потенциального друга самолеты стоят бешеных денег, а сколько они потратили на НИОКР, даже вспоминать не хочется: 400 млрд. $ на Ф-35 (и программа еще не завершена) и 50 млрд. $ на Ф-22. Для сравнения, на ФА у нас планируется «извести» 10 млрд. $ бюджетных денег.

У США значительное превосходство в силах стратегической авиации.

Это не так.

В боевом составе ВВС США находится уже 95 стратегических бомбардировщиков: 44 В-52Н, 35 В-1В и 16 В-2А. Б-2 - исключительно дозвуковой - из ЯО несет только свободнопадающие бомбы. Б-52Н - дозвуковой и старый, . Б-1Б - больше не является носителем ЯО (СНВ-3). По сравнению с Б-1 Ту-160 имеет в 1,5 раза большую взлётную массу, в 1,3 раза больший боевой радиус, в 1,6 раз большую скорость и большую нагрузку во внутренних отсеках. К 2025 году мы планируем ввести в строй новый стратегический бомбардировщик (ПАК-ДА), который пойдет на замену Ту-95 и Ту-160. США же продлили срок службы своих самолетов до 2035 года, а разработку нового «стратега» и новой КРВБ отложили на 2030-2035 годы.

Если сравнивать их КРВБ (крылатые ракеты) с нашими, то совсем все интересно получается. AGM-86 ALCM имеет дальность в 2400 км. Наши же Х-55 - 400-4500 км, а Х-101 - 7000-8500 км. Т.е. Ту-160 может отстреляться по территории или АУГ противника, не входя в зону поражения, а потом спокойно уйти на сверхзвуке (для сравнения, макс. время работы на полной тяге с форсажем у F/A-18 - 10 минут, у 160-ого - 45 минут). Также вызывает глубокие сомнения их возможность преодолеть нормальную (не арабо-югославскую) систему ПВО.

Подводя итоги, хочу еще раз отметить, современная воздушная война - это не индивидуальные бои в воздухе, а работа систем обнаружения, целеуказания, подавления и т.д. И рассматривать самолет (будь то Ф-22 или ФА) как гордого небесного джигита - не нужно. Вокруг много всяких нюансов в лице ПВО, работы РЭБ, наземных РиРТР, погодных условий, фальшфейеров, ЛТЦ и прочей радости, что не даст пилоту даже выйти на цель. Поэтому не нужно складывать саги и петь гимны одиночным фантастическим крылатым кораблям, что принесут лавры побед к ногам тех, кто их создал, и уничтожат всех, кто осмелится «поднять руку» на их создателей.

Военно-воздушные силы США как отдельный вид войск появились только в 1947 году, после принятия закона о Национальной безопасности. Прежде того военная авиация входила в состав сухопутных сил и ВМС США . До официального рождения боевая авиация США прошла путь длиной в сорок лет.

Первые авиационное подразделение в армии США появились еще в 1907 году, оно называлось «воздухоплавательным отделением Корпуса Связи». Только в 1908 году на его вооружении появился первый самолет, Корпус занимался испытаниями аппаратов тяжелее воздуха и подготовкой летчиков.

После вступления США в Первую Мировую войну (1918 год) боевая авиация вошла в состав американских экспедиционных сил в Европе. В этом же году была организована авиационная служба армии США. Американские пилоты активно участвовали в воздушных сражениях Первой Мировой, оказывая тактическую поддержку собственным войскам. Лучшим американским пилотом той войны стал Эдуард Рикенбэкер, на счету которого 21 самолет и 4 дирижабля противника.

В 1926 году американские военно-воздушные силы были реорганизованы в Воздушный корпус армии США, именно в таком виде они вступили во Вторую Мировую войну . Этот конфликт начался для Америки с нападения японцев на тихоокеанскую военно-морскую базу Перл-Харбор, а закончился атомными бомбардировками японских городов. Переоценить значение авиации в победе над Японией и Германией трудно.

В первые месяцы войны американцы понесли тяжелые потери на тихоокеанском театре военных действий, но уже в 1942 году авиация США начала наносить удары по территории Японии.

Американская промышленность очень быстро сумела наладить массовый выпуск прекрасных боевых самолетов, которые использовались не только американцами, но и поставлялись союзникам. Настоящими символами той войны стали истребитель Р-51 Mustang и бомбардировщик В-17 Flying Fortress. Кроме этих самолетов, в больших количествах выпускались истребители-бомбардировщики Р-47 Thunderbolt, тяжелый бомбардировщик В-24 Liberator и другие боевые и транспортные самолеты.

Во время Второй мировой войны США впервые активно начали использовать стратегические бомбардировщики для уничтожения инфраструктуры противника.

После высадки союзных войск в Нормандии американские летчики начинают оказывать тактическую поддержку сухопутным подразделениям. На этом этапе войны превосходство союзников над немецкими ВВС было подавляющим. В небе Европы американские летчики сбили 35 тыс. самолетов противника, потеряв при этом 18 тыс. собственных машин. Потери американских ВВС на тихоокеанском театре боевых действий составили 4,5 тыс. самолетов, японцы потеряли 10 тыс. своих машин.

Ядерная бомбардировка японских городов открыла начало новой эры в человеческой истории.

После окончания войны военно-воздушные силы были значительно сокращены (с 2 млн до 300 тыс. человек), закрывались авиабазы, были уничтожены тысячи самолетов. Американцы обладали монополией на ядерное оружие и поэтому считали, что его мощи хватит для уничтожения любого противника.

В конце войны в авиационной технике произошла революция – началась эра реактивной авиации.

ВВС США начали постепенный переход на реактивные самолеты, но темпы перевооружения были неудовлетворительными.

18 сентября 1947 года был принят закон о Национальной безопасности, согласно которому ВВС становилось самостоятельным видом войск ВС США. В этом же период проводятся активные работы над созданием нового стратегического бомбардировщика.

В 1948 году СССР начал блокаду Берлина, и ВВС США приняли участие в первой масштабной гуманитарной операции по доставке различных грузов в осажденный город. В определенные периоды транспортные самолеты ежедневно доставляли в Берлин до 6 тыс. тонн грузов самой широкой номенклатуры (от угля до детского питания). До этого операции таких масштабов не проводились никогда. После Берлина стало понятно, что авиация способна выполнять еще одну стратегическую задачу: перебрасывать в любую точку мира значительное количество войск и обеспечивать их бесперебойное снабжение.

Следующим серьезным испытанием для ВВС США стала война на Корейском полуострове. Если бы не поддержка авиации на начальном этапе войны, то войска союзников, скорее всего, потерпели бы поражение. Уже в 1950 году в Корее начали появляться новейшие советские реактивные самолеты МиГ-15 , количество которых постоянно увеличивалось. Американским летчикам было запрещено наносить удары по аэродромам противника на китайской территории, где и были размещены МиГи.

Война в Корее четко показала, что значительное сокращение ВВС США было ошибкой, поэтому уже в начале 50-х годов финансирование военно-воздушных сил было резко увеличено. В этот период был разработан бомбардировщик В-52, также на вооружение были приняты новые виды истребителей и тактических бомбардировщиков.

Следующие несколько десятилетий вошли в историю как период Холодной войны – ожесточенного противостояния между Варшавским блоком и странами Запада. В это время конфронтация между СССР и США достигли своего апогея, мир неоднократно подходил к опасной грани масштабной термоядерной войны.

Воздушное пространство было одним из основных фронтов соперничества супердержав. Обе страны стремились создать более совершенные образцы авиационного вооружения и средств противовоздушной обороны. Ставились рекорды по дальности, скорости и высоте полета, средств на исследования в воздушно-космической сфере не жалели.

Важной вехой для ВВС США стала вьетнамская война. Первые бомбардировки Северного Вьетнама начались еще в 1964 году, почти сразу после инцидента в Тонкийском проливе. В 1965 году началась масштабная операция ВВС США под названием «Раскаты грома». Ее целью было уничтожение военной и гражданской инфраструктуры Северного Вьетнама, а также подавление воли вьетнамцев к дальнейшей борьбе.

Американская авиация активно использовалась до самого прекращения боевых действий в 1975 году. Во время вьетнамской кампании ВВС США, авиация ВМС США и авиация Корпуса морской пехоты потеряли 3374 самолета.

Еще в 60-е годы прошлого столетия начались разработки истребителя четвертого поколения, первым представителем этого класса машин стал самолет F-15 Eagle. Он эксплуатируется и сегодня. Чуть позже были завершены работы над истребителем F-16 Fighting Falcon, который долгие годы составляет основу истребительной авиации США.

В эти же годы активно продвигались работы в создании самолетов с пониженной заметностью для радиоэлектронных средств обнаружения противника («стелс»). Результатом этой программы стало создание самолетов , B-2 Spirit, а затем и истребителей пятого поколения.

ВВС США активно участвовали в операции «Буря в пустыне» (1990 год), более того, именно военно-воздушные силы внесли основной вклад в победу коалиции в этом конфликте. В этой войне США потеряли 40 самолетов и 23 вертолета, также было уничтожено несколько десятков БПЛА .

Американские военно-воздушные силы участвовали в нескольких операциях НАТО в Югославии (последняя в 1999 году), которые в итоге привели к падению правящего режима страны и распаду югославского государства.

В 2001 году ВВС США были задействованы в операциях американской армии в Афганистане и в Ираке (2003 год). В основном ВВС США использовались для поддержки сухопутных подразделений американской армии.

В настоящее время самолеты военно-воздушных сил США участвуют в борьбе против террористов ИГИЛ в Сирии.

Структура ВВС США

В своем составе ВВС США имеет министерство, штаб ВВС и одиннадцать командований. Кроме того, в структуру американских военно-воздушных сил входит 27 учреждений на правах командований.

В состав ВВС США входят и самолеты, которые числятся за Национальной гвардией страны. По своему уставу эта организация должна защищать территориальную целостность США, но поскольку на американцев никто никогда не нападал, то пилоты нацгвардии выполняют боевые задания наравне с летчиками военно-воздушных сил.

Руководит американскими военно-воздушными силами министр ВВС США. С 2013 года этот пост занимает Дебора Ли Джеймс. Однако министерство занимается только политическим и административным руководством ВВС, определяет его направления развития, отвечает за проведение исследовательских работ в области разработки новых летательных аппаратов (ЛА) и систем вооружения, а также занимается финансовыми вопросами. Министром ВВС США назначается гражданское лицо, не имеют воинских званий и его заместители и их советники.

Штаб ВВС США занимается организационными вопросами, оперативной и боевой подготовкой, материально-техническим обеспечением, разрабатывает планы использования военно-воздушных сил и уставы для военнослужащих. Также штаб принимает участие в вопросах разработок новых видов вооружения и ЛА, распределяет технику среди частей и подразделений. В настоящее время штабом руководит генерал ВВС США Марк Уэлш (с 2012 года). Территориально штаб ВВС США находится в Пентагоне , в штате Виргиния.

Вот список командований, которые входят в состав военно-воздушных сил США:

  • Боевое авиационное командование. Штаб находится на авиабазе Лэнгли, штат Виргиния. В его состав входит 1-я, 8-я, 9-я, 12-я воздушные армии и центр боевого применения ВВС.
  • Учебное авиационное командование. Штаб расположен на авиабазе Рэндольф, штат Техас. В состав входит 2-я воздушная армия, 19-я воздушная армия, военно-воздушный университет и другие части.
  • Командование воздушных перевозок. Штаб находится на авиабазе Скотт, Иллинойс. В состав командования входит 18-я воздушная армия и Экспедиционный учебно-научный центр.
  • Командование материально-технического обеспечения. Штаб расположен на авиабазе Райт-Паттерсон, Огайо. В состав входят исследовательские, производственные и логистические центры.
  • Командование резерва ВВС. Штаб - авиабаза Робинс, Калифорния. В состав входит 4-я, 10-я и 22-я воздушные армии.
  • Космическое командование. Штаб находится на авиабазе Петерсон, Колорадо. В состав командования включены 14-я и 20-я воздушные армии, центр космических и ракетных исследований.
  • Командование ВВС в зоне Тихого океана. Его штаб - авиабаза Хикэм, Гавайи. В его состав входят 5-я, 7-я, 11-я и 13-я армии.
  • Командование ВВС в Европе. Штаб находится в Германии на авиабазе Рамштайн. В его состав включены 3-я и 17-я армии.
  • Командование специальных операций ВВС. Его штаб расположен на авиабазе в Херлберте, штат Флорида. В его состав входит 23-я воздушная армия.
  • ВВС национальной гвардии. Штаб находится в Вашингтоне.
  • Глобальное ударное командование. Его штаб-квартирой является база ВВС США в Барксдейле, штат Луизиана. Это командование создано в 2009 году. Под его управлением находятся все стратегические ядерные силы, которыми располагает ВВС США. Это 20-я воздушная армия с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) и 8-я воздушная армия.

Основной структурной единицей ВВС США считаются воздушные армии, они состоят из авиакрыльев (аналог отечественных авиаполков), которые разделяются на отдельные эскадрильи.

Отдельно стоит упомянуть Глобальное ядерное командование, именно оно контролирует значительную часть стратегического ядерного оружия США. В состав 8-й армии входят бомбардировщики В-52Н, В-1 и В-2А. МБР «Минитмен-3» стоят на вооружении 20-й армии. В настоящее время общее количество МБР составляет около 450 единиц, они постоянно поддерживаются в боеготовом состоянии, 95% из них стоит на боевом дежурстве.

Сегодня американские ВВС являются самыми многочисленными в мире. На 2007 год в них состояло 320 тыс. человек на действительной службе, более 117 тыс. – в резерве. Кроме того, 106 тыс. человек находились на службе ВВС Нацгвардии.

На вооружении ВВС США находилось более 4 тыс. летательных аппаратов, 156 БПЛА, более 2 тыс. крылатых ракет воздушного базирования. Большое количество самолетов и вертолетов находится на хранении на авиабазе Дэвис-Монтан, откуда большинство из них можно быстро вернуть в строй. Хотя неофициально эту базу называют «Кладбищем».

Самолеты

Вся боевая авиация, которая находится на вооружении ВВС США можно разделить на:

  • стратегическую;
  • тактическую;
  • разведывательную.

Стратегическая бомбардировочная авиация ВВС США представлена самолетами В-52Н, В-1 и В-2А.

. Сверхзвуковой самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Эта машина создавалась для преодоления неприятельской ПВО на малых высотах с возможным огибанием рельефа местности. Сегодня эти самолеты переоборудованы для ударов неядерными боеприпасами, в строю остается более 60 машин В-1В. Планируется их модернизация.

Тактическая авиация ВВС США представлена: истребителями F-15, F-16, F-22A и F-35A, штурмовиками А10 «Тандерболт», а также разведывательными самолетами.

F-15E Strike Eagle и F-15 Eagle – это первые американские машины четвертого поколения, разработанные еще в 70-х годах прошлого столетия. Они предназначены для завоевания господства в воздухе. Ни один из самолетов F-15 Eagle еще не был потерян в воздушных боях, эту машину планируют использовать до 2025 года.

Lockheed AC-130 Spectre – это весьма интересный самолет, настоящая летающая артиллерийская батарея для поддержки сухопутных войск. На борту самолета установлены артиллерийские и автоматические орудия. Этот самолет оборудован совершенной системой прицеливания и управления огнем. Отлично подходит для противопартизанской войны.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА). В последние годы значительно возросла роль БПЛА. Теперь они выполняют не только разведывательные, но и ударные задачи.

Это многоцелевой аппарат, который может выполнять как разведывательные, так и ударные функции. Успешно применялся в Ираке, Афганистане, постепенно замещается более современным MQ-9 Reaper.

К вспомогательной авиации ВВС США относится авиация специальных сил, военно-транспортная авиация, самолеты-заправщики и тренировочные машины.

ВВС США располагают огромным флотом стратегических и тактических военно-транспортных самолетов, что позволяет перебрасывать значительное количество войск и грузов в любую точку планеты. К стратегическим транспортникам относятсяBoeing C-17 Globemaster III и различные модификации C-5 Galaxy, общее их количество составляет примерно 300 самолетов, а к тактическим транспортным самолетам относится Lockheed C-130 Hercules (500 единиц).

К авиации Сил специальных операций относятся: CV-22, EC-130E/J, АС-130, МС-130Н, М-28, U-28A, РС-12, WC-130.

ВВС США: что дальше?

В настоящее время развитие военно-воздушных сил США ведется в соответствии с планом «Американские ВВС: вызов будущему», он был принят в 2013 году.

В этом документе отмечается стремительное развитие научно-технического прогресса, неустойчивость геополитической обстановки в мире, увеличение количества локальных конфликтов и роли авиации в них.

В ближайших планах руководства ВВС США достижение полной укомплектованности ВВС опытными пилотами, для чего планируют повысить их денежное довольствие. Большое внимание уделяется подготовке новых операторов БПЛА и устранение дефицита этой специальности в войсках.

Для повышения квалификации летчиков и операторов БПЛА планируется уделять больше внимания их подготовке на специальных тренажерах и средствах компьютерной имитации. Большое внимание уделяется отработке противодействия средствам ПВО.

Если говорить о других перспективных машинах, то министерство ВВС США надеется на скорейшее завершение программы создания нового стратегического бомбардировщика LRS-B . Он должен будет заменить слишком дорогой В-2. Хотя, следует отметить, что концепция применения LRS-B пока еще не отработана.

Много внимания в планах на будущее американские стратеги уделяют развитию беспилотной авиации. В планах увеличение количества подобных ЛА и полная замена MQ-1 Predator на MQ-9 Reaper.

Вероятно, продолжиться разработка крылатой ракеты нового поколения, которой будет вооружен бомбардировщик В-52.

Еще одним перспективным направлением считается разработка гиперзвукового оружия, которое сможет поражать противника за счет высокой кинетической энергии.

Видео о ВВС США

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них