Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"

Прочитай стихотворение Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"

Сообщение 1

Родившись в дворянской семье, Некрасов почему-то пишет стихотворения о крестьянских детях.
«Грешнево лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним.
«Костромская почтовая дорога (луговая),- описывали её в середине 19 века военные статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля по левому берегу реки Волги по ровным и низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна».
Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.
«Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».

Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведения.

Сообщение 2.
Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.
«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

Сообщение 3.

Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян
Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее:
«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие:
…Благодарение Богу,
Я совершил ещё раз
Милую эту дорогу,
Вот уж запасный амбар,
Вот уж и риги…как сладок
Тёплого колоса пар!
-Останови же лошадок!
Видишь: из каждых ворот
Спешно идёт обыватель.
Всё-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость».
Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая.
И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>

Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

Вопросы по содержанию стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

1. Знакомы ли вам эти строчки?
2.Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети».
3. Как зовут мальчика? Сколько ему лет?
4.Как выглядит мальчик?

5. Проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми?

6. С чего начинается стихотворение?

7.Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети.
8. Каково было сразу поведение детей?

9. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

10. В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: (найти в тексте)
11.Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

12. Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?


Повторение и закрепление пройденного.
1. Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось?
2. Принадлежит ли сам автор к крестьянам?
3. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Ответы к школьным учебникам

2.Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Детки рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает - усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.

Что было со мною - всему подивились И мой приговор изрекли:
- Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...

Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они лицезреют, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они лицезрели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость - «не барин».

3.Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Нужно сказать, что Некрасов, в отличие от многих дворян тех пор, никогда не считал фермеров людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, разум и людскую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детками. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с детками за грибами.

Создатель пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же детки просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Детки могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес детки «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горы- нычем, что люд, проходящий по ней, опешиться подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»

В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для деток специфичной школой жизни.

4.В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

Под «нарядной стороной труда» создатель предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок лицезреет, что работа, в какой он учавствовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охото учавствовать в труде, и таковой труд - не тягость, не наказание, а удовлетворенность.

6.Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Перед мысленным взглядом читателя, который знакомится с этим стихотворением, проходит много картин.

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а детки подглядывают за ним в щелку и говорят вместе, обсуждая охотника.

2) Создатель вспоминает, как был небольшим, вспоминает походы крестьянских деток за грибами и их шуточку со змеей.

3) Крестьянские детки на большой дороге внемлют рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.

4) После сбора грибов детки купаются в луговой речке.

5) Возвратившись в деревню, малыши занимаются играми, кто-то помогает родителям.

6) Малыши идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старенького глухаря.

7) Картины сельского труда, которые следит ребенок.

8) Встреча создателя с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.

9) Создатель ворачивается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детками: создатель скомандовал дрессированной собаке показать некие шуточки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и малыши убежали в деревню.

7.Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши - это и есть будущее народа.

8.Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

См. 6-й вопрос.

Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

Поэт обращается к детям с призывом любить свою родную землю:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

Стр. 187

1.Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Значение слов и словосочетаний:

вирши - стихи
коснулось души умиленье - человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты - автор называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты - доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги - веселые походы в лес за грибами
рубанок - столярный инструмент
синеющей лентой - автор сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство - автор имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой - хлеб, который достается не даром, а благо¬даря большому труду.

2.Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

3.В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Изваяние - скульптурное изображение; статуя.
Величава - проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький - свой, родной.
Удел - доля, судьба, участь.

Николай Алексеевич Некрасов - новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными оборотами. Появился быт простолюдинов, так зародился новый стиль. Николай Алексеевич стал первооткрывателем в русле сочетания лирики и сатиры. Он осмелился сменить само ее содержание. «Крестьянские дети» Некрасовым были написаны в 1861 году в Грешнево. Сарай, в котором спал рассказчик, вероятнее всего, находился в Шоде, под домом Гавриила Захарова (его в произведении узнают дети). Во время написания поэт носил бороду, что было редкостью для вельмож, поэтому дети поставили под сомнение его происхождение.

Богатый образ крестьянских детей

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели.

Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя. А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день - то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших. Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

Введение в поэму через сюжет

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Размышления автора

Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих.

Под старыми вязами отдыхали люди, ребятишки их обступали и слушали истории. Так узнали легенду про Валила. Живший всегда богачом, он как-то разозлил Бога. И с тех пор не было у него ни урожая, ни меда, только хорошо росли. Другой раз рабочий человек раскладывал инструменты и показывал заинтересованным детям, как пилить и рубить. Истомленный мужчина засыпал, а ребята давай пилить и строгать. Затем нельзя было сутки убрать пыль. Если говорить про истории, которые описывает поэма «Крестьянские дети», Некрасов как бы передает собственные впечатления и воспоминания.

Будни крестьянских детей

Далее писатель ведет читателя к реке. Там кипит бурная жизнь. Кто купается, кто делится рассказами. Какой-то мальчик ловит пиявок «на лаве, где матка колотит белье», другой смотрит за младшей сестренкой. Одна девочка делает венок. Другая привлекает лошадь и скачет на ней верхом. Жизнь полна радости.

Ванюшу отец позвал к работе, и парень с удовольствием помогает ему в поле с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после сидит верхом на телеге с соломой и чувствует себя царем. Другая сторона медали, что у детей нет права выбора будущего, и этим обеспокоен Некрасов. Крестьянские дети не учатся и счастливо растут, хотя им приходится трудиться.

Самый яркий персонаж поэмы

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.

Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.

Такой русский дух в поэме, что написал Некрасов. «Крестьянские дети», анализ их образа жизни показывают всю ситуацию тогдашней России. Писатель призывает расти на свободе, ведь впоследствии это поможет любить свой трудовой хлеб.

Завершение сюжетной линии

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Образ природы в стихотворении

Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города.

Уже с первых строк автор тонет в ворковании голубей и щебетании птиц. Затем сравнивает цвет детских глаз с цветами в поле. Образ земли преследует поэта в лесу, когда он собирает грибы. Из леса ведет читателя к реке, где купается детвора, из-за чего вода будто смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы. Дети плетут венки из бледно-желтых цветов, их губы черные от черники, набившей им оскомину, они встречаются с волком, подкармливают ежа.

Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.

Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Тяжелая жизнь некрасовских детей

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.

Уважение к работе прививается с детства. Смотря на то, как их родители уважительно относятся к полю, дети им подражают.

Освещение образовательного вопроса

Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.

Но рядом с бесконечной работой дети не теряют жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадаются на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.

Поэма - ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал - чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.

  1. Вы прочитали стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?
  2. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?
  3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
  4. В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?
  5. Прочитайте по ролям сценку встречи главного героя «в студёную зимнюю пору» с Власом.
  6. Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
  7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
  8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Обогащаем свою речь

  1. Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!
  2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вдна, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.
  3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подчеркнув грустные и весёлые эпизоды в его содержании.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта?

Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.