Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Частушка от а до я - играй гармонь народная. Русские народные частушки Почему – то стала люда

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Частушка-самый любимый и распространенный в наше время жанр устного народного творчества.

Как же родилась частушка? Одни ученые считают,что частушка родилась очень давно,что песенки похожие на частушки распевали бродячие артисты- скоморохи еще в ХVII-ХVIII в.в Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века.Частушка не имела единого названия.Новые короткие песенки в разных местах называли по-разному: «Прибаутки», «припевки», «пригудки», «пртговорки», «прибаски».Впервые в печати термин «Частушка» употребил в 1889 году писатель Г.И.Успенский.Но Г.И.Успенский не сочинил,не придумал этот термин,а лишь ввел его в литературный обиход.Термин «частушка-не литературного,не книжного,а народного происхождения.» Частушка-один из видов словесно-музыкального народного творчества.Это короткие рифмованные песенки,в большинстве случаев состоящие из четырех строк,с юмористическим содержанием и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере.Ниаболее точную формулировку частушки можно найти в словаре русского языка С.И. Ожегова: «Частушка-народная песенка -четверостишие лирического,злободневного,задорно-шутливого содержания»Невозможно сказать,кто придумал первую частушку,поэтому и говорят,что частушки сложил русский народ.Исполняются частушки под гармонь,баян,балалайку,инструментальный ансамбль,а часто и без всякого сопровождения.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии.Их главное предназначение не в описании каких-либо фактов,а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений.Как и в любом лирическом произведении,мысли и чувства,выражаемые в частушках,не имеют протяженности во времени. «Частушка,-писал известный собиратель произведений этого жанра В.И. Симаков,-выражает один момент,одно мимолетное переживание человека в данную минуту».Она необычайно тесно связана с современностью.Если в других жанрах песенного фольклора в той или иной мере могут быть отражения и явления прошлого, то частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы,на факты и события,которые волнуют человека сегодня,сейчас, в данную минуту.Частушки появились в сельской местности.Интересно,что первые частушки пели исключительно молодые мужчины.Они собирались и исполняли эти озорные песенки.Сначала частушки были о любви,об отношениях между парнями и девушками.Со временем стали появляться частушки о войне,о политике,о жизни в деревне.Поэтому,по теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и общественно-политические.Часто они переплетаются между собой.Сейчас тематика частушек очень широка.Родительницей частушки является русская народная лирическая песня,а ровесницей -гармоника(гармошка,кармонь)

Гармонь-музыкальный инструмент,под который исполняли и исполняют частушки.Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом.На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом,как русская балалайка для иностранцев.Все удивлялись этому чуду.Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно.Постепенно гармоника широко распространилась в России.Она- то и стала сопроводать исполнение частушек.

Первые частушки были зафиксированы в центральной России в 50-60-х годах ХIХ века.Жанр частушки развивался очень быстро.Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым,самым популярным жанром русского фольклора.»

Интерес к частушкам возник у меня на уроках учителя русского языка и литературыАмировой Акмарал Комековны,когда мы проходили тему «Устное народное творчество».Однажды на открытом уроке по теме «Мир частушки Толебийского района » было спето около трехсот частушек,собранных моими одноклассниками,были приглашены авторы и исполнители,которые проживают в нашей местности,после чего я решила заняться сбором частушек.Оказалось,что нас окружает болшое количество пожилых людей,издавна поющих частушки.Среди них -Нышанова Лидия Ивановна,бабушка моей подруги.Она проживает в поселку Тогус Толебийского района.Ей сейчас уже 80 лет.Я в детстве ходила с бабушкой в гости,слушала как она поет частушки,все смеялись и было весело.Мне нравилось,как пританцовывая,пели,размахивая платочками.А особенно мне нравился мотив:веселый и задорный.В ходе моей работы выяснилось,что вокруг очень много талантливых людей.С научным руководителем мы побывали в гостях у сочинителей частушек.

В современной деревне немало и старинных частушек:они не потеряли своего смысла,как не потеряла смысла любовь и все,что сней связано.Частушки создаются сразу,в зависимости от настроения человека.

Хотя это песенка молодежи,мне удалось услышать их из уст пожилых людей.В них отражены человеческие взаимоотношения,трудовые будни,подвиги и беды,культура,природа и даже политика.Тематика собранных мною частушек о школе,о любви счастливой и неразделенной,про замужество и свадьбу,о войне и политике.

Первые записи из уст моей бабушки были о школе:

Мы спросили Вовочку,

Почему получил двоечку,

Вова хмуро отвечает

Пять пятерок не хватает!

В нашем классе тишина,

Почему-то не слышна,

То линейка упадет,

То резинка пропадет!

Я читаю очень быстро,

В школе все гордятся мной,

Ни один мальчишка в классе,

Не угонится за мной!

Выходи-ка ты Руслан,

Не жалей ботиночек,

Расскажи хороших сколько,

Ты оценок получил?

Есть бездельники такие,

С ними всем одна беда,

Коли б знали в одном классе,

Не учились б никогда!

Ой,подружка, не ругайся,

Ой, подружка,не греши,

Иной раз они бывают

Даже очень хороши!

Ох,девчонки,вы,девчонки

Напрасно вы спорите,

Все равно мы впереди

Вы нас не обгоните!

Ох,уж,правда,это правда

Мы не станем спорить тут!

Нам ведь с ними веселее

Ладно,уж,пускай живут!

Маша спрятала в кладовку

От родителей тетрадь,

Дружно мыши возмутились

Снова двойку нам жевать

Ох,деревья пожелтели

На ветру качаются,

Ох,каникулы всегда

Быстро так кончаются!

Я подрос на сантиметр

А Витек на целых пять,

А Лариска растолстела

Целым классом не обнять!

Не страдай,же ты так,Мила

Что все буквы позабыла,

Я же креплюся,что есть сил

Хоть все цифры позабыл!

Посмотрите,там и тут

Гуси-лебеди плывут,

Не по реченьке-реке

А у Оли в дневнике!

Ой,спасите,ой, спасите

Тонет,тонет Трушкин Витя

Вот последний раз вздохнул

Снова в двойках потонул!

Толя хвастался ребятам

Как он лазит по канатам,

Ты канатом не хвались

Ты в учебе подтянись!

Юбку узкую не надо

Оля, в школу надевать,

Ведь обидчику ногою

Ты не сможешь сдачи дать!

Наша Оленька,силачка

По плечу ей тяжкий груз,

Сто кило на ней цепочек

Пряжек,шпилек,разных бус!

Блендамед и даже жвачки

Укрепляют зубы нам,

Почему ж тогда задачки

Кой кому не по зубам!

Ноги длинные,большие

Тренируюсь в беге я,

Почему ж тогда хромает

Успеваемость моя!

Катька,белая ворона

По диктанту снова «пять»,

Не могла ошибки сделать

Чтобы нас всех поддержать!

Я в тетрадь слова писала

Удареньем проверяла

Ударяла,ударяла

Так,что парту разломала

Ох,устала,я устала

Корни целый день копала

Не в лесу и не на грядке

А в словах в своей тетрадке

Вова к богу обратился

Просьбу выполни мою!

Сделай так,чтобы в диктантах

Чу писалось через ю!

Ох,ушам своим ребята

Не должны мы доверять

Хоть мы «А» порою слышим

Букву «О» должны писать

На сегодняшнем уроке

Нас учили отнимать

Разве мог я это слушать

Сидеть смирно и молчать

Ах,мой вовочка-внучок

Знал таблицу на зубок

Зуб тот вырвали у Вовы

И теперь учить все снова?

Дружно учим мы английский

Есть успехи и прогресс

Вместо «да»

Теперь повсюду

Отвечаем хором «есть»

Я не пачкаю тетрадок

И не трачу я чернил

Отдыхать чтоб на уроках

Диктофон себе купил

Я теперь к доске иду

Не боюсь ни грамма,

Отвечаю свой урок

Я под фонограмму!

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать,

У нее на спинке кнопки

Чтоб программы выбирать

У доски я все сбиваюсь

Не могу ответ найти

Может мне из класса выйти

И по новой в класс войти?

Ой,подружки,вы подружки!

Ой,любимые друзья

Мы пропели вам частушки

Вот такие,вот дела!

Тема любви одна из любимых в репертуаре Лидии Ивановны. Ну а как же петь без музыки? Частушке всегда подыгрывала гармонь. Со временем этот инструмент заменили гитара и фортепиано, мелодия которых сейчас часто слышна, когда напеваются частушки:

Гармонист,гармонист

Гармонист-картиночка

Разрешите,гармонист

Узнать ваше имечко!

Гармонист какой хороший,

Я его приворожу

На его гармонь на нову,

Две ромашки положу!

Моя Милка семь пудов

Не боится верблюдов,

Как увидит верблюда

Убежит,черт знать куда!

Мне мой милый изменил

Я упала перед ним,

Я упала и сказала:

Слава богу,изменил!

Полюбила я

Черта неумытого,

Приходится покупать,

Мыла духовитого!

Полюбила я его

И не знала,что косой,

Я иду прямой дорогой

А он чешет полосой!

Я цыганочку плясала

Громко топнула ногой,

Все четыре ухажора

Покачали головой!

Ох! Топни ногой

Хоть и правенькая,

Все равно меня полюбят

Хоть и маленькая!

Сколько в доме украшенья

Когда солнышко взойдет,

Сколько сердцу утешенья

Когда миленький прийдет!

Вышивала я платок

Золотые каймы,

Вышивала,говорила:

«Люби,милый,помни!»

« Частушки зарождались между простыми людьми, обычных селян.А в современном мире детская частушка обрела первенство среди различных жанров устного творчества народа. Конечно, частушки бывают разные, но если найти частушки на подходящие темы, беседовать на которые будет интересно и полезно для малыша, то влияние будет очень позитивным. Детскими частушками легко заинтересовать ребенка фольклором и приобщить к народному творчеству. Смешная частушка способна поднять настроение детям.

Частушки - важный элемент фольклора, наряду со сказками, народными песнями, былинами, пословицами и поговорками,прекрасно характеризуют дух народа, его традиции, обычаи, менталитет. Русские народные частушки - одно из наиболее распространённых выражений русского характера, его неиссякаемого юмора, жизнелюбия, стойкости в борьбе с житейскими неудачами. Изучением русского и иностранного фольклора с успехом занимались многие великие русские писатели: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Лев Толстой и другие. Вспомним Владимира Даля, который черпал из народного колодца материалы для своего знаменитого словаря русского языка. Он же составил обширный сборник русских пословиц, справедливо утверждая: «словесная речь человека - это дар божий, откровение: доколе человек живет в простоте душевной, доколе у него ум за разум не зашел, она проста, пряма и сильна; по мере раздора сердца и думки, когда человек заумничается, речь эта принимает более искусственную постройку, в общежитии пошлеет, а в научном круге получает особое, условное значение. Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и, как отрасли, близкие к корню, стоят нашего изучения и памяти. В отличие от сказок, былин, пословиц, которые являются «долговременными снарядами» и рассчитаны на длительное использование в арсенале русского языка, частушки - это «оружие ближнего боя». Они быстро откликаются на какие-то текущие события и часто быстро умирают. С этим связано и то, что в частушках нередко используются самые простые приёмы стихосложения. Часто не выдержаны размеры стиха, отсутствуют некоторые рифмы и т.д. Принято считать, что авторами частушек является народ, хотя, очевидно, исходным материалом частушек является произведение, написанное одним автором. В принципе, частушку может написать почти кто угодно. Достаточно наличия у человека минимального чувства ритма и слуха, и любви к русскому языку. Аудитория слушателей частушек - это всевозможные праздники, свадьбы, застолья. В старых русских деревнях эти праздники проходили на деревенских дворах, улицах, где под гармошку или баян какой-нибудь молодой парень или девушка громко исполнял частушки. Иногда добрые, иногда злые, иногда приличные, иногда солёные. Либо про какие-нибудь деревенские события, либо про какую-нибудь местную знаменитость. Иногда частушки затрагивали и международные политические дела и крупных общеизвестных личностей. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем переменам в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети, поютому работая над сбором частушек я искала исполнителей из числа детей, но таких детей пока не оказалось, поэтому я нашла частушки из интернета, но зато их мы с классом пропели на уроках русского языкаи литературы с учителем Амировой Акмарал Комековной.Я нашла самые лучшие и записала себе очень весёлые детские частушки . . Быть может они бы не обрели такой популярности, если бы не дети, которым сразу понравились эти забавные песенки - детские частушки,смешные и заводные. Ежедневно во время игр они стали напевать веселые строки о том, что видели на каждом шагу Это короткие забавные стишки, в которых с юмором рассказывается обо всем. В некоторых присутствует доля сарказма. Детские частушки очень разнообразны, они смешныеи нравятся всем детишкам дошкольного возраста.Сокращенные песенки непременно вызывают у слушателя улыбку.

Сбор частушек из уст народа я начала со своего места жительства,а также я предлагаю нижеследующиетексты песен,авторами которых являются жители РФ,Курганской области,Звериноголовского района.Почему именно из этого региона?Там проживают родственники мамы моей подруги Совковой Ольги Она по национальности русская.Общаясь с ними через телефон записывала частушки.Их авторы,жители сельской и городской местности.Хочу начать с частушек жительницы г.Челябинска,Пелагеи Агеевой,которая родилась в 1945 году,15 октября.В этих частушках говорится о жизни в селе,и очень много частушек о любви и взаимоотношениях людей.Это плясовые частушки:

Наши мамы,нам читали

Про зайчат и про лису,

А теперь читаем сами,

Про любовь и про луну.

А страна моя родная

Расцветает каждый год!

Расцветае,расцветает

И никак не расцветет!

Я сидела на крыльце

Чистила картошку,

Никому я не скажу

Что люблю Сережку!

Я сидела на комоде

Шила юбочку по моде,

По бокам карманчики

Чтоб любили мальчики!

Арифметика простая

Каждый третий из Китая!

Что же будет через эру?

«Закитаем »всю Венеру!

Села Маша на диету,

И сидит,повесив нос,

Всем девчонкам по конфете,

Бедной Маше-абрикос!

На бензиновом пару

Ваня приобрел пилу,

Не лесник,не гомосек

Ваня просто дровосек!

На компьютере играю

Письма в Африку пишу,

Что же будет я не знаю,

Может негра захочу

Хороша,Настена наша

Руки как лопаты,

Если замуж не возьмут

То уйдет в солдаты!

То ли дворник,то ли кто

Постучал ко мне в окно,

Думал,что мужчина!

Оказалось,Зина!

Я красавицею стала

Много книжек прочитала,

Теперь ребята все подряд

О любви мне гововрят

Частушки-страдания:

Полюбила молодого

Парня очень сильно,я!

И уверена вернется

Снова молодость моя!

Серый дождик за окном

Я же думаю о том,

Как же мне решиться

Все таки жениться!

Кто кричит у нас с утра

До восхода солнца,

Ваня вместо петуха

Орет,раскрыв оконце!

Мыла ножки я в реке

Ключевой водою!

Оказалась,вдруг на дне

Лодочки с тобою!

Не шумите,вы,березки

Дайте милого забыть,

Лучше высушите слезки

Помогите разлюбить!

Ясный месяц озорной

Не подглядывай за мной!

Знает только речка

Где мое сердечко!

Мне колечко подарил

Миленький на праздник,

Говорит,что полюбил,

Ой,какой проказник!

Что стоишь передо мной

Словно лист перед травой,

Лучше бы ты сходил в кино

Надоел ты мне давно!

Я хотела стать моделью

В городе столичном,

Приготовила наряд

Очень симпатичный

Я хотела замесить

Свадебное тесто,

А жених мне говорит:

«Ты моя невеста!»

На базаре я была

Видела Мирона

У Мирона на носу

Каркала ворона

С горки ехала Иришка

Самой быстрою была

Ира даже свои лыжи

По пути обогнала

Закопченную кастрюлю

Юля чистила песком

Два часа в корыте Юлю

Мыла бабушка потом!

Сшила кукле я халат

Оказался маловат

Сшила мишке башмаки

Оказались велики!

Делу время,делу время

А потехе только час!

Постарайтесь перепойте

И перепляшите нас!

А также у Пелагеи Андреевой очень много частушек о событиях в школе,взаимоотношениях одноклассников,об отношении к учебе:

Маша спрятала в кладовку

От родителей тетрадь,

Дружно мыши возмутились

Снова двойку нам жевать

Ох,деревья пожелтели

На ветру качаются,

Ох,каникулы всегда

Быстро так кончаются!

Я подрос на сантиметр

А Витек на целых пять,

А Лариска растолстела

Целым классом не обнять!

Не страдай,же ты так,Мила

Что все буквы позабыла,

Я же креплюся,что есть сил

Хоть все цифры позабыл!

Посмотрите,там и тут

Гуси-лебеди плывут,

Не по реченьке-реке

А у Оли в дневнике!

Ой,спасите,ой, спасите

Тонет,тонет Трушкин Витя

Вот последний раз вздохнул

Снова в двойках потонул!

Толя хвастался ребятам

Как он лазит по канатам,

Ты канатом не хвались

Ты в учебе подтянись!

Юбку узкую не надо

Оля, в школу надевать,

Ведь обидчику ногою

Ты не сможешь сдачи дать!

Наша Оленька,силачка

По плечу ей тяжкий груз,

Сто кило на ней цепочек

Пряжек,шпилек,разных бус!

Блендамед и даже жвачки

Укрепляют зубы нам,

Почему ж тогда задачки

Кой кому не по зубам!

Ноги длинные,большие

Тренируюсь в беге я,

Почему ж тогда хромает

Успеваемость моя!

Катька,белая ворона

По диктанту снова «пять»,

Не могла ошибки сделать

Чтобы нас всех поддержать!

Я в тетрадь слова писала

Удареньем проверяла

Ударяла,ударяла

Так,что парту разломал!

Ох,устала,я устала

Корни целый день копала

Не в лесу и не на грядке

А в словах в своей тетрадке

Вова к богу обратился

Просьбу выполни мою!

Сделай так,чтобы в диктантах

Чу писалось через ю!

Ох,ушам своим ребята

Не должны мы доверять

Хоть мы «А» порою слышим

Букву «О» должны писать

На сегодняшнем уроке

Нас учили отнимать

Разве мог я это слушать

Сидеть смирно и молчать

Ах,мой вовочка-внучок

Знал таблицу на зубок

Зуб тот вырвали у Вовы

И теперь учить все снова?

Дружно учим мы английский

Есть успехи и прогресс

Вместо «да»

Теперь повсюду

Отвечаем хором «есть»

Я не пачкаю тетрадок

И не трачу я чернил

Отдыхать чтоб на уроках

Диктофон себе купил

Я теперь к доске иду

Не боюсь ни грамма,

Отвечаю свой урок

Я под фонограмму!

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать,

У нее на спинке кнопки

Чтоб программы выбирать

У доски я все сбиваюсь

Не могу ответ найти,

Может мне из класса выйти

И по новой в класс войти?

Современные частушки:

Наш учитель за порог

У нас кончился урок!

Мы мобильник открываем

По блютузу все играем!

Учим дружно теоремы

Очень уж стараемся

Ведь на следующей неделе

Тесты начинаются

Это что за гром и рев

Бой быков?Забег коров?

Может катастрофа века?

Это в школе дискотека!

Мама пишет мне решенье

Засел папа с сочиненьем

Завтра в школе я пятерку

Получу лишь за сноровку

У меня в тетради буквы

В горы собираются

При проверке сочиненья

Учителя ругаются

На урок тихонько входим

Собираемся,бредем

Знаний мимо не проходим

И с урока не уйдем!

Проводил меня до дома

Раз парнишка незнакомый

Оказалось две недели

Мы за партой с ним сидели

Как запомнить все столицы

Где Париж,а где же Ницца,

Не попасть бы Ване в Нил,

Чтоб не слопал крокодил!

Каждый день я в классе

Как на поле боя

Мой соперник Вася

Глаз не сводит с Оли!

В школу я сейчас хожу

Лишь из-за друзей

Всех,с кем я сейчас дружу

Тоже учат в ней

Буду грамотным занудой

После этой школы

А без школы был бы я

Дураком веселым

Вырасту и стану

Я изобретателем,

Мне для этого к учебе

Нужно быть внимательным

Я сижу за первой партой

Шпоры не могу достать

Выше двойки будет вряд ли

Так что можно и поспать!

Вот частушки Светланы Черво,1983 г.р.проживающей в городе Кургане,Российской Федерации:

Ой,ты дядька,член жюри

На себя ты посмотри

И рябой ты, и кривой

Не достоин молодой!

Ой,любимая моя

Я так долго ждал тебя

Думал,потеряю

По тебе страдаю!

Мой миленок как теленок

Только веники жевать

Проводил меня до дому

И не смог поцеловать

В детском садике моем

Мы на утренник пойдем

И для Дедушки Мороза

Дружно песенку споем

Я сегодня рано встала

Сразу к елке побежала

Вот спасибо, Дед Мороз

Что подарки мне принес!

Мой миленок в армии

Служит он в Германии

Ой,боюсь я девочки

Что женится на немочке

На столе стоит стакан

А в стакане таракан

Мама думала малина

Откусила половину

Папа думал огурец

Проглотил второй конец!

Баба Клава суп варила

Маргарина не хватило

Мухами заправила

Вот такое варево!

Николай пример решал,

А Сергей ему мешал

Вот ребята вам пример

Как нельзя решать пример

По геройски Лена с ленью

Воевала целый день

Но,к большому огорченью

Победила Лену лень!

В школе длинный коридор

Костя мчит во весь опор

На скаку его не тронь

Он не Костя-резвый конь!

Дима опыт проводил

С вытравлением чернил!

Мама очень удивилась

Где же двойка?

Испарилась!

Вот частушки дедушки моей подруги Совкова Николая Ивановича,1939 г.р.уроженца села Угольное,Орловской области,Российской Федерации:

Как у деда Кузьмича

Душа просит первача

А лицо его с похмелья

Явно просит кирпича

Я весь день страдать готов

Без твоих то пирогов

До того я настрадался

Один нос большой остался

На дворе баран орет

Никто корма на дает

Подожди баран орать

Дай с Валерой постоять

Мое сердце волновалось

Как на Волхове вода,

Вода на время успокоится

Мое сердце -никогда!

Карие глазеночки,

Стояли у сосеночки,

Стояли улыбалися,

Кого-то дожидалися!

Меня милый провожал

У крылечка постоял,

Сколько звездочек на небе,

Столько раз поцеловал!

Мой миленок как теленок

Только разница одна

Мой миленок пьет и курит

А теленок из ведра

Мы смотрели передачу

Лебедино озеро

Выплывает белый лебедь

С мордою бульдозера!

В нашей армии по моде

Одевают всех солдат

Пишет мне жених Володя

Каждый день дают наряд!

Раньще всех Дуняша встала

И поет себе поет

Как же блин она достала

Спать зараза не дает!

Хочет стать фотомоделью

Бабка Ефросиния

Дед старухе говорит

У тебя же рожа синяя!

Частушки Лопата Гали,1961 г.р.,уроженки г.Челябинска,Российской Федерации:

Нынче техника,что надо

Не нужны и сказки!

Мне на сотовый теперь

Шлет весь класс подсказки

Чтобы к солнцу быть поближе

Влез зимою я на крышу

Поскользнулся,наземь хлоп

Спас огромный лишь сугроб

Не хочу кило конфет

А хочу я в интернет

В этом интернете

Пропадают дети!

На моем на дне рожденья

Были все мои друзья

А назавтра все,что было

Помнил только один я!

Друг,играя с нами в прятки

В снегу спрятался,замерз

Пока мы его нашли

Отморозил себе нос!

Я схватил свою собаку

Хотел сделать паровоз

А собака изогнулась

Укусила меня в нос

Собирался на лыжню

Прямо чуть не опоздал

А примчался,оглянулся

Вспомнил,лыжи то не взял!

Я частушки сочиняю

Сочиняю день и ночь

До того досочинялась

Что становится невмочь

Я хочу стать космонавтом

Бизнесменом хочу стать

Скоро буду я на Марсе

Чупа-чупсы продавать!

Мне компьютер подарили

К интернету подключили

И учусь я в новом мире

Лишь на «пять»и на «четыре!

Ох,деревья пожелтели

На ветру качаются

А каникулы всегда

Быстро так кончаются

Да,ребята дан приказ

Возвращаться нужно в класс

Мы о том давно мечтали

Только тщательно скрывали

Ох,соскучился,поверьте

Больше ждать я не могу

К загорелым однокащкам

С громким криком я бегу!

Не страдай же ты так Мила

Что все цифры позабыла

Я ж креплюся что есть сил

Хоть все цифры позабыл!

Ох,художница ты осень

Научи так рисовать

Я тогда в твоей работе

Тебе буду помогать!

Тучка глупая не знала

Что уж осень здесь настала

Огневой лесной наряд

Ливнем тушит час подряд!

Осень щедрая такая

Всех одарит за труды

Мы на праздник урожая

Принесли ее плоды!

Мы пололи сорняки

Не боясь колючек

Среди нас поверьте нет

Нежных белоручек

Посмотрите там и тут

Гуси-лебеди плывут

Не по реченьке реке

А у Оли в дневнике!

Ох,не любим когда Паша

Отвечает у доски

От его мычаний сонных

Умираем мы с тоски!

Все вышеизложеные частушки,а их больше ста сорока пяти, я собирала из уст людей, ниоткуда не переписывала, просто с теми кого я не могла увидеть мне высылали через ватцап,через камеру телефонов сотовой связи.Очень много из них я записала во время поездки на летних каникулах в гости к родственникам моей подруги в Курганскую область,Звериноголовского района.Предлагаю фото авторов и исполнителей вышеизложенных частушек:

Работая над сбором частушек,я сделала вывод, что частушка «живет» и сегодня, потому что и молодым и старым нравится их исполнять.Вместе с пением развивается интерес к музыке,искусству. Все с кем я встречалась,когда собирала частушки -люди старших лет,но у себя в школе я исполняю частушки сама, а также мои одноклассники на конкурсах исполняли их и всем в щколе понравилось. То есть я хочу сказать,что частушки нравятся всем-молодым и старым.Об истории возникновения частушек я познакомила сверстников на внутришкольном конкурсе научных работ,после чего чаще стали петь их в классе,на уроках музыки и на кружках русского языка.Мне очень хотелось доказать красоту и богатство русского языка,мелодичность и задорность частушек,привить любовь к русскому искусству.Частушки интересны всем,поэтому выполняя свою работу я ставила задачей показать,что частушки пользуются популярностью и в наше время,нельзя допустить,чтобы такие мелодичные песни забылись,оставшись далеко от нас.Особая благодарность моему учителю,которая прививает интерес к русскому языку и литературе,почти на каждом уроке связывает темы уроков с жизнью. Очень часто слышим из ее уст слова- восхищения красотой и богатством,разнообразием русского языка.« Хорошо знавший жизнь и поэзию народа писатель Г.И.Успенский совершенно справедливо писал: «Частушки, собранные тысячами, сотнями тысяч, но разработанные соответственно тем сторонам народной жизни, которых они касаются, дали прелестную картину нравственной жизни народа.»"

Все тексты,которые я записывала из народных уст,отражают душу человека,их мысли,думы и мечты.Когда их поешь,повышается настроение,все вокруг оживает,и понимаешь,как же все таки прекрасна жизнь! В будущем, когда буду учиться в высшем учебном заведении, я работу свою намерена продолжить,потому что у меня еще есть около 300 частушек,которые нужно разделить по тематике.Возможно еще приму участие в подобного рода конкурсах.Думаю,меня ожидает интересная работа по сбору частушек из народных уст!

Список использованной литературы:

1.Лазутин С.Русская частушка.Вопросы происхождения и формирования жанра,-Воронеж.

2.Буртин Ю.О частушках.,«Новый мир»,№1

3.Н.И.Кравцов.,С.Г.Лазутин,Русское устное народное творчество.Москва.Высшая школа,1983г.

4.Из приложения к журналу «Русская литература».Статья «Мир частушки Астраханского края»

Перейти на

Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.

Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.

Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила -
Накухарничала.

Мы с милёночком гуляли
Возле нашего пруда;
Нас лягушки напугали -
Не пойдем больше туда.

Милый, что, милый, что?
Милый сердится на что?
То ли люди что сказали,
То ли сам заметил что?

Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И - давай плясака!

Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать
Не мог кошку удержать.

У кого какой миленок -
У меня ремесленный:
Отдала ботинки шить -
Сшил бурак берестяный.

Ох, кошка, брысь!
На-порог не садись:
А то миленький пойдете
Спотыкнется - упадет.

У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа -
Косолапы женихи.

У вас улочки прямые,
ЗаУлки косоватые.
Нельзя по улочке пройти:
Соседки зубоватые.

Побежишь,милОй, топится
Ты зайди ко мне проститься:
Я до речки провожу,
Глубже место укажу!

Неужели лесу мало –
Я берёзыньку рублю.
Неужель ребяток мало –
Я женатого люблю!

Миленький, не стукайся,
Хорошенький, не брякайся,
Под серЕднее окно
Тихонько поцарапайся.

На дворе по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком
Думала: ребята!

Шел деревней - девки спали,
Заиграл в гармошку - встали,
Встали, пробудилися,
Окна растворилися.

Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.

Я не тятькина
Я не мамкина -
Я на улице росла,
Меня курица снесла.

Пойду плясать -
Дома нечего кусать:
Сухари да корки -
На ногах опорки.

Как Семёновна
Сидит на лесенке.
Да про Семёновну
Поются песенки.

Ты, Семеновна,
Баба русская:
Грудь высокая,
Кофта – узкая.

Ой, Семеновна,
Девка модная:
Купила часики,
Сама – голодная.

Я иду, иду,
Две дорожки врозь.
Люби хорошую,
Меня худую брось.

Вот Семеновна
Ест варение.
Так и борется
За ускорение.

Гармонист сидит,
Что во поле цвет.
Я люблю его,
А с ним свиданья нет.

Ой, гора, гора,
А под горой – ручей.
Проводил меня,
Сама не знаю – чей.

Если б девочки
Были рыбами,
За ними мальчики
В воду прыгали.

Ой, Семеновна,
Юбка кожана,
Ты, Семеновна,
Складно сложена.

За Семеновну
Меня мать пилит:
Не пой, доченька,
Голова болит.

Ой, Семеновна,
Юбка в полосу.
Да у Семеновны
Нету голосу.

У Семеновны
Туфли тесные.
Каки ребята здесь
Интересные!

Ты зачем расцвел,
Василек, во ржи?
Ты зачем пришел,
Милый мой, скажи?

Эх, Семеновна,
Где ты шляешься,
Да по ночам домой
Не являешься.

На горе стоит
Большое здание.
В любови счастья нет –
Одно страдание.

Ой, Семен, Семен,
Ты, как луг, зелен.
А я, Семеновна
Трава зеленая.

Эх, Семеновна,
Моя ты крошечка,
Да я пришел к тебе
Да под окошечко.

Так держи всегда
Свою линию,
И останешься
Героинею!..

Частушки для детей

Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.

Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!

Пошла курица в аптеку
И сказала «Кукареку!
Дайте мыло и духи
Чтоб любили петухи!»

С горки ехала Иришка
- Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!

Трень - брень - дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!

Раз пошёл Алёша сам
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»

Сидит Лешка за столом
Ковыряется в носу
А козявка отвечает:
Все равно не вылезу!

Две лопатки у Егора,
А у Нины - формочки.
Я за это им язык
Высуну из форточки.

Я куличик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал
Мне жука в стакане.

Письму мышонка дед учил,
А вышли-то каракули.
Мышонок двойку получил.
И оба горько плакали.

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать!»
А лентяйка: «Маменька,
Я же еще маленька».

Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Три часа под душем Юлю
Мыла бабушка потом.

Одевался Дима утром
И свалился почему-то:
Он засунул без причины
Две ноги в одну штанину.

Я под краном руки мыла,
А лицо умыть забыла,
Увидал меня Трезор
Гавкнул он: «Какой позор!»

Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.

Кипятила молоко,
Отошла недалеко.
Подхожу к нему опять:
Молока уж не видать.

Семья и любовь

Ты зачем же завлекала,
Когда я тебе не мил?
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.

Я стояла за крыльцом,
А сказали: с молодцом.
Я платочек вынимала,
А сказали: целовала.

Миленький, не стукайся,
Хорошенький, не брякайся,
Под середнее окно
Тихонько поцарапайся.

Встань-ка, маменька, пораньше
Вымой горенку песком,
Пойдет дролечка венчаться -
Я заплачу голоском.

Ничего, что я мала -
С неба звездочку сняла.
Один вечер посидела,
Паренька с ума свела.

Мамочка не родная,
Похлебочка холодная,
Кабы родная была,
Щей горячих налила.

Ой, гора, гора,
А под горой – ручей.
Проводил меня,
Сама не знаю – чей.

Скоро я хозяйкой стану
У милого во дому:
Будут ужинать садиться
По приказу моему.

Дорогой по осени
Сказал словечко тайное:
- Припасай, сударушка,
Колечко обручальное.

Милый, счастье потеряешь-
Меня замуж не возьмешь.
Я один денек поплачу,
Ты навеки пропадешь.

Приезжали меня сватать
С позолоченной дугой.
Пока пудрилась, румянилась,
Уехали к другой.

Ну, какая это стать,
Ведра на гору таскать?
Я пойду замуж туда,
Где под окошечком вода.

Занавесили окошки
Тонким белым полотном.
Знать, просватали подружку,
Сидит, плачет под окном.

За высокие хоромы,
Папенька, не отдавай:
Человек дороже дома -
Человека выбирай.

Неужели лесу мало -
Я березоньку рублю.
Неужель ребяток мало -
Я женатого люблю.

Хорошо иметь бы туфельки
На легоньком ходу,
Чтобы маменька не слышала,
Когда домой иду.

Не ругай меня, мамаша,
Не ругай, родная:
Сама была молодая,
Приходила поздно.

Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришел милый, похвалил:
- Какая мастерица!

Наиболее развитым жанром позднетрадиционного фолькло­ра являются частушки.

Частушки - короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разно­образные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип - четырехстрочный - сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно пля­совые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки: "стра- дания"и "Семеновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устой­чивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно ис­полнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к на­певной декламации). В них сочетаются слово, напев, инстру-

ментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движе­ния (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают им­провизацию, занимающую в частушке значительное место.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но час­тушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессе исполнения частушек действует кумулятивно-контаминацион-ный порождающий механизм, он и создает частушечный спев по какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее использовался в артельных трудо­вых песнях типа дубинушек: песни составлялись из не связанных по сюжету строф с общим припевом.

Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармо­нисту. Например:

Играй, гармонист.

Играй, не ломайся!

Для кого-нибудь не надо -

Для нас постарайся! (В начале).

Ой, спасибо, гармонист.

За игру отличную!

Я еще тебе желаю

Милку симпатичную! (В конце) 1 .

Спевы, построенные на диалоге - перекличке двух певиц, объединяет содержание. Спевы может также создавать игра фор­мой (см., например, в Хрестоматии "перекрестные" частушки, где обыгран композиционный принцип двухчастное™ частушеч­ной строфы). Распространенный тип спевов - частушки, име­ющие общее начало (запев): Эх, яблочко..., Самолет летел..., Не ходите, девки, замуж... и др. Особый способ циклизации имеют частушки "Семеновна": он напоминает цепочную композицию народных лирических песен. Например:

Самовар с трубой начинал кипеть,

А я "Семеновну" начинаю петь.

Я сперва спою, как влюблялися, а потом спою, как расставалися.

Мы влюблялися - кудри вилися,

А расставалися - слезы лилися... И т. д.

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерни­ях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения часту­шек: "саратовские", "тамбовские", "воронежские", "рязаночка", "елецкая". Впоследствии многие из них получили повсеместное признание (см. в Хрестоматии рассказ балалаечника из Нерехт-ского р-на Костромской обл. о частушечных наигрышах). Час­тушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники - знатоки частушек, их исполнители и создатели, владеющие основным репертуаром своей местности. С начала XX в. русские частушки начали про­никать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чу­вашам, татарам и другим. В местах русско-мордовского погра-ничья протяжные двустрочные частушки стали называть по-мор­довски - матани (в переводе - "песенки").

В разных местах частушки называли по-разному: песни, ко­ роткие песни, припевки, пригудки, прибаски, коротушки, собируш- ки и проч. Термин частушка, также народный, был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати по­явился первый очерк об этом новом явлении песенной культу­ры народа. Его автор - писатель-демократ Г. И. Успенский 1 .

В отличие от Г. И. Успенского, проявившего живой интерес к час­тушке, многие находили в ней "упадок истинного творчества". Вот что писал Ф. И. Шаляпин: "Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. Что случилось с ним, что он потерял всякую надежду на лучшее и застрял в промежутке между надеждой и отчаянием на этом проклятом чертовом мосту? Уже не фабрика ли тут виновата, не резиновые ли блестящие калоши, не шерстяной ли шарф, ни с того ни с сего окутывающий шею в яркий летний день, когда так хорошо поют птицы? Не корсет ли, надеваемый

поверх платья сельскими модницами? Или это проклятая немецкая гар­моника, которую с такой любовью держит под мышкой человек какого-нибудь цеха в день отдыха? Этого объяснить не берусь. Знаю только, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно озорником раскрашенная. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. Одержим был песней русский народ, и великая в нем бродила песенная хмель..." 2 .

Частушка - показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи. Ускорившиеся темпы жизни, посто­янный приток новых впечатлений, частая смена переживаний - все это сделало актуальной короткую подвижную песенку.

Частушки - главный жанр крестьянской лирики в поздне-традиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни. Короткие сатири­ческие и плясовые песни создавались еще скоморохами (в Кур­ской и Тамбовской областях частушки называли скоморошника- ми или скоморошными песнями).

Очевидно, что часть скоморошьего репертуара была воспри­нята так называемыми нескладухами - частушками, в которых основную художественную роль играет комический абсурд. На­пример:

Вы послушайте, девчата,

Нескладушу буду петь:

На дубу свинья кладется,

В бане парится медведь.

В песенниках XVIII в. зафиксированы плясовые песни, по размеру напоминающие частушки. Иногда частушки исполня­лись на напевы известных плясовых песен "Камаринская " и "Ба­ рыня". Короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах, однако у частушек отсутствует свойственная обрядово­му фольклору утилитарная направленность, они - чисто лири­ческий жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb). То­нический в своей основе стих частушек приближен к силлабо-тоническому.

Частушки имели сельское происхождение и бытование. От­ветвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских "низах", в среде рабочих. Свою высокую популярность и про­дуктивность частушки сохраняют и в современном фольклоре (см. в Хрестоматии рассказ частушечника Н. Н. Смирнова из Нерехтского р-на Костромской обл., записанный в 1989 г.) 1 .

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном боль­шинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой стала любовь. Персонажи частушек - де­вушка и парень от подросткового возраста до брака. Частушки передают мечты девушек о замужестве, парней о женитьбе; за­рождение и развитие любовного чувства; любовные пережива­ния разного рода. Молодежь протестует против власти родите­лей, их запрета на свободное чувство; сообщает о своей грамот­ности, позволяющей писать друг другу любовные письма; наи­вно стремится ко внешним формам городской культуры как спо­собу утверждения самостоятельности и привлечения к себе вни­мания со стороны противоположного пола. Частушки предель­но личны, любовное чувство изображается в них во всех оттен­ках, от самого нежного до яростного.

В сборнике, составленном Ф. М. Селивановым (Частушки. - М., 1990), выделены такие основные группы любовных частушек: "Сбывши­еся мечты", "Пересуды, сплетни, "слава"", "Сомненья и раздумья", "Раз­лука при любви", "Разлука: конец любви", "Измена", ""Повторительная" любовь", "Без взаимности", "Характеры". Внутри каждой группы имеет­ся еще ряд тем. Например, частушки об измене распадаются на темы: "Ревность, упреки, предупреждения", "Измена состоялась", "Пережива­ния при измене", "О сопернице", "Месть изменщику", "Измена нипо­чем", "Ухажер кается", "Девушка изменяет". Тему любовных отношений разрабатывают также частушки из группы "Посиделки и гулянья" и из других групп сборника.

Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позиций молодежи - чаще всего как несчас­тливая. Исследователи заметили, что вообще ббльшая часть час­тушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, эле-гическое содержание.

Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий в чужих людях); для него характерно тяготение к малой родине:

На чужой сторонушке п оклонюсь воронушке:

з дравствуйте, воронушки.

Не с нашей ли сторонушки?

С неба звездочка упала бригадиру на ремень.

Не пойду в колхоз работать за несчастный трудодень.

Известны частушки о службе в Красной Армии, о Великой Отечественной войне и послевоенных событиях в нашей стра­не. Частушки на общественно-политические темы часто приоб­ретали сатирическую направленность. Однако в общем реперту­аре они занимают незначительное место - всего 5-6%.

В устное бытование реально не входили многочисленные частушечные фальсификаты: сочинявшиеся и публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакатно-гимнические подражания народным песенкам, самодея­тельные "агитки" на злобу дня, которым аналогичны современные рек­ламные поделки.

Еще в 1939 г. вопрос о фальсифицированных частушках поставил поэт В.Боков. Он вскрыл и механизм их появления. Так, существовала народная частушка о рекрутах:

Серьг уточки летали,

Над полями крякали.

Как ребята шли в солдаты,

Все девчата плакали.

На ее основе появилась бездарная переделка:

Серы уточки летели,

Над полями крякали.

Комсомольцы шли на фронт,

Девушки не плакали. 1

Подобно лирическим песням, частушки экономно, ненавяз­чиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Они, как и песни, дорожат своим содержанием - не случайно рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитают мужскую или женскую рифму, дакти­лическая встречается реже. Применяется приблизительная риф­ма (приневолили - дролины, ураган - не отдам) и составная (туф­ ли - тут ли). Могут появиться внутренние рифмы:

Шел я лесом, видел беса.

Беса в новых сапогах,

сам дубовый, нос вязовый.

Папиросочка в зубах.

Ритмико-мелодическую структуру частушек создают аллите­рации, ассонансы, синтаксический параллелизм и другие по­вторы. Выразительны единоначатия:

Не тобой дорожка мята.

не тебе по ней ходить,

не тобою я занята.

Не тебе меня любить.

Иногда частушка играет ударениями в словах, подчеркивая их смысл:

Редко, редко,

милый, ходишь,

Редко-наредко-редко.

Ты давно другую любишь, (а)говоришь, что далеко.

Интонационное богатство частушке дает ее близость к разго­ворной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказы­вание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери... Это позволяет нарисо­вать разнообразные характеры персонажей. Довольно популяр­ны частушки в диалогической форме, реже встречаются в форме высказывания от третьего лица. Повествовательное начало в частушке развито слабо, ее главный смысл - лирический. Опи­раясь на конкретные факты, частушка использует сублимирую­щий метод фольклора, благодаря чему личное чувство отдельно­го человека приобретает в ней универсальный смысл.

Частушка связана со многими фольклорными жанрами: по­словицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями 1 . Особенно значительна роль последних:

традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. В ней появляются цветущие или увядшие цветы, заросшая дорожка к милой, тоскующая кукушка, горькая осина, белая береза, речка быстрая, калина, малина, месяц ясный, звездочка небесная... Вместе с образами в частушку пришли по­стоянные эпитеты, в том числе выразительные (ретиво сердце). Живая разговорная основа языка частушек сочетается в них с выразительными средствами старинной русской песни. Частушки используют сравнения:

Поедешь, миленький, жениться.

Брось на полюшке платок.

Вся любовь наша завянет,

Как неполитый цветок.

Метафоры:

Я запру свое ретивое

Двенадцати ключам,

чтобы старый ягодиночка

н е снился по ночам.

Метонимии:

Забываю, забываю,

Нет, не забывается.

Рубаха бела, чуб налево

Часто вспоминаются.

Олицетворения:

Я от горя убегаю -

Горе все меня найдет.

Я от горя - в сине море, -

Горе лебедью плывет.

Формулу невозможного:

Я не буду больше плакать,

глаза карие мочить, -

Синя моря не наполнить

И любовь не воротить.

Гиперболы:

Шел я полем, торопился.

Из-под ног огонь летел.

На милашку рассердился -

Разорвать ее хотел.

В юмористических и сатирических частушках гипербола со­здает смеховое начало:

Едет милый по базару,

Всем он улыбается.

Оказалось - зубы вставил.

Рот не закрывается.

По композиции частушки делятся на одночастные и двухчас­тные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. Например:

На германской на границе.

На высокой горочке

Перевязывает раны

Санитарка дролечке.

В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. На построение двухчастной часту­шечной строфы воздействовал песенный прием психологичес­кого параллелизма. Иногда это очевидно:

Неужели позавянет

На горе зеленый сад?

Неужели не воротится

Любовь наша назад?

В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях:

Будет, будет, поносила

Белого и синего.

Будет, будет, полюбила

Милого красивого.

Нередки двухчастные частушки, в которых части противопо­ставлены по смыслу (см. приведенный выше спев "Семеновны"). Исследователи заметили тяготение частушек к формальному параллелизму - когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Такими, например, являются многие частушки, использующие общий запев "С неба звездочка упала... ".

Происхождение этого образа связано с традиционной свадебной ли­рикой, в которой "упавшая звездочка" символизировала отлучение невес­ты от ее рода. Этот образ (наряду с другим: "Светит месяц, светит ясный...") заимствовали из свадебной поэзии плясовые песни, а поз­же - связанные с народной пляской частушки 1 .

В целом можно отметить, что композиция строфы всегда зак­репляет смысловую и формальную законченность частушки.

Одним из самых ярких выражений характера русского народа, его жизнелюбия и незаурядной стойкости в решении житейских проблем и неудач, являются русские народные частушки. В отличие от других представителей русского национального фольклора (былин, пословиц, сказок), тексты частушек не относятся к долговременному материалу. Частушечные четверостишья – это, как правило, народный отклик на какое-то текущее событие или существующую проблемную ситуацию. Поэтому, долгожительство частушки, в основном, зависит от актуальности содержания её текста.

Местом исполнения частушек являются всевозможные народные праздники, свадебные торжества и разного рода застолья. Именно на этих мероприятиях русские люди поют добрые и злые, приличные и матерные, про различные жизненные события и ситуации, про общеизвестных знаменитостей и политических деятелей, и про многое-многое другое.

Какие частушки русские народные поют сегодня на застольных мероприятиях чаще всего? Ответ на такой вопрос однозначный – разные! Частушечный репертуар зависит и от повода организации застолья, и от возраста и предпочтения присутствующих. Одним словом,

Вам частушки предоставим
Русские народные,
Среди них легко найдёте
Для застолья годные!

Частушки русские народные (тексты без мата)

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.

Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.

Лавка, лавочка поката,
Не садись со мной богатый.
Лучше бедный, да милой,
Сядет рядышком со мной.

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.

Не смотрите на меня,
Что я худоватая.
Мамка салом не кормила,
.

Не ругай меня, маманя,
Не ругай так грозно.
Ты сама была такая —
Приходила поздно.

В небе месяц молодой,
Спрятался за тучею.
Приходи ко мне скорее,
Ласками замучаю!

Я, бывало, всем давала
Повороты от ворот.
А теперь одна осталась –
Никто замуж не берет!

Перхоть мужу извести
Ныне дело плевое.
А вот как бы нарастить
Что-нибудь толковое.

На дворе стоит туман,
Сушится пеленка.
Вся любовь твоя обман,
Окромя ребенка.

За деревней
Квакают лягушки.
А я милёночку лапшу-
Вешаю на ушки.

День весенний наступил,
Кот на крыше завопил.
Скоро тоже завоплю,
Замуж очень я хочу!

Русские народные частушки (тексты для застолья)

Ох, ты, яма, яма, яма…
Я не знаю, кто копал.
Шел милёнок на свиданье,
Невзначай в неё упал.

Привели меня на суд,
А я вся трясуся:
Присудили сто яиц,
А я ведь не несуся!

Это что же за гулянье:
Ты – домой и я – домой.
А, по-моему, гулянье:
Ты домой и я с тобой!

Неужели веток мало:
Вы березу рубите?
Неужели девок мало:
Вы замужних любите?

Вот пойду я в огород,
Накопаю хрену.
Затолкаю Сашке в рот
За его измену.

Мне не нужен пуд гороха,
А нужна горошина.
Мне не надо много девок,
Нужна одна – хорошая!

Три недели не купался,
И поймал не пузе вошь.
Она толстая, большая,
Из винтовки не убьешь.

В магазине продавщица
Назвала меня «свиньёй».
Бабки думали свинина,
Стали в очередь за мной.

Известно, что нежданные гости доставляют некоторые хлопоты хозяевам застолья. Что именно могут принести с собой такие визитёры, поведают тексты частушек на приложенном видео.

Частушки русские народные смешные и прикольные

Печку письмами топила,
Не подкладывала дров.
Всё смотрела, как горела
Моя первая любовь.

На дворе туман стоит —
Нулевая видимость.
Под горой мужик лежит —
Русская недвижимость.

Меня мама била-била,
Что я поздно приходила.
Чтобы маму не будить,
Стану утром приходить!

А я с этим кавалером
Познакомиться хочу.
Красоты моей не хватит,
Самогоном доплачу.

Эх, мать, моя мать,
Не пускает ночию.
А я днем гулять пойду,
Больше наворочую!

Было время я плясала
На высоких каблуках,
А теперь сижу на печке —
Два ребёнка на руках.

Я готовила по книжке,
А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что же там сварилося.

У частушек есть начало,
У частушек есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем — молодец!