Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Евангелие от луки гл 6. Большая христианская библиотека


В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. 2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? 3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? 5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
Фарисеи исказили понятие закона Бога о субботе и требовали от учеников Христа соблюдения искажённых заповедей «старцев», а не Бога. Иисус показал им абсурдность их требований, непонимание ими сущности Божьего установления субботы и свои полномочия творить добро в субботу.

В каком смысле Иисус является "господином субботы"? В двух духовных смыслах:
1) Иудеи, став "рабами буквы" закона о субботе не были способны понять, что закон Бога - гибкий: он дан для помощи людям в духовном исцелении, а не для того, чтобы заставлять людей трепетать перед пунктами правил (Иер.18:7-10; Мтф.12:11,12). Так как израильтяне не посвящали время духовным делам и служению Иегове добровольно - Бог установил им закон о 7 дне для того, чтобы они хотя бы 1 день в неделю уделяли время духовному – ради их же блага.

Но если Иисус всё своё время добровольно посвящал служению Иегове - зачем же ему был нужен закон о субботе? (Гал.5:23). У него духовная "суббота"- каждый день, Он сам для себя решал, когда ему "устроить субботу" - заниматься духовными делами, а когда - нет: таким образом Иисус как бы сам управлял "субботой", а не "суббота управляла им". Это - первое значение того, в чём проявлялось господство Иисуса Христа над субботой. Фарисеи, по рабски "служившие 7му дню", не смогли этого понять. Почему?

Потому, что они слишком увлеклись пунктом о 7м дне, он стал для них идолом, а люди – жертвами, обязанными служить их любимой "субботе". Увлечённость внешней стороной закона о субботе вытеснила из их понимания сущность субботы, как дня, предназначенного для блага людей. Поэтому они не поняли, что исцеление в субботу не могло быть грехом (Мтф.12:10-12).

2) Иисус - Господин субботы в значении "покоя Бога" - в принципе; он - царь будущего Божьего миропорядка, Господин над всем - в периоде покоя Божьего, в субботе вечной, в дне Господа вечном. Если над вечностью Иисус является Господином в земном миропорядке, то над днём недели у него и подавно полномочия от Бога имеются: он сам решает, что ему делать в субботу, а что нет. А фарисеи ему в этом - не указ.

6:6,7 См. подробно разбор Мтф. 12:1-8 .
Случай исцеления в субботу:
Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
Фарисеи не извлекли урок из предыдущей субботы, по-прежнему упорствуют в неправильном понимании субботы. Но дело даже и не в их неправильном понимании, а в том, что они при помощи узаконенных «преданий старцев» хотели обвинить Иисуса в нарушении закона Божьего. В их понимании - что заповеди человеческие, что заповеди Божьи - стали суть одно.
Так очень часто происходит и в современных церквах. Вначале вводят какие -то человеческие понятия на правах пояснения и рекомендаций. Затем постепенно и незаметно они начинают занимать такое же положение, как и заповеди Божьи, а иногда - и выше, становясь обязательными к исполнению.
Кто не исполняет эти заповеди человеческие, тех начинают наказывать в церкви, и при наказании уже подразумевается, что человек, нарушающий их, согрешает против Бога - так же, как и в случае с учениками Христа.

6:6-9 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?
Иисус ещё раз им пытается показать сущность субботы Господней: суббота Богом введена для того, чтобы она приносила радость людям, этот день - добро для человека, а не зло, польза, а не вред. И неважно, как именно делают добро в субботу, если то, что делают - приносит пользу, исцеляет и соответствует намерениям Бога в отношении субботы, ибо день недели «суббота» - прообраз на большую «субботу», на миропорядок Божьего дня вечного покоя, когда все живущие в этом дне получат и физическое, и духовное исцеление.

Они молчали. Фарисеи понимали, что возражать Иисусу нечем и опровергнуть его мудрость - невозможно. В таких ситуациях, когда нет здравых аргументов, молчание - единственный возможный вариант «ответа», помогающий хотя бы сохранить репутацию разумных людей.

6:10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
Иисус не беспокоился о том, что может подорвать авторитет законоучителей своим непослушанием им: что может быть важнее исцеления человека, когда есть возможность его исцелить? И причём тут традиции «старцев» о субботе, если исполняется заповедь Божья, приносящая человеку облегчение?

6:11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. Вместо того, чтобы порадоваться за исцелённого и увидеть в Иисусе человека, творящего добро - фарисеи разозлились: как ни странно, но они умудрились возлюбить саму субботу, день недели. А человека возлюбить - им оказалось не под силу.
Собственная репутация и нерушимость "преданий старцев" их заботила гораздо больше, чем люди и желание блага для них. Именно за счёт преданий человеческих они имели возможность возвышаться над людьми и заставлять их чувствовать себя несведущими в законе Бога и нуждающимися в руководстве и разъяснениях фарисеев.

С таким духовным пониманием служения Богу - Ему угодить невозможно, ибо всё соделал Бог для блага человека, а не в тягость ему.
Если мы хотим угодить Богу - надо учиться любить людей и радоваться за них, а не приходить в бешенство, как фарисеи, и не искать, чем бы эту радость - радующимся человекам омрачить.
6:12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Именно Бог указал Иисусу Христу, кого он должен был избрать себе в апостолы (Иоанн.17:12)

6:13-16 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами
Как видим, Иисус избирал в апостолы ИЗ СРЕДЫ своих учеников. То есть, к тому моменту у него было гораздо больше учеников, чем 12. Просто не все из них оказались пригодными для исполнения функций апостолов Христовых и имели тот духовный возраст, который помогал бы им вмещать служение Иисуса в объёме исторического момента 1 века.

6:17-19 и много народа.. пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих … и исцелялись.
И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Для исцеления нужна именно сила Божья, Иисус исцелял при помощи Божьего (святого) духа в значении силы, а не духовной личности (перстом Божьим, духом Божьим изгонял бесов – Луки 11:20, Мтф. 12:28)

6:20,21 Нагорная проповедь. См. подробно разбор Матфея 5-7 главы
Остановимся на некоторых текстах:

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
См. разбор Мтф. 5:3,4

6:22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди Если не дочитать до конца или не особенно вникнуть в суть сказанного, можно ввестись в заблуждение: ведь для того, чтобы нас возненавидели как человеков - надо быть очень плохими людьми. И, стало быть, ничего, если ты негодяй – блаженствуй, ведь Иисус сказал так, и пусть себе ненавидят тебя люди на здоровье.
Но тут уточнение важное: не просто возненавидят за дела плохие. А конкретно за ПУТЬ сына человеческого возненавидят :
и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
Ну а если мы по другому поводу ненависть в людях по отношению к себе возбуждаем, то совсем плохи наши дела пред Богом. Этот момент хорошо разъяснил в своём послании Пётр (1Пет.4:12-16)

6:23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. - см. разбор Мтф. 5:12

6:24,25 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
Имеется ввиду - богатые духом, не нуждающиеся в духовном в отличие от нищих духом, нуждающихся в духовном. Довольные своей жизнью и всем удовлетворённые не смогут принять Христа: сытых и довольных всем - невозможно накормить пищей Христовой:

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
Поэтому все, кто пресыщен осознанием собственной праведности и удовлетворён своим образом жизни - не воспримут необходимость приближаться к Богу путём Христовым.

6:26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Невозможно себе представить, чтобы христианин мог нравиться всем людям: если он свой - всем, значит, что-то не так с его путём Христовым. Только лжепророки всегда в угоду людям пророчествуют, ведь у них цель: нравиться людям. А Христовы говорят правду Божью независимо от того, нравится она людям или нет.
И если учесть, что большинство мира отвергает законы Божьей праведности, то можно себе представить, как ему будет «нравиться» обличающее слово Бога и те христиане, кто с этим словом придут в мир.

6:27,28 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, 28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
О чём молиться за обижающих нас? О том, чтобы и дальше обижали?
Нет, но о том, чтобы обратились и живы были; чтобы поняли, где и в чём они согрешают против заповедей Христа и перестали это делать; чтобы нашли Бога, чтобы полюбили Его пути и захотели становиться детьми Ему, а нам - добрыми братьями и сёстрами.
см. также разбор Мтф. 5:43-45

6:29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
В древнем Израиле был заложен принцип:
глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу (Исх.21:24)
перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать . (Лев.24:20)

Иисус же показывает, что Христовы должны поступать с людьми человеколюбиво независимо от того, как поступают с ними.
Показал он это не только на словах, но и на деле.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному . 1Пет.2:23
Иногда, отвечая на какие-то несправедливые действия по отношению к нам, можно так увлечься ответной реакцией, что со стороны наблюдающих мы будем выглядеть ни чуть не лучше тех, кто обижает нас. А это ни Отца нашего не прославит, ни нас к Нему не приблизит, отдалит только от Него.
См. также разбор Мтф. 5:39-41

6:30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
Интересное проявление любви Христовой к людям: быть готовым отдать своё насовсем, ничего вообще не требуя в качестве возмещения. Но кое-что следует помнить: просьба - просьбе рознь.
Если брату, например, на новую машину не хватает, занять просит, руководствуясь этим стихом, обязательно ли стоит дать, да ещё и обратно не требовать?
Как дает Бог? По пути в землю обетованную, например, Он кормил Израиль только манною и не очень- то хорошо отнёсся к просьбам о чесноке, огурцах, мясе и т.д. - о том, что сверх необходимых потребностей.

Так и в нашем случае: машина - не хлеб, не лекарство от болезни, не предмет первой необходимости. Скорее всего, здесь Иисус говорит об этом: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Прит.25:21). То же - относится и к братьям.
Впрочем, если есть возможность и желание бескорыстно добавить брату недостающее до покупки машины - в том не согрешит дающий.
6:31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними - см. разбор Мтф. 7:12

6:32-34 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
Суть в том, чтобы делать добро тем, кто не имеет возможности ничем воздать, приносить пользу людям даром, безвозмездно, бескорыстно - потому, что любим и искренне желаем помочь, а не для того, чтобы внешне создавать видимость широких жестов и зарабатывать себе репутацию праведников в глазах людей, а на сердце - камни «копить» за то, что не возвращают долги:

6:35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. См. разбор Мтф. 5:44,45

6:36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
См. разбор Мтф. 5:48

6:37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
Суть в том, чтобы не спешить выносить обвинительные заключения согрешающим и их мотивам, на это есть Бог, а нам мешает видеть объективно - собственное бревно в глазу.

Выносить суд от имени Бога в отношении того, как поступит Бог с человеком - не уполномочен никто. В отношении же собраний - то в собраниях христиан для того, чтобы выносить какие -либо решения, Богом предусмотрены уполномоченные - пастыри. Они должны это делать не по взгляду своих очей, а на основании Божьих принципов.
См. также разбор Мтф. 7:12
6:38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. См. разбор Мтф. 7:1,2

6:39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? .
Если связать эти слова с вышесказанным о том, чтобы христиане не спешили судить ближних, так как не видят их сердец, то эти слова отражают неправильные стремления любящих судить (осуждать). Ведь кто такие сами судьи? Это- несовершенные потомки Адама, духовно слепые люди. Поэтому, будучи "слепыми", они не могут объективно оценивать поступки других "слепых" - таких же несовершенных людей, как и сами "судьи".

Если же учесть, что далее Иисус говорит об учителях, заявляющих о себе, как о способных правильно судить (оценивать поступки других), то слова о слепых имеет смысл расширить:
если учитель слеп (неправильно разъясняет слово Бога), то и его ученики, водимые им, также будут духовно слепы, что приведёт обоих к плохому исходу в конечном итоге.

6: 40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его
Чем владеет учитель, то и ученику передать может: не может ученик знать больше, чем учитель его, но при старании обучения - сможет достичь тех же навыков и знаний, что и учитель.
Здесь применим и текст о слепых: если учитель духовно слеп, то и ученик его духовно зрячим не станет.

6:41,42 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Чему может научить человек, который сам на практике не делает того, что предлагает сделать тебе?
Последовательность, по которой должен действовать христианин, впечатляет: прежде всего - своими брёвнами стоит христианину заняться.

Не сказал здесь Иисус, что вообще никому замечаний делать не стоит. Но если прежде, чем обличить кого-то в проступке, честно попытаться над своими проступками поразмышлять, отношение к согрешающему очень сильно меняется: когда поработаешь со своими «брёвнами», то и сучки братьев не такими уж смертельными начинают казаться. И даже тон в голосе другой образуется, не гневно-обличительный, а участливо- дружелюбный. Ведь цель всякого обличения - не потерять, а приобрести брата, не оттолкнуть от Бога, а приблизить к Нему.
См. также разбор
Мтф. 7:1,2

6:43,44 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
По словам, делам и поведению человека можно сделать выводы о том, стоит ли он на пути к Богу или направляется в обратную сторону.
Очень эти слова Иисуса здесь к месту:
Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Иоан.18:23) .
То есть, если я не могу показать, что конкретно брат или сестра худо сделали (их худые плоды), то, может, на самом деле - и «плоды» у них вовсе не худые с точки зрения Бога. Выходит, что мне всего лишь субъективно просто что –то в них не нравится, но это не повод считать их плохими, однако - повод пересмотреть себя самого.
См. также разбор Мтф. 7:16,20

6:45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.
Метафора, показывающая зависимость содержимого слов уст от духовного «содержимого» сердца человека: Божий человек - с добром ко всем, как в устах, так и в делах, пользу приносит, ибо к Богу приобщить старается. От слов уст и от дел злого человека - только неприятный осадок остаётся, один вред от общения с ним.
См. также разбор Мтф. 12:34-37

6:46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?
По идее, если признавать Иисуса Христа своим господином, то делать всё, что велит господин - будет несложно, ибо это - обязанность всякого раба. Если же не исполнять повелений его, то нет пользы и в том, чтобы признавать Иисуса Христа - Господом: такого раба он накажет за непослушание. У такого раба Господь (господин) - вовсе не Христос, а собственные эгоистичные желания.
См. также разбор Мтф. 7:21-23

6:47-49 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

Слушать Иисуса Христа и знать теорию приближения к Богу по следам его - недостаточно, нужно на практике исполнять ВСЁ, в чём он наставляет и идти по следам его всю жизнь. Тогда есть смысл надеяться на все обещанные благословения Бога, ибо такая надежда имеет под собой прочное основание: послушание Христу.

А если не так, то всякие надежды - тщетны, они разрушатся, как дом, не имеющий под собою прочного основания, вместе с самим христианином-теоретиком:
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

 1 «Сын Человеческий есть господин и субботы»; 12 Избрание двенадцати апостолов; «весь народ искал» Иисуса; 20 Он учит их; кто «блажен»? о любви и суде.

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 Как он вошёл в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы .

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину . И он встал и выступил.

9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою . Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

12 В те дни взошёл Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие .

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь .

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого .

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их .

24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение .

25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете .

26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их .

27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас ,

28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас .

29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку .

30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад .

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними .

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят .

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают .

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же .

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым .

36 Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд .

37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете ;

38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам .

39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его .

41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42 Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего .

43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый ,

44 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника .

45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его .

46 Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» – и не делаете того, что Я говорю?

47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен .

48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне .

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. 27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. 28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя?

Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. 35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

40 Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.

Когда же Он шел, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. 47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. 52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. 53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. 55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.
12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
43 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,
44 ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.
45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

5. ИИСУС ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ НАД СУББОТОЙ (6:1-11)

В 6:1-11 Лукой записаны два эпизода, имевших место в одну из суббот (стих 1), а затем и в другую субботу (стих 6). Повествование о них он сводит воедино, желая подчеркнуть власть Иисуса и над субботою.

а. Ученики срывают колосья в субботу (6:1-5) (Матф. 12:1-8; Мар. 2:23-28)

Лук. 6:1-5 . В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. ("В субботу, первую по втором дне Пасхи" правильнее было бы перевести с греческого как "во второпервую пасхальную субботу". Термин встречается только у Луки и трудно поддается пониманию.

Было множество попыток объяснить его, включая предположение, что он вообще был вставлен по неразумению одним из переписчиков, тем более, что не во всех рукописях Евангелия от Луки он имеется. Существует, однако, и такое объяснение его. Полагают, что раввины называли праздник Пасхи субботою (в значении времени покоя). (Если происходившее имело место в пасхальные ("субботние") дни, то суббота в собственном смысле слова, приходившаяся на эти дни, могла быть названа "второпервою" - От. ред.)

Бог разрешил людям срывать колосья и на чужом поле, коль скоро они, проходя мимо, ощутят голод (Втор. 23:25). Фарисеи же, в своей интерпретации закона, пришли к тому, что приравняли растирание колосьев в руках молотьбе их, т. е. "работе", которая в субботу запрещалась. На обвинение книжников и фарисеев Иисус ответил ссылкою на Давида (1-Цар. 21:1-9). Давид приходит там к священнику в город Номву и просит у него хлеба.

У того не было тогда другой пищи, кроме хлебов предложения, которые позволялось есть только священникам. Однако Давид и бывшие с ним ели этот хлеб, поскольку иного не оказалось. Смысл параллели, проведенной Иисусом, ясен. Ради удовлетворения насущной физической потребности (голода) священник благословил Давида и его спутников встать "над законом". Соответственно, с благословения Христа, Его ученики ставились над законом, придуманным людьми, которого фарисеи неукоснительно держались. Просматривается здесь и вторая параллель.

Давид, помазанник Божий, преследуем был Саулом, "дом" и правление которого, неугодные Богу, были обречены Им на уничтожение. Подобно этому, и Иисус, новый Помазанник Божий, преследовался силами духовно умиравшей "династии" книжников и фарисеев (Лук. 5:39). Завершающий вывод из этого сформулирован тут Самим Иисусом: Сын Человеческий есть господни и субботы, иначе говоря, Он выше ветхозаветного закона.

б. Исцеление сухорукого в субботу (6:6-11) (Матф. 12:9-14; Мар. 3:1-6)

Лук. 6:6-11 . Представляется, что вторая конфликтная ситуация в связи с субботой была спровоцирована законоучителями. Пока Иисус учил в синагоге, где был человек, у которого правая рука была сухая, книжники… и фарисеи наблюдала за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Сказано, что Иисус знал помышления их (сравните 5:22).

И, зная, решил воспользоваться ситуацией, чтобы явить Свою власть над субботою. Он спросил их: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? Ставя Свои вопросы, Иисус подразумевал, что отказаться сделать в субботу доброе дело равносильно совершению в этот день зла. Ибо тот, кто может, но не хочет принести облегчение страдающему, причиняет ему зло.

Далее, по слову Иисуса, больной протянул свою сухую руку, и стала рука его здорова, как другая. Фактически никакой "работы" в субботу Иисус в этом случае не совершил. Он лишь сказал несколько слов, и больной был исцелен. То есть, не нарушив видимым образом фарисейского закона, Он поставил религиозных вождей в крайне неловкое положение и одновременно совершил доброе дело исцеления. Неудивительно, что книжники и фарисеи пришли в ярость и стали совещаться между собой, как бы им избавиться от Него.

6. ИИСУС ЯВЛЯЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ В ПРИЗВАНИИ ДВЕНАДЦАТИ (6:12-16) (МАТФ. 10:1-4; МАР. 3:13-19)

Лук. 6:12-16 . Лука пишет, что прежде, чем избрать двенадцать учеников, Иисус всю ночь провел в молитве Богу. Немало людей, которые могли быть названы Его учениками, следовало за Ним более или менее постоянно. Из их числа Он избрал …двенадцать, которых особенно приблизил к Себе, и назвал их Апостолами (как бы противопоставив этот термин - "апостолоус" термину "матетас" - "ученики").

Ученики были только последователями Его, Апостолов же ("посланцев") Иисус облек особой властью (употребление термина "апостолы" в 9:10; 17:5; 22:14; 24:10). В списке Двенадцати у Луки, как у Матфея и Марка, на первом месте стоит Петр, а на последнем - Иуда Искариот. Варфоломей, по-видимому, тот же самый человек, что и Нафанаил (сравните Иоан. 1:45); одно и то же лицо Матфей и Левий, а Иуда Иаковлев - это тот, кто Марком назван Фаддеем (Мар. 3:18).

Лук. 6:17-19 . Проповедь, записанная в 6:17-49, - это краткая версия Нагорной проповеди, изложенной Матфеем в Матф. главы 5-7. Обе они были обращены к ученикам, обе начинаются заповедями блаженства, а завершаются одними и теми же притчами и в целом схожи по содержанию. Лука опускает те части, которые были рассчитаны на еврейских слушателей (касавшиеся толкования Закона). Это вполне соответствовало той цели, с которой он писал свое Евангелие. Некоторая проблема возникает, однако, в связи с местом, где проповедь была сказана.

Матфей пишет: "Он взошел на гору" (Матф. 5:1), а Лука - стал Он на ровном месте (6:17). Но если рассматривать действия в их последовательности, то упомянутая проблема легко разрешается. В Лук. 6:12 читаем, что Иисус "взошел на гору (близ Капернаума) помолиться". После этого Он призвал 12 учеников, назвав их Апостолами.

Затем они сошли на "ровное место" (стих 17), где Он учил собравшийся народ и исцелял его больных (стихи 17-19). Позднее Он снова поднялся на гору, чтобы учить уже только Своих учеников (сравните Матф. 5:1). Если соединить описания евангелистов, то складывается довольно ясная картина: Иисус то сходил на ровные "площадки", имеющиеся в палестинских горах, то поднимался выше в горы.

1. "БЛАЖЕНСТВА" И "ГОРЕ" (6:20-26)

Иисус начал Свою проповедь изложением заповедей блаженства и предупреждениями накликающим на себя горе. Каждому из четырех блаженны (вы) параллельно горе вам.

а. Провозглашение "блаженств" (6:20-23)

Лук. 6:20-23 . Термин "блаженства" встречается в Евангелиях 30 раз. Но, за исключением двух случаев, только у Матфея и Луки. Первоначально этим словом (макариои) древние греки передавали счастливое состояние богов, не знающих земных страданий и забот. Позднее им стали обозначать и приятное чувство, испытываемое человеком.

В отличие от библейских, греческие писатели видели источник блаженства в земных удачах и ценностях. Но авторы Ветхого Завета исходили из того, что истинно блажен или в высшей степени счастлив тот, кто доверился Богу и уповает на Него, кто боится и любит Его (Втор. 33:29; Пс. 2:12; 31:1-2; 33:9; 39:5; 83:13; 111:1). Кто не грешит перед Богом и перед людьми (Пс. 1:1; Прит. 14:21; 29:18).

Новозаветные "блаженства" насыщены эмоциональной силой. Зачастую они исходят из противопоставления ложных земных оценок и представлений и истинной, небесной, "оценки" тех, кто действительно блаженны (Матф. 5:3-6,10; Лук. 11:28; Иоан. 20:29; 1-Пет. 3:14; 4:14). Все "светские" блага и ценности - "вторичны" и зависят от Дающего всякое благо - Самого Бога, олицетворяющего высшую степень добра. Человеческие мерки не подходят для оценки истинного блаженства, ибо имеющие его воспринимают настоящее в свете будущего (Лук. 23:29).

Блаженства тех, кто последуют за Ним, Иисус обуславливает четырьмя состояниями в этой жизни. Блаженны нищие духом… блаженны алчущие… блаженны плачущие ныне… блаженны вы, когда возненавидят вас люди (6:20-22). И в каждом случае Он объясняет, почему таковые блаженны или счастливы. Нищие блаженны потому, что их есть Царствие Божие. (В большинстве древних списков Евангелия от Луки в 6:20 стоит просто "нищие", а не "нищие духом", как в Матф. 5:3. По мнению некоторых толкователей Библии, Лука хотел тут подчеркнуть именно житейскую, материальную бедность, столь характерную для первых христиан. Не случайно он особо подчеркивает и то, что последователи Иисуса "оставили (ради Него) все" - 5:11,28.)

Заявление Христа, что Царствие Божие принадлежит "нищим", основано на Его "власти" дать это Царствие им, которые настолько доверились Ему, что, отрекшись от прежней жизни, пошли путем, который указал Он (5:37-39). Иисус, конечно, не имел в виду, что любой нищий наследует Царство Божие; Его слова относились к Его последователям. Они были нищими, и им принадлежало Царство Божие. А потому они были счастливее тех богатых, которым путь в это Царство был закрыт. Они были блаженны…

Как и "нищих", - "алчущих" и "плачущих", т. е. терпящих многоразличные невзгоды ради Христа, тоже ожидает блаженное воздаяние в будущем. Причем не только физически страдающие подразумеваются здесь, но и все, кто не находят отрады в земных благах, а стремятся к Христу и лишь в общении с Ним обретают мир и утешение.

Последнее "блаженство" обещано тем, кто претерпят гонения за Сына Человеческого. Именно это ожидало, в первую очередь, Апостолов. Их будут ненавидеть, отлучать от синагог, поносить и бесчестить за Иисуса. И, тем не менее, они блаженны - в свете той награды, которая ожидает их, достойных преемников ветхозаветных пророков, с которыми поступали так же, - на небесах.

б. Горе вам (6:24-26)

Лук. 6:24-26 . Те, кто перечисляются в этих стихах, как бы противопоставлены последователям Христа. Богатые … пресыщенные … смеющиеся, т. е. не желающие поступиться ради Христовой истины земными благами, высоко ценящие успех и популярность. Они не сознавали опасности, нависшей над ними. И не хотели прислушаться к Тому, в Чьей власти было открыть перед ними врата Царства Божия. Им-то и возвестил Иисус четырехкратное "горе" - отражающее в каждом случае нечто прямо противоположное тому, что радует их ныне. И прямо противоположное тому, что уготовано Его последователям (6:20-23).

2. ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ (6:27-45)

а. Истинная праведность проявляется в любви (6:27-38)

Лук. 6:27-38 . Здесь Иисус говорит о семи аспектах подлинной, бескорыстной любви. Жизнь и поведение в соответствии с ней, которая не присуща человеческой природе, требуют сверхъестественных возможностей, но именно в этом и являет себя истинная праведность. Итак:

1) Любите врагов ваших.

2) Благотворите ненавидящим вас.

3) Благословляйте проклинающих вас.

4) Молитесь за обижающих вас.

5) Не воздавайте злом за зло (стих 29а).

6) Просящему давайте от души (стих 29б-30).

7) Поступайте с другими так, как хотите, чтобы с вами поступали (стих 31).

Такая любовь, если она проявляется в людях, то делает их совершенно особыми, похожими не на других людей, а на Отца Небесного (стих 35).

В дальнейших словах Иисуса раскрывается принцип, который неизменно действует в житейских отношениях и обстоятельствах: что человек посеет, то он и пожнет (стихи 36-38; сравните Гал. 6:7). Действие этого принципа вновь и вновь иллюстрируется на страницах Священного Писания. Иисус "очерчивает" пять сфер его проявления:

1) Милостивые сами будут помилованы. В сущности именно эта мысль звучит в Лук. 6:36; Христос призывает учеников быть такими же милосердными, как Бог милосерд к ним самим.

2) Тех, кто судят других, постигнет суд (стих 37а).

3) Кто осуждает других, сам осудится (стих 37б).

4) Кто прощает ближним, сам получит прощение (стих 37в).

5) Легко, от сердца, дающим воздастся благом в свое время (стих 38).

Воистину сама жизнь нередко свидетельствует, что человека в конце-концов постигает то, что он желает и делает другим.

б. Истинная праведность проявляется в делах (6:39-45)

Лук. 6:39-45 . Смысл этих слов Иисуса в том, что человек не может не обнаружить меры своей праведности или, напротив, неправедности. Как очевидно, что слепой, ведущий другого слепого, упадет в яму вместе с ним, так явно и то, что неправедный человек обнаружит свою неправедность, уведя других с пути истинного. Говоря об ученике и учителе, Иисус показывает, что человек неизменно уподобляется тому, кому он подражает (стих 40). Для Его учеников, обычных людей, высшим примером для подражания должен быть Он.

Прежде чем обрести способность помочь брату своему избавиться от греха, необходимо побороть грех в себе самом (стихи 41-42). А то ведь нередко собственный грех человека больше того, который он "обличает" в другом (сучок сравнивается с бревном). Такой "обличитель" по праву может быть назван лицемером.

Из того, что некто говорит и как поступает, выявляется, что он за человек (стихи 43-45). Это подобно тому, как дерево познается по приносимому им плоду. Судя по словам, завершающим стих 45, в данном контексте Иисус уподоблял "плоду" не столько дела человеческие, сколько то, что от избытка сердца говорят уста человека.

3. ИСТИННОЕ ПОСЛУШАНИЕ (6:46-49)

Лук. 6:46-49 . Внешние проявления набожности далеко не столь важны, как действительное послушание слову Божиему (стих 46). Недостаточно обращаться ко Христу со словами "Господи! Господи!" Истинно верующий в Него должен жить и действовать в соответствии со сказанным Им. Таковых Он уподобляет человеку, строящему дом … на камне (стихи 47-48).

Тех же, кто слушают слово Божие, но не исполняют его, - человеку, построившему дом на земле, без основания (стих 49). Ученики, оставившие все и последовавшие за Ним, уже (до известной степени) поступили по слову Его. (Это первая из притч Иисуса, записанная Лукою. список Его притч в комментарии на Матф. 7:24-27.)

Г. Служение Иисуса в Капернауме и окрестных городах (главы 7-8)

В этом разделе описание служения Иисуса, ознаменованного рядом чудес - в подтверждение того, что Он действительно обещанный Израилю Мессия (7:1-17,36-50; 8:22-56) чередуется с изложением Его учения (7:18-35; 8:1-21).