Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Можайское благочиние. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века

В одиннадцатой и двенадцатой частях Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, должном произойти одновременно со вторым и славным пришествием на землю Господа Иисуса Христа, и о жизни будущего века, которая наступит после этого.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века.
Христианство с момента своего существования верит и надеется на то, что когда-то все мертвые оживут и воскреснут в своих телах. Человек сотворен Богом как существо, состоящее из тела и души. Христос пришел на землю, чтобы спасти не только душу, но и тело человека.

Вначале были созданы ангелы, духовные существа, затем весь остальной мир, растения и животные. Человек первое и единственное творение, в котором присутствует и духовное, и материальное начало. По христианскому учению душа животных не подобна душе человека, она смертна и уничтожается вместе с телом. Дух человека роднит его с Богом, а тело - с животным миром.

В этом, по мнению христианского богословия, причина зависимости судьбы мира от судьбы человека. Когда человек совершает грехопадение, расстраивается все его существо. Душа поражается греховными страстями, тело становится тленным и смертным. По единству природы искажается и мир вокруг него. Это означает, что состояние мира напрямую зависит от нравственного состояния человека. Апостол Павел говорит, что вся тварь ныне стенает и мучается, ожидая откровения сынов человеческих.

Учение о двусоставности человеческой природы означает, что полноценным бытие человека бывает тогда, когда его душа и тело пребывают неразлучно. Когда же они разлучаются в смерти, человек перестает быть таким, каким его замыслил Бог. Смерть человека не входила в планы Творца. Отвернувшись от Бога, люди обрекли себя на гибель.

Разлучение души и тела не вечно. По вере христианской Церкви, второе славное пришествие Иисуса Христа будет сопровождаться воскресением всех умерших и преображением живущих. Люди восстанут в своих телах, но нетленных и бессмертных. Их тело станет подобно телу воскресшего Господа. Человек обретет то, ради чего он был создан - бессмертие и вечную жизнь. То, ради чего воплотился Сын Божий, претерпел тяжкие страдания и умер на Кресте.

Жизнь будущего века для одних будет наполнена счастьем и блаженством от созерцания Господа и пребывания в любви с Ним и с другими людьми, удостоившимися той же участи. Для других она будет означать вечные муки и пребывание в аду.

Ад - это место, где нет Бога. Адские мучения в христианской традиции чаще всего передаются в образах вечного, неугасимого огня, которому предадут себя те, кто отвергнет Бога.

По мысли одного из отцов Церкви, святого Григория Нисского, адским мучением будет действие благодати, которая, пронизав праведника, принесет ему блаженство, а для богоотступника будет подобна мучительному, пожирающему огню, ведь сказано, что Свет уничтожит тьму.

Упованием на жизнь будущего века заканчивается Символ веры, сокровищница богооткровенной истины христианской Церкви. Выражения его лаконичны и немногословны, но сколько стоит за этой кажущейся простотой! Он открывает нам знание о непостижимом для ума и сокрытом для глаз - знание о Боге.

Еще в самой глубокой древности люди знали, что смерть не означает полного конца. Все знали, что когда человек умирает, то тело его предается земле, а душа его сохраняется где-то в иных мирах. Но Церковь учит нас другому, говорит нам о другой надежде - «чаю воскресения мертвых». Это значит, что душа умершего человека не имеет полноты жизни. Полнота жизни для человека - в единстве души и тела. Сам Господь не раз говорил об этом: «Сущие во гробах услышат голос Сына Божия и услышавши оживут!».

«Сущие во гробах» - это те, которые находятся в могилах. Значит, не только души, но и тела воскреснут. Апостол Павел называет Христа первенцем из мертвых.

Господь вышел из гроба не таким, каким Он был до Своей смерти на кресте. Плоть Его стала иной, свободной от законов нашего мира. «Мы не все умрем, но все изменимся», - говорит апостол. И продолжает: «Сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное». Это значит, что наступит день, когда весь мир преобразится, когда вся природа расцветет, все умершее в ней оживет. «И увидел я новую землю и новое небо», - говорит евангелист.

То, что Господь задумал о вселенной, велико и прекрасно. И мы теперь находимся лишь в далеком преддверии того, что совершится. Мы воскреснем все. Так что каждый будет явлен в своей высшей красоте. Каждому из нас откроется вся вселенная. Мы не будем больше маленькими, мелочными, смертными существами, привязанными к земле. Вся вселенная, все небесные тела, все миры, все, что есть, будет открыто перед нами.

Значит, у нас есть надежда на то, что во всем творении воцарятся Правда Божия и Разум Божий. И это - наша надежда здесь, сегодня, в нашей жизни, в наших поступках, во всем, что Бог предложил нам в нашей судьбе. Мы сегодня готовимся к этому грядущему.

И поэтому мы молимся каждый день нашему Отцу «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», «да приидет Царствие Твое», на которое мы уповаем, ибо «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».

– Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, о пастырской работе и проведении богослужений для глухих людей. Как все начиналось?

– Богослужения на жестовом языке – совершенно новое явление для Русской Православной Церкви. До революции при храмах создавались школы для глухих, но богослужения на жестовом языке не проводились.

Книг о православной миссии среди неслышащих как сейчас, так и тогда было крайне мало. Среди них самым лучшим дореволюционным учебником Закона Божьего для глухих можно считать небольшую брошюру протоиерея Александра Братолюбова. В ней объясняются самые основные христианские понятия.

Первая община для глухих в Москве была основана в 1991 году при Новодевичьем монастыре. Стали проводиться богослужения и встречи. Конечно, возникли трудности с переводом. Таких жестов как “Господь”, “Богородица”, “Церковь”, “причастие” просто не было. Некоторые жесты, которые мы сейчас используем, отчасти взяты из английского алфавита жестовой речи. Проходила абсолютно новая творческая работа, не имеющая более ранних аналогов.

На некоторых этапах возникали ошибки. Кто-то пытался проводить исповедь глухого при участии сурдопереводчика. До сих пор поисповедоваться на своем родном жестовом языке остается проблемой. Лишь небольшое число священнослужителей знают жестовый язык и могут принимать исповедь. В основном глухие подают свой список грехов на листочке священнику и так исповедуются.

В идеале сам пастырь должен непосредственно общаться с неслышащими на жестах без помощи переводчика. И тогда это действительно полноценная православная община, а не мимикрирующая под Православие протестантское собрание, возглавляемое мирянином-проповедником.

Сейчас все усилия Координационного Центра по работе с глухими и слабослышащими Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви направлены на то, чтобы научить священнослужителей жестовой речи. В России не более 20 клириков знают жестовую речь. Как показывает практика, те священники, которые изучили жестовый язык, обучаясь в духовной семинарии, свободно им владеют. Те же, кто принял священный сан и захотел в дальнейшем изучить язык жестов, не всегда могут преуспеть в этом.

Конечно же, существуют объективные причины – священник часто на приходе один, на него возложено множество послушаний, и остается мало времени для изучения отдельной уникальной лингвистической системы знаков со своими грамматическими правилами и конструкциями.

С миссионерской точки зрения глухих людей можно считать отдельной нацией со своими особенностями общения, поведения и речи. Методы проповеди в этом плане совершенно одинаковы: японцам надо проповедовать на японском языке, глухим – на жестовом. Работа с неслышащими одновременно и социальная, и катехизаторская, и миссионерская, и образовательная.

Глухие люди – одна из самых сложных категорий инвалидов для катехизации и воцерковления. Апостол Павел говорит, что “вера от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим. 10, 17).

Слепому человеку гораздо легче воспринять проповедь. Для этого существует достаточное количество записей богослужений, акафистов, песнопений, лекций, есть православные радио и телеканалы. Глухой же находится в некоторой информационной изоляции и поэтому он не знает, как прийти в храм, как исповедоваться, как причащаться. Ведь ничего не понятно, и никто ничего в церкви не может объяснить доступно на его языке.

Именно поэтому общение со священником так важно и нужно, чтобы батюшка не просто умел переводить молитвы, но умел понять глухого. Уже после простого житейского общения и вопросов «как у вас дела», «где учится ваш ребенок?» – открывается душа человека, и с ним можно поговорить на духовные темы. Надо понимать, что знание жестового языка – это ключ к сердцу глухого.

В Москве проводился опрос, в котором глухих спрашивали о пожеланиях к слышащим людям. Почти каждый говорил о том, что слышащий должен знать жестовый язык. Это является свидетельством того, что глухие жаждут и желают общения. Поэтому некоторые могут приходить на службу только ради интереса.

Для глухих в России (не в Москве) проводится очень мало мероприятий, нет ни спектаклей на жестовом языке, ни праздников. И этот голод общения, желание выйти из тени забвения, может привести человека в храм на службу. А уже потом, через этот интерес и простое желание общения, глухой человек начинает узнавать о Христе.

Конечно, это утопия – требовать присутствия на каждом приходе сурдопереводчика как штатную единицу. Но нужно стремиться хотя бы к тому, чтобы в одном храме каждого крупного города был катехизатор или клирик, знающий жестовую речь. Отмечу, что глухого как человека, нуждающегося в помощи, сложно заметить, выделить из толпы, но на самом деле в России проживает около тринадцати миллионов глухих.

Глухие люди во время Литургии на жестах пропевают Трисвятую песнь

А существует ли словарь богослужебных терминов для глухих, вроде бы такая работа велась в Синодальном отделе ?

– Официально при каком-либо Синодальном отделе или духовном учебном заведении словарь церковной жестовой речи не издавался. Есть небольшие словарики, их авторы – священники или миряне, которые переводят службы для глухих. Но официального благословения или одобрения эти словари не имеют.

На данном этапе словарь, который бы имел благословение Священного Синода или Святейшего Патриарха и не нужен. Ведь никто не утверждал Литургию Василия Великого или Литургию Иоанна Златоуста через Священный Синод, мы восприняли чинопоследование от Византийской Церкви, и сейчас процесс формирования не останавливается – что-то добавляется, что-то сокращается.

Например, теперь за Литургией мы читаем молитву о мире на Украинской земле, это временное явление, потом эта молитва либо будет упразднена, либо будет написана новая. То же самое со словарем для глухих – жестовый язык меняется и разнится в зависимости от региона, в некоторых храмах, где сурдоперевод осуществляется уже 15-20 лет, есть свой определенный устав, сложившиеся жесты, которые используются, и люди их понимают.

Вариации перевода могут быть, особенно если говорить про изменяемую часть богослужения – евангельские и апостольские зачала, тропари. Каждый сурдопереводчик их переведет по-разному. Но прежде, чем усовершенствовать жестовые обозначения, необходимо встречаться с глухими людьми и объяснять, что означает этот выдуманный кем-то жест. Вероятно, сейчас не существует необходимости создавать общий словарь с грифом “Одобрено высшей церковной властью”, но, конечно же, какие-то доступные пособия нужны в качестве подспорья и основы.

Насколько сложно воспринимать службу глухим, ведь богослужебный язык отличается особой сложностью?

– Конечно, если нецерковный человек приходит в храм, некоторые церковнославянские слова ему могут быть непонятны. Но в процессе воцерковления становится осознанным участие в богослужении. Но слышащий, приходя в храм, слышит молитвы на церковнославянском языке, а глухой «слышит» молитвы на своем родном жестовом языке, поэтому иногда глухому легче понять богослужение. Например, «паки и паки» переводится жестом «снова и снова», т.е. служба ведется на родном для глухих людей языке, на котором они общаются ежедневно.

Проблему понимания богослужения необходимо рассматривать немного в иной плоскости. Неслышащие имеют разный уровень образования и, как следствие, уровень понимания. Среди них есть позднооглохшие, слабослышащие, имеющие сопутствующие заболевания и т.д. Есть те, кто получил высшее образование, а другие, по тем или иным причинам, смогли окончить только среднеобразовательную школу. И, конечно, переводчик должен думать о том, как сделать так, чтобы богослужение было понятным и доступным.

И опять же выход в данной ситуации – катехизаторские встречи и беседы. Мы не можем сам литургический церковный язык опустить до уровня школьника. Ведь то же самое и среди слышащих. В храме могут находиться люди с разным уровнем образования. Но это же не означает, что богослужение необходимо упрощать.

Многое зависит от переводчика?

– Да, переводчик должен быть воцерковленным и всегда готовиться к переводу незнакомых ему богослужебных текстов. Екатерина Дятлова, сурдопереводчик из Киева, рассказывала, что до сих пор начинает готовиться к воскресной службе с четверга, а именно продумывает варианты перевода изменяемой части Божественной Литургии. Замечу, что она переводит богослужения уже более десяти лет. Невозможно сходу прийти, открыть Евангелие и уже знать, как правильно и доходчиво переводить; это кропотливый лингвистический труд.

Ведь бывает и такое, что слова Символа веры «Чаю воскресения мертвых» переводили неправильно. Глагол «чаю» переводили жестом «чай», т.е. напиток вместо «ожидаю». По причине непонимания церковнославянского языка светские сурдопереводчики боятся работать с Церковью и обучать жестовой речи священнослужителей.

Церковный сурдопереводчик должен не просто владеть некоей суммой христианских знаний, а вести действительно христианскую жизнь. Каждый член Всероссийского общества глухих знает о жизни своего переводчика – что-то о его быте, семье, поэтому получая информацию о Церкви, глухой сверяет церковное учение с жизнью самого информатора, делая вывод, можно ли верить не только этому конкретному человеку, но и Церкви.

Осмелюсь предположить, что меньшим грехом будет не переводить богослужение, чем переводить при помощи инославного или светского сурдопереводчика, не имеющего никакого отношения к Церкви. Ведь в Церкви переводчик является не просто рупором или передатчиком информации, но ее проводником и молитвенником. Если сурдопереводчик произносит на жестах молитву, он должен сам молиться.

Ведь осуществлять перевод можно по-разному. Например, передавать общий смысл: «Сейчас прозвучала молитва о мире всего мира, а теперь мы молились о хорошей погоде, а теперь об избавлении плененных». Вроде бы, перевели все, что прочиталось, но это формальный подход. С таким переводом невозможно войти в молитвенное состояние. Переводчик обязан переводить саму молитву, которая читается священником или пропевается хором, а не просто передавать общий смысл.

Следует отметить, что проблемы современной церковной жизни, которые, может быть, не так заметны на приходе, в общине глухих зияют и вопиют. И одна из них – это проблема катехизации. Если нет встреч и катехизаторских бесед с глухими во внебогослужебное время, то неслышащий может годами приходить в храм на богослужение с сурдопереводом, но не понимать основной сути. Именно поэтому, прежде чем основывать общину глухих при каком-то храме, проводить службы, необходимо организовать встречи и катехизаторские беседы, после которых уже можно привести человека на Литургию.

Случалось, что кто-то из благочестивых мирян или священников, движимый желанием помочь духовно, пытается организовать службы на жестовом языке, а люди не идут. Батюшка удивляется: а почему так? Ответ простой: потому что этим людям никто не сказал, что в храм нужно приходить. Тем более, у глухих по отношению к слышащему миру присутствует некий страх, который может обостриться в храме – незнакомое место, строгие правила и т.д. Поэтому прежде чем проводить службы, глухому нужно объяснить, для чего ему туда идти.

И очень важно отношение. Если человек чувствует, что в храме его любят, что он нужен, что другие прихожане к нему открыты, он будет приходить сначала ради доброго отношения к нему, а потом уже и ради Бога.

– Есть ли какие-то особенности проповеди глухим, учитывая, что у глухих больше развито образное мышление? Например, им, наверное, легче донести информацию визуально – картинкой, чем текстом, как все происходит на практике?

– Глухие люди живут в своем небольшом мире общения друг с другом. При чтении книг им может быть многое непонятно, особенно предлоги: в, на, за, из-под. Они мыслят теми конкретными образами, которые перед собой видят: картина, диван, часы. Что такое «из-под дивана» – уже сложно понять человеку, у которого нет слуха.

Главное же надо проповедовать Евангелие. Исконный греческий текст, на котором оно написано, весьма легкий для понимания и чтения. Любой специалист по древнегреческому языку, читающий в оригинале Платона и Аристотеля, скажет про Евангелие, что оно написано очень просто, без витиеватостей и филологических хитросплетений. Поэтому нужно изъяснять людям притчи и речи Христовы, используя примеры, взятые из жития святых.

В проповеди глухим не нужно использовать научные богословские термины: «катарсис», «апокатастасис», «Божественная энергия». Хорошее богословское образование в некоторой степени даже может мешать проповедовать, когда священник использует сложные термины, деепричастные обороты, метафоры, гиперболы и т.д. Глухому все это может быть непонятно.

– А в чем особенность богослужения для глухих с чисто технической стороны, что нужно, чтобы провести такую службу?

– Когда богослужение переводится для глухих, они молятся в отдельно отведенном для них месте, максимально приближенном к солее, и стоят рядом с переводчиком. Необходимо, чтобы храм был хорошо освещаем, с большими окнами. Глухие воспринимают информацию не слухом, а зрением. Плохое освящение для них подобно сильному шуму, не позволяющему что-либо услышать. Неслышащему приходится по два-три часа непрерывно смотреть на сурдопереводчика, если же отвернулся, то уже пропустил часть молитвы или не уловил смысл.

Поэтому смею высказать мысль о том, что не стоит проводить слишком длинных богослужений (4-5 часов) – устают глаза, устает физически «от перевода руками» и священник, и переводчик. В этом случае стоит вспомнить слова Господа: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6, 6).

А бывает так, что священник сам проводит службу для глухих?

– Конечно. Если священник одновременно совершает Божественную Литургию голосом и жестами, то царские врата бывают открытыми, и молитвы произносятся не на восток, а на запад. Подобным образом я совершаю богослужение в московском храме Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря.

Уже более десяти лет моя жизнь связана с глухими людьми. Во время моего обучения в Томской семинарии на третьем курсе, к нам в храм приехала группа глухих на экскурсию. Я увидел их и понял, что им необходима помощь. Вместе с другими студентами семинарии я начал приходить в клуб общества глухих по воскресным дням и по типу воскресной школы для взрослых проводить занятия.

Существуют данные, что часть глухих и слабослышащих людей находятся в сектах?

– К сожалению, это так. Складывается впечатление, что каждая секта считает своим священным долгом и обязанностью обратить «в свою веру» глухого. Многие последователи всевозможных лжеучений специально проходят курсы жестовой речи, и затем уже какими-то своими путями пытаются внедриться в общество глухих и привлечь их к своему заблуждению.

Тринадцать миллионов глухих – потенциальная паства?

– Более чем. Очень преуспевают «Свидетели Иеговы» и пятидесятники разного толка, в их организациях много глухих. Причины этого элементарные. Глухой с радостью идет на контакт с человеком, знающим жестовый язык, тем более если он говорит что-то интересное о Боге, о Библии, о будущей жизни на небе. Реализуется жажда общения.

Представьте, что вы приехали в Лаос, вам незнакома ни культура, ни место, ни люди, и вдруг вы встречаете земляка и можете с ним пообщаться на родном русском языке. Естественно вы начнете общаться. И тут тоже самое. Сектанты хорошо знают психологию глухого человека.

То есть тут велика ваша ответственность как священника?

– Каждый, кто изъявит желание проводить богослужения для глухих, должен ясно понимать, что он берет на себя обязательства перед людьми. Нельзя провести одну службу и успокоиться. Периодически появляются новости с примерно одинаковым заголовком «в нашем городе впервые провели уникальное богослужение для глухих людей». Провели и забыли. А такое богослужение не должно быть уникальным. Необходимо, чтобы практика совершения богослужений для глухих стала обыденным делом, органично вплетенным в приходскую жизнь.

Если глухих в городе мало, то все равно, даже ради одного стоит проповедовать. Иногда спрашиваешь у катехизаторов или у священника: «Сколько глухих к вам приходит на службу?» И батюшка с робостью говорит: «Ну, восемь». Вроде бы, восемь – это очень мало, когда в городском отделении Всероссийского общества глухих зарегистрировано 400 человек, но мы же не за показателями гонимся. Даже ради одного стоит проводить службы и проповедовать слово Божие.

– Глухие и слабослышащие – очень искренние, эмоциональные люди, часто говорят, что они исполнили завет «быть как дети», можно ли с этим согласиться?

– Совершенно верно. Есть еще и другой момент – глухие могут быть очень ранимыми. Например, если слышащему в трамвае наступили на ногу, он может подумать, что это было сделано нечаянно. Если то же самое случится с глухим, он подумает, что ему наступили ногу только потому, что он глухой.

Или если слышащий пришел к врачу, и врач нагрубил, слышащий спишет это на характер врача, а глухой подумает, это произошло потому, что я не могу объяснить врачу внятно голосом свои симптомы заболевания. На любое замечание, сделанное глухому в храме, может последовать уже привычная реакция: «Меня обидели, потому что я глухой».

Во избежание подобных ситуаций и необходимо полноценное духовное пастырское окормление глухих и слабослышащих. При этом не стоит выделять глухих в отдельную особую категорию людей. Они такие же, как и другие прихожане, просто для их просвещения нужно знать жестовый язык.

Вместе с тем мы, слышащие, возможно никогда не сможем до конца понять мировосприятие неслышащего человека, даже если целыми днями будем участвовать в акциях или перформансах в поддержку глухих и ходить с берушами в ушах. Временами трудно понять всех тонкостей душевного устроения инвалида по слуху. Это важно не забывать.

– Один слабослышащий знакомый говорил мне, что даже рад был потерять частично слух – он не слышит многого такого, что ему не нужно. Можно ли говорить, что у глухих людей меньше соблазнов, что они более чистые люди?

– Не исключено, что эти слова были сказаны в знак утешения самого себя. Не будет же человек, не имеющий рук, говорить: «Как хорошо, что у меня нет рук, я не могу совершить грех». Слух – это великое благо, через слух к нам приходят новые и приятные ощущения: нам говорят хорошие слова, хвалят, рассказывают интересные вещи. У глухих этого нет, и, возможно, поэтому через алкоголь и наркотики они ищут эти ощущения эйфории и радости.

Грех прилепляется к человеку вне зависимости от инвалидности. Поэтому я бы не осмелился присваивать глухим высокие эпитеты о совершенстве. Пастырское окормление глухого человека не отличается от окормления слышащего, но еще раз повторю, путь к сердцу глухого лежит через знание священником жестового языка и любовь, проявленную к человеку.

Известно, что мир глухих и слабослышащих очень закрыт, к «говорящим» отношение осторожное. Как на приходе появляются новые глухие или слабослышащие прихожане?

– По-разному: кто-то узнал от знакомых, кто-то прочитал в Интернете. Например, в Богоявленский собор Томска пришла глухая пожилая женщина. Она каким-то чудом ушла от «Свидетелей Иеговы» и захотела стать православной христианкой. Но уже воцерковленные глухие не хотели принимать ее, так как «она не наша», «она от Иегова» – говорили они. Таково восприятие глухого.

Многие глухие, особенно в области, учатся в одной школе, возможно затем работают на одном заводе, и вот выбор кого-то был сделан в пользу определенной группы – «Свидетелей Иеговы», значит, «ты не наш». Деление на свой и чужой среди глухих может быть более принципиальным, чем у слышащих.

Кстати, если двое глухих встречаются в Москве, они всегда спросят: «В какой школе ты учился?» Человеку достаточно назвать номер школы, в которой он учился, и про него уже многое известно. Ведь специализированных школ не много, и таким образом выстраивается цепочка общих знакомых.

– А как складываются отношения между слышащим священником, прихожанами и неслышащими? Как я могу подойти в храме к глухому человеку?

– Вы можете написать свои вопросы, пожелания на листочке. У глухих, особенно у молодых, всегда есть при себе ручка, листик или планшет. Но если вы желаете общаться с глухим на его языке, он сам может вас обучить. Они очень живо откликаются и всячески помогают желающему, начинают активно общаться, подсказывают: «Ты тут ошибся, вот здесь нужно другой жест использовать». Всё зависит от вашего внутреннего желания и горения.

– Служение глухим людям – это жертвенное служение. Может быть, поэтому священнослужители, которые окормляют глухих, преимущественно в монашеском сане или целибаты. Этому служению, действительно, нужно уделять много времени. При этом проповедовать глухим – большая радость и большая ответственность.

Надеюсь, наш приход храма Тихвинской иконы Божией Матери будет крепнуть, а в других городах будут появляться новые общины глухих и слабослышащих. Во всяком случае, все мы к этому стремимся.

Чаю воскресения мертвых…

Стая птиц. Какое прекрасное зрелище! Одна птица никогда не оставит такого сильного впечатления от упоительной красоты, как стая птиц. А стая птиц намного прекраснее выглядит в полете, чем когда опустится на землю. Представьте себе миллиард птиц одной породы. Представьте себе красных птиц. Они прилетают, садятся на землю и остаются на ней. Новый миллиард птиц прилетает, садится на землю и остается. Следующий миллиард прилетает и садится и остается. И снова, и еще, и еще. И так веками. Бесчисленные стаи птиц, бесчисленные миллиарды птиц. Оставаясь на земле, они под различными влияниями природы меняют окраску. Одни становятся темно-красными, другие черными, третьи пестрыми, четвертые белыми.

И представьте себе, что все эти бесчисленные стаи, бесчисленные миллиарды птиц как по команде поднимаются с земли и взлетают. Какое величественное зрелище! Белых птиц больше, их густые стаи летят впереди. За ними пестрые, потом красные, черные, а за ними остальные, по порядку, все более медлительные и вялые. Они закрыли собой солнце, и земля покрылась ночным мраком.

О братья мои, это не просто фантазия и образ. Реальность превзойдет любые человеческие фантазии и образы.

Звездной ночью вывел Господь праведного Авраама вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт. 15, 5). А был Авраам стар, и не было у него детей. Исполнит ли Господь обещание Свое?

Несметное множество человеческих душ уже слетелось и опустилось на землю. Все в кровь облаченные, словно в багряницу. Это знак их радости от Создателя. Бесчисленные миллиарды, а в то время, когда Господь дал обетование, у Авраама не было детей, ни одного! Бесчисленные миллиарды только доныне, найдется ли на небе звезд больше, чем их?

А Сарра рассмеялась внутренне, когда услышала обещание Божие, что скоро родит сына. И сказала Сарра, жена Авраамова: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра? (ср.: Быт. 18, 12-13, 14). И воистину, что Господь сказал, того не оставит без исполнения. И Господь исполнил обещание. Праведное семя Авраамово продолжилось духовно в роде христианском и умножилось, как звезды на небе.

Это обетование Божие о схождении душ на землю. Великое и чудесное обетование, с которым может сравниться лишь другое Его обетование - о восхождении душ от земли, о воскресении мертвых. Бог в Господе Иисусе Христе, воскресшем Воскресителе, оставил истинное обетование, что мертвые воскреснут и предстанут на Суд.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других (Мф. 25, 31-32). Господь говорит о всех народах, о всех человеческих стаях, которые от начала слетались на землю. А апостол Христов, считая воскресение мертвых тайной, все-таки осторожно и с любовью открывал ее верным: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15, 51-52). Тогда тленное облачится в нетленное, смертное в бессмертие. И тогда скажут: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55).

Тогда бесчисленные множества душ облекутся в легкие нетленные одежды, в тела небесные, подобные телу воскресшего Христа. И эти стаи, о эти бесчисленные стаи, поднимутся с земли. Одни будут белыми, как вечные снега, другие - темно-красными, третьи - пестрыми, четвертые - черными. Белые стаи будут белеть чистотой и добродетелью, красные - краснеть от преобладания крови над духом, пестрые - пестреть от смешения добра и зла, а черные - чернеть от греха.

Да не смущаетесь оттого, что кто-то рассмеется обетованию Божию о воскресении мертвых. И Сарра рассмеялась, а потом устыдилась. Веруйте, о веруйте и не сомневайтесь, так же постыдится и тот, кто рассмеется над вторым обетованием Божиим. Спросите его, скажите ему: Есть ли что трудное для Господа?

Чаю воскресения мертвых... Мы чаем повседневно и поминутно духовного воскресения грешников. Чаем, что пестрящие грехом, словно струпьями, или почерневшие от греха души убелятся и воскреснут покаянием. И радуемся вместе с ангелами на небесах, когда грешник кается и обращается к Христу (см.: Лк. 15, 10). Радуемся вместе с отцом, который, обретя потерянного сына, говорит: сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 24). Такое воскресение мы чаем часто и нередко находим.

Но мы чаем еще и всеобщего воскресения. Чаем одного-единственного, неповторимого воскресения всех мертвых, которые от создания мира жили на земле и подпали под власть смерти. Чаяние наше основано не только на совести и разуме, но особенно на обетовании.

Непомраченный и чистый разум говорит нам, что этот водоворот жизни не завершается смертью. С незапамятных времен люди предчувствовали, что смерть не точка, а запятая. Все земные народы, даже находясь в языческой тьме, предчувствовали какой-то образ жизни после смерти. Античные поэты и философы писали о печали человеческой души в аду, в полутьме, в полужизни. Египтяне умащали мертвые тела разными бальзамами и смолами, чтобы сохранить их для другой жизни. Продолжение жизни после смерти и Суд Правды, который постиг в земной жизни не каждого, всегда казались непомраченной человеческой совести чем-то естественным и необходимым.

Но наша христианская вера в воскресение основана не на предположениях поэтов и философов и не на догадках и предчувствиях народов и племен, но на опыте и на обетовании Божием. Вера наша утверждена не на песке, а на камне. Господь Иисус Христос, открывший истину о жизни, открыл нам истину и о воскресении мертвых. И словами, и примерами Он открыл нам ее. Да возрадуются сердца ваши, христоносцы.

Однажды искушали Господа Иисуса. Искушали Его саддукеи, которые не верили в воскресение. Вопрошали они Его о том, чьей будет жена в ином мире. Насмешники, собственным безумием поруганные! Ответил им благий Господь: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. Бог не есть Бог мертвых, но живых (ср.: Мф. 22, 30, 32). Если же все живущие на земле умрут и останутся в могилах, как тогда можно было бы назвать Бога Богом живых?

В Капернауме, в городе неблагочестивых, который из-за неверия своих жителей исчез с лица земли, в этом городе расспрашивали Господа духовно обнищавшие евреи то об одном, то о другом. Наконец Господь сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). А перед храмом Соломона, который из-за осквернения неверием исчез с лица земли, сказал Господь: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (ср.: Ин. 5, 25, 29). А тем, которые качают головами и говорят: как это трудно! - скажите:

Есть ли что трудное для Господа?

И еще много других слов сказал Господь о воскресении мертвых. И, чтобы не оставить людей в сомнении, Он подтвердил Свои слова делами. Он воскресил дочь Иаира: взяв ее холодную, мертвую руку, Он воскликнул: "талифа куми", девица, встань! (ср.: Мк. 5, 41). И мертвая девица ожила и встала. Воскресил Господь и сына наинской вдовы. Придя с учениками в город Наин, Он встретил похоронную процессию и увидел безутешную вдову, которая убивалась об умершем единственном сыне. Сначала Он подошел к матери и утешил ее словом, сказав: не плачь , а потом утешил ее и делом: подойдя к носилкам, сказал мертвому: юноша! тебе говорю, встань! И юноша ожил и встал: и отдал его Иисус матери его (ср.: Лк. 7, 13, 14, 15). И еще воскресил Господь Лазаря в Вифании. Четыре дня лежал мертвый Лазарь в гробу, сестры его оплакивали его. Все родные его оплакивали. Прослезился и Господь. Но воззвал к нему: Лазарь! иди вон. И вышел умерший (Ин. 11, 43-44). И вернул Господь живого Лазаря сестрам его.

И еще воскресил Господь… кого? Самого Себя. Он воскрес из гроба в третий день по смерти, как и обещал. И ученики обрадовались, увидев Господа (Ин. 20, 20). Какая же душа человеческая, жаждущая жизни, не обрадуется Господу, воскресшему и воскрешающему? Так всемогущий Господь реальными делами подтвердил слова Свои и обетование о воскресении мертвых.

Событие воскресения Мессии из мертвых апостолы сделали святым основанием евангельской проповеди. И все их личное упование в воскресение и непоколебимая неустрашимость перед смертью черпали силы в этом славном событии и питались им. Один из них, прежде гнавший Церковь, а потом узревший живого воскресшего Господа, так пишет: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 12, 19). Если Христос восстал из мертвых и подтвердил наше воскресение, то Он сделал нас, которые в Него веруют, счастливейшими из людей.

Господь умер и воскрес, чтобы доказать и показать нам наше воскресение из мертвых. Его воскресением навсегда зажжен неугасимый огонь веры в сердцах человеческих в то, что и они воскреснут: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Если же и сейчас какая-нибудь Сарра рассмеется и скажет, что трудно это, ответьте ей и скажите: Есть ли что трудное для Господа?

Давным-давно пророк прозревал и говорил: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12, 2). А другой пророк прежде этого в видении видел огромное поле, полным-полное сухих мертвых костей. Смотрел и видел, как по велению Божию произошел шум, и стали сближаться кости . Смотрел пророк и видел, как сухие кости покрывались кожей и обрастали плотью, и повелел Господь, и вошел в них дух , и тела человеческие ожили и встали на ноги, и было весьма, весьма великое полчище (ср.: Иез. 37, 7, 10).

Вот видения и пророчества праведных Божиих пророков. Но реальность этих видений и исполнение пророчеств пришли от Христа и через Христа. А тем, кто еще сомневается, говоря, что такое невозможно, ответьте и скажите: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Ответьте им словами Самого Спасителя. И развейте их сомнения, и спасете братьев.

Это вера верных и чутких. Трудно принять её блуждающим умам и усыпленным земными благовониями душам. Те, кого земля испестрила струпьями греха и исчернила тленностью мирской, не приклоняют ухо к обетованиям Божиим. А верные верят слову Божиему и чутко ожидают исполнения. Их мутит от лжи лживых, им надоели краткие тропинки лжи. Сердцу их стал дорог долгий путь Всевышнего. На этом долгом пути Он дает им отдохновение все новыми и новыми подтверждениями благого его окончания. Лучший отдых для них - слово Спасителя и Спутника, Который прошел весь их путь, будучи человеком, и дошел до конца и видел его и поведал им о великой радости.

В конце ложных путей всегда поджидает змея, та древняя змея, из-за которой прародитель наш был изгнан из рая. А в конце долгого пути истины встречает Царь и Родитель, Утешитель и Воскреситель. Это радость для верных и чутких. И они делятся радостью своей с братьями своими и спутниками, с детьми великого Царя.

Это ваша вера, христоносцы, вера верных и чутких предков ваших. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до конца пути, до благого его конца. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, это вера подлинно образованных людей, носящих в себе образ Божий. На Суде Христовом, в день великий, они не будут проливать слез, но приимут жизнь и будут названы благословенными.

Чаяние. Восстание. Преображение.

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

54. Когда Иисус вознесся в рай к Отцу - в пятницу до воскресения или в первый день недели, после Своего воскресения? Лук. 23,43: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».Иоан. 20,17: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

1. Значение Его воскресения. Что было бы, если бы Христос не воскрес? Апостол Павел перечисляет последствия:а) не было бы смысла проповедовать Евангелие: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна» (1 Кор. 15:14);б) не было бы прощения грехов: «А если Христос не

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

3. Влияние его воскресения. Воскресение Христа превратило горстку слабых и напуганных людей в бесстрашных апостолов, готовых сделать все для своего Господа (см. Флп. 3:10, 11; Деян. 4:33). В результате их миссия потрясла Римскую империю и перевернула весь мир (см. Деян.

Из книги Верую. Вера образованных людей автора

Два воскресения. Христос учил, что будет два воскресения: «воскресение жизни» для праведных и «воскресение осуждения» для нечестивых (Ин. 5:28, 29; Деян. 24:15). Эти два воскресения разделяет тысяча лет (см. Откр. 20:4,

Из книги Библейские темы автора Сербский Николай Велимирович

6. Ожидание воскресения Никто, будь то святой или грешник, не получает окончательную награду, спасение или осуждение, в момент смерти. Необходимо дождаться воскресения. «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

Чаю воскресения мертвых… Стая птиц. Какое прекрасное зрелище! Одна птица никогда не оставит такого сильного впечатления от упоительной красоты, как стая птиц. А стая птиц намного прекраснее выглядит в полете, чем когда опустится на землю. Представьте себе миллиард птиц

Из книги Разум за Бога: Почему среди умных так много верующих автора Келлер Тимоти

Евангелие Воскресения А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 1 Кор. 15, 14 В тот день, когда фанатичный фарисей Савл, ревностный ученик Гамалиила, спешил в Дамаск, чтобытамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание , вскоре после

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

1.3. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер:«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм,

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

Проблема воскресения В истории мало что можно доказать лабораторными методами. Тем не менее воскресение Иисуса – исторический факт, подтвержденный в значительно большей мере, чем множество других событий древней истории, которые мы принимаем на веру. Все попытки

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

31. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мк. 12:26, 27; Лк. 20:37, 38). В Ветхом Завете есть места, где содержится более ясное учение о воскресении, чем в приведенной Христом цитате из

Из книги Таинство смерти автора Василиадис Николаос

Глава XV. О воскресении мертвых. С верою в воскресение мертвых стоит в тесной связи и вера в искупление (1-34). Как воскреснут мертвые и в каком теле будут существовать (35-58) 1-34 От церковных, нравственных и литургических вопросов Ап. переходит теперь к догматическому вопросу -

Из книги Непридуманные истории [сборник] автора Агафонов Николай

После Воскресения ВВоскресение Христово можно только поверить- оно не доказывается научными экспериментами. Но у этого события были свидетели- те, кто непосредственно видел Иисуса, говорил с ним, участвовал в суде, стоял у Креста. И то, что случилось на Голгофе, не могло

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

«Чаю воскресения мертвых» После смерти, после отделения души от тела душа продолжает жить, ожидая общего Воскресения мертвых. Следовательно, когда мы говорим о Воскресении мертвых, то имеем в виду воскресение мертвых тел. Это те тела, которые воскреснут, чтобы вновь

Из книги Повести и рассказы автора Агафонов Николай

Чаю воскресения мертвых Истинным украшением нашего прихода были несколько стариков-прихожан. Ходили они на службу регулярно, по воскресным дням и праздникам. Цену себе знали: мол, нас, таких, мало. Все старички были опрятные и статные: грудь колесом, борода лопатой.

Из книги автора

Храм Воскресения Наступила Страстная неделя; желая говеть в святые дни сии, я заключился с понедельника в самый Храм Воскресения, которого ключи, к стыду христиан, находились в руках неверных. Несколько семейств искони откупили себе право владеть оными и получали по

Из книги автора

Чаю воскресения мертвых Истинным украшением нашего прихода были несколько стариков прихожан. Ходили они на службу регулярно, по воскресным дням и праздникам. Цену себе знали: мол, нас таких мало. Все старички были опрятные и статные: грудь колесом, борода лопатой.

Изданной Сретенским монастырем в 2006 г.

Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь - подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27).

Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.

В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.

Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», - и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» - спросил священник. «Да, это верно, - ответил святой Феодосий, - но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.

Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.

Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).