Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Притчи о жизни с моралью – короткие. Короткие притчи для детей Притча о победе добра над злом

Добро и зло — эти две противоположности существовали и, я думаю, будут существовать всегда. Видимо так уж устроена наша жизнь. Но чего в нашей жизни будет больше, зависит всё-таки от нас. Сказки, легенды, притчи о добре и зле нас учат этому с самого детства.

Борьба добра со злом — мы часто сталкиваемся с этим в нашей жизни, но наше отношение к этому, какой путь мы в итоге выбираем берёт своё начало в нас самих.

Короткая притча о добре и зле про волков как раз об этом. Мудрость этой притчи актуальна во все времена.

Прочитайте её сами и обязательно расскажите своим детям.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: » А какой волк в конце побеждает?»
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Добро — оно появляется с детства — родился ребёнок — это ли не добро — чистое, светлое создание. И какой ребёнок будет дальше, зависит от нас, взрослых. Поэтому прав был старый индеец, что раскрыл истину о внутренней борьбе добра и зла своему внуку, пока он ещё ребёнок.

Посмотрите в видео эту притчу в стихах в исполнении автора Владимира Шебзухова.

Мы с детства должны формировать у детей понятие о добре и зле. Ведь на их мировоззрение оказывает большое влияние окружение — детский сад, школа и многое другое, но семья даёт начало всему.

Ведущий советский педагог — новатор В.А. Сухомлинский говорил:

Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени.

И главная задача для нас, родителей, всеми силами попытаться сохранить чистоту маленького человечка.

Понятно, что идеальным человек не станет и наступит время, когда он сам будет формировать свою личность. Но заложенные основы добра в детстве дадут свои плоды.

Внутренняя борьба добра со злом происходит постоянно, очень часто жизнь подкидывает нам разные ситуации, когда нам приходится принимать те или иные решения, делать выбор. Минимизировать зло, действовать исходя из добрых побуждений может каждый из нас. Ведь чем больше будет в мире добра, тем лучше для всех нас.

Хотя частенько встречается такая информация, что без зла мы бы не смогли оценить добро, что в жизни отсутствует черное и белое, есть только серое, что добро и зло едины и выполняют какую-то общую миссию.

Да, тема интересная и она претендует на отдельный разговор, но поскольку вы заглянули на эту страничку за притчами, не буду забирать у них ваше внимание. Но одно скажу, коль уж существуют эти две противоположности в нашей жизни, помнить надо, что есть и «закон бумеранга».

В завершении всего вышесказанного ещё одна маленькая притча.

Притча о добре и зле

Был у Гнева сын. Звали его - Зло. Такой сложный характер был у сына, что Гнев с трудом с ним справлялся.

Решил он женить сына на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет!

Похитил он Радость и женил на ней Зло. Только недолгим был тот брак поневоле. Правда осталось от этого союза дитя, а имя его Злорадство.

Правда говорят, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добро всё равно не получается!

P.S. Вы познакомились с короткими притчами о добре и зле. Если вы хотите продолжения этой темы, загляните на страничку , приятная и милая сказка-притча, которая нравится и взрослым и детям.

Елена Касатова. До встречи у камина.

Христианская притча

Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто даже и не заметил. Зато когда заболело Добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло. С тех пор Зло старается не лежать, даже когда заболеет. А Добро после этого...

  • 2

    Волшебные краски Притча от Евгения Пермяка

    Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт. Хочешь - нарисуй стадо коров и потом паси их. ...

  • 3

    Гнев и Смирение Христианская притча

    Пошёл Гнев по белу свету - на людей посмотреть да себя показать. Где ни пройдёт - всюду ссоры, вражда, а то и целые войны! Одно жаль Гневу: не навсегда… Стал он искать причину, почему, и добрался до монастыря. Забор невысокий, ворота деревянные, ни пушек...

  • 4

    Два волка Притча неизвестного происхождения

    Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, ...

  • 5

    Дитя неблагодарное Притча от Максима Максимова

    Вечером у костра беседовали наставник и его ученик: - Учитель, как вы думаете, что такое добро? - Думаю, что добро - это отсутствие зла. Юноша не унимался: - А чем тогда является зло? Когда оно появилось? Учитель долго смотрел на огонь, потом повернулся...

  • 6

    Добро для падшего Христианская притча

    Некий брат сказал авве Пимену: - Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в свою келью, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью. Старец ответил ему: - Если ты делаешь доброму брату добро, то для...

  • 7

    Долгая память Притча от Андрея Журавлёва

    Однажды Ученик сказал своему наставнику: - Учитель, я хочу, чтобы обо мне долго помнили. - Это несложно. Сотвори зло, - ответил тот. - Но я не желаю никому зла! Я хочу творить добро, как и ты сам! - возмутился Ученик. Учитель окинул взглядом вершины гор, ...

  • 8

    Зимняя капель Христианская притча

    Решила зима весну погубить. Тогда и лета не будет. И осень не придёт. И навсегда настанет её, зимы, время! Пригласила она для этого весну в гости. И так и эдак пыталась её заморозить. Но у добра-то ведь сил больше! И, защищаясь, сама растопила весна...

  • 9

    Как быть хорошему? Притча от Александра Бэллы о мудром Хэ

    Во что верить? - часто спрашивали у Хэ. - Только в хорошее! - неизменно говорил он. - Во всё хорошее? - усмехались в ответ и, поворачиваясь, прощались: - Всего хорошего! Мудрец обычно с серьёзным лицом возражал: - Вы хотите оставить мне всё? Так и не...

  • 10

    Камнепад Притча от Бориса Крумера

    В предрассветный час два человека сидели на вершине скалы, обратив свои лица на восток, где розовеющие облака предвещали скорый восход Солнца. - Ты хочешь о чём-то спросить, ученик? - произнёс Учитель, полузакрыв глаза, наслаждаясь ласковым дуновением...

  • 11

    Касаб из Мазара Суфийская притча

    Вкушение Кто ищет только своего благополучия, не вкусит полного успеха, Ведь кто страшится похмельного синдрома, никогда не насладится опьянением. (Анвар-и-Сухайли) Смысл жилища в его обитателе. (Пословица) Шейх Касаб из Мазара прибыл в город Мосул и...

  • 12

    Клятва для демона Суфийская притча

    Однажды некий демон случайно подслушал мысль благочестивого человека: «Хотелось бы мне подвергнуться соблазну, чтобы я мог доказать, что невосприимчив к козням демонов». Демон сейчас же материализовался перед этим человеком и сказал: - Я - демон и хотел...

  • 13

    Когда доброта - зло Притча от Максима Максимова

    В посёлке жили два брата. Жили они особняком, с соседями не общались. Как-то поселился рядом новый человек. Его удивило отношение жителей к братьям. Тогда решил он помочь отшельникам. Этот добрый человек пришёл к изгоям и спросил: - Друзья, в чём вы...

  • 14

    Когда плохое - хорошее Суфийская притча

    Жил когда-то человек, простой ремесленник по имени Азили, которого уговорили дать все его сбережения - сто серебряных монет - нечестному торговцу, обещавшему вложить их в дело и получить неплохую прибыль. Однако когда Азили пришёл к купцу узнать новости...

  • 15

    Луковка Христианская притча

    Жил-был один человек злой-презлой, и помер. И не осталось после него ни одной добродетели. Схватили его черти и кинули в огненное озеро. А Ангел-Хранитель его стоит да и думает: «Какую бы мне такую добродетель его припомнить, чтобы Богу сказать». ...

  • 16

    Методы конкуренции Деловая притча о Пути торговли

  • Две вишни. Притча святителя Николая Сербского

    У одного человека было две вишни перед домом. Одна была злая, а другая добрая. Когда бы он ни выходил из дома, они звали его и о чем-то просили. Злая вишня всякий раз просила разное: то “окопай меня”, то “побели меня”, то “напои меня”, то “отведи излишнюю влагу от меня”, то “заслони меня от жаркого солнца”, то “дай мне больше света”. А добрая вишня всегда повторяла одну и ту же просьбу: “Господин мой, помоги мне принести добрый урожай!”
    Хозяин был одинаково милостив к обеим, ухаживал за ними, внимательно выслушивал их просьбы и выполнял все их желания. Он делал то, что просила и одна, и другая, иначе говоря, злой вишне давал все, что она требовала, а доброй – только то, что считал нужным, имея конечной целью прекрасный преобильный урожай.
    И что же потом случилось? Злая вишня сильно разрослась, ствол и ветви блестели, будто маслом намазанные, а обильная листва была темно-зеленой, раскидистой, как густой шатер. В отличие от нее добрая вишня своим внешним видом ничьего внимания не привлекала.
    Когда же пришло время урожая, злая вишня уродила мелкие редкие плоды, которые из-за густой листвы никак не могли дозреть, а добрая принесла много-премного очень вкусных ягод. Стыдно стало злой вишне, что она не смогла дать такого урожая, как ее соседка, и стала она роптать на хозяина, укоряя его за это. Хозяин рассердился и ответил: – Разве я в этом виноват? Не я ли целый год выполнял все твои желания? Если бы и ты думала только об урожае, я бы и тебе помог принести такие же обильные плоды, как у нее. Но ты притворялась, что умнее меня, который тебя посадил, вот поэтому-то ты и осталась бесплодна.
    Горько раскаивалась злая вишня и обещала хозяину, что в следующем году она будет думать только об урожае, и его будет просить только об этом, а обо всем остальном предоставит заботиться ему самому. Как обещала, так и сделала – стала вести себя, как добрая вишня. И на следующий год обе вишни принесли одинаково хороший урожай, а радость их, как и хозяина, была велика.
    ***
    Мораль этой простой притчи ясна для всех, кто Богу молится.
    Хозяин сада есть Бог этого света, а люди есть Его саженцы. Как и всякий хозяин, Бог требует от Своих насаждений урожая. “Всякое дерево, которое не родит добро, рубят и в огонь бросают!” – говорится в Евангелии. Поэтому прежде всего и больше всего требуется заботиться об урожае. И должно молиться Хозяину – Богу, “Господину жатвы”, о добром урожае. Не нужно просить Господа о мелочах. Посмотри, ведь никто не идет к земному царю, чтобы попросить его о какой-нибудь мелочи, которую можно легко получить и в другом месте.
    “Господь наш есть Господь Даритель”, – говорит святой Иоанн Златоуст. Он любит, когда дети Его просят у Него нечто великое, достойное царевича. А наибольший дар, который Бог может дать людям, есть Царство Небесное, где Он Сам царствует. Поэтому Господь Иисус Христос велит: “Ищите прежде всего Царствие Божие, а остальное вам добавится”. И еще Он велит: “Не беспокойтесь о том, что будете есть, или что будете пить, или во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вам все это требуется”. И еще Он говорит: “Знает Отец ваш еще прежде молитвы вашей, что вам нужно!”
    Итак, что нужно просить у Бога? Прежде всего то, что есть самое лучшее, самое великое и самое бесконечное. А это и будут те духовные богатства, что называются одним именем – Царство Небесное. Когда прежде всего об этом мы просим Бога, Он дает, вместе с этим богатством, и все остальное, что нам требуется на этом свете. Конечно, не возбраняется просить Бога и об остальном, что нам нужно, но об этом можно просить только заодно с главным.
    Сам Господь учит нас молиться и о хлебе каждодневно: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь!..” Но эта молитва в “Отче наш” стоит не на первом месте, но только после молитвы о святом имени Божием, о приходе Царствия Небесного и о владычестве воли Божией на земле, как и на Небе.
    Итак, сначала духовные блага, и только потом материальные. Все материальные блага – из праха, и Господь их легко творит и легко дает. Дает их по милости Своей даже тем, кто об этом и не просит. Дает их и животным, как и людям. Однако духовные блага Он никогда не дает ни без воли человеческой, ни без искания. Самые драгоценные богатства, то есть духовные, такие, как миролюбие, радость, доброта, милость, терпение, вера, надежда, любовь, мудрость и другие, Бог может дать так же легко, как дает материальные блага, но лишь тем, кто возлюбит эти духовные сокровища и кто будет о них просить Бога.

    Жил когда-то человек, простой ремесленник, по имени Азили, которого уговорили дать все его сбережения — сто серебряных монет нечестному торговцу, обещавшему вложить их в дело и получить неплохую прибыль.

    Однако, когда Азили пришел к купцу узнать новости о своих деньгах, тот сказал: "Азили? Никогда о таком не слыхал. Деньги? Не было никаких денег. Убирайся, пока я не вызвал полицию и не обвинил тебя в попытках угрозами отобрать у меня деньги..."

    Бедный ремесленник не знал, как делаются такие дела: он не попросил расписки и не позаботился о том, чтобы были свидетели его сделки. Азили вернулся в свою хижину, понимая, что ничем не может себе помочь.

    Этим вечером он решил помолиться. Выйдя на крышу своего жилища, он воздел руки к небу и сказал: "Господи, я молю о справедливости, пусть деньги вернутся ко мне каким угодно способом, ибо я не знаю, как это сделать, но я в них сейчас очень нуждаюсь".

    Так случилось, что один отвратительного вида дервиш проходил мимо и услышал его молитву. Как только Азили закончил молиться, дервиш подошел к нему и сказал: "Я помогу тебе. Всякая вещь нуждается в носителе, и, возможно, ответ на твою просьбу приходит через меня!"

    Поначалу Азили отшатнулся от этого человека, ибо тот имел репутацию человека с дурным глазом, а проблем у Азили и так хватало.

    "Тебе, наверное, будет интересно узнать, хотя ты и не поверишь этому, — продолжал дервиш — что хотя люди ненавидят меня, я делаю добро, точно также, как многие из тех, кого люди любят, творят зло. Я берусь за твое дело".

    Сказав так, дервиш ушел. Вскоре после этого Азили стоял около лавки торговца, размышляя, каким же образом вернуть деньги, внезапно появился дервиш и закричал: "О, Азили — мой старый дружище! Этим вечером я жду тебя у себя дома. Я, наконец, решил объяснить тебе часть моих секретов и открою тебе много ценного из того, что знаю, будь уверен, твоя жизнь совершенно изменится".

    Азили даже не знал, где находится дом этого дервиша, не говоря уже о том, чтобы быть избранным для передачи важных секретов. Из-за репутации дервиша, как злого человека, он чувствовал себя не в своей тарелке.

    Купец, привлеченный шумом, вышел из своей лавки. Приход дервиша с "дурным глазом" испугал и его, а известие о том, что Азили — ученик этого человека, повергло в панику.

    Вечером того же дня, когда Азили сидел дома, к нему зашел дервиш. "Ну, — сказал он, — сколько денег вернул тебе торговец?"

    "Он дал мне в пять раз больше того, что взял", — ответил Азили, весьма озадаченный случившимся.

    "Что ж, — сказал дервиш, — запомни, есть много вещей, о которых думают, что они действуют силой добра, но которые, фактически, базируются на дурных вещах. Аналогично, есть много вещей, о которых предполагают, что они действуют силой зла, однако, в действительности, иногда это добрые вещи. Плохой человек, вроде твоего торговца, не стал бы слушать предостережений от хорошего человека, но если ввести в игру возможность угрозы от человека, еще худшего, чем он, он будет беспомощен против нее. Правильно говорят мудрецы: "Добро не приходит от зла. Но ты должен увериться, что это действительно зло, прежде чем принимать взвешенные решения".

    Притчи для детей

    Притча о Добре и Зле

    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

    В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

    Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

    А какой волк в конце побеждает?

    Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

    Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

    Мудрый отец


    Двоих своих сыновей плотник с самого детства приучал к работе. Сначала мальчики просто играли с дощечками, а потом научились их обрабатывать и мастерить деревянные игрушки.
    Однажды отец уехал по делам, и мальчики решили сделать что-нибудь самостоятельно.
    - Я сделаю скамеечку, как настоящий плотник, - сказал старший мальчик.
    - Но папа не учил нас делать скамеечку. Мне кажется, это трудно, - возразил младший брат.
    - Сделать скамейку нетрудно для плотника, - гордо заявил старший мальчик.
    - А я сделаю кораблик. Сейчас весна, и я пущу его в ручей, - решил младший.
    Он долго и старательно строгал дощечку, чтобы она была похожа на лодочку, а потом сделал мачту из палочки и парус из бумажки.
    Старший мальчик тоже старался. Когда все части скамейки были готовы, он принялся их сбивать.
    Это оказалось трудно, так как части были сделаны не по размеру и плохо подходили одна к другой.
    Когда вернулся отец, младший сын показал ему свой кораблик.
    - Замечательная игрушка. Беги на улицу, отправь кораблик в плавание, - похвалил отец.
    Потом он спросил старшего сына:
    - А ты что сделал? Тот показал криво сколоченную скамеечку.
    - Твои гвозди плохо вбиваются, - пробормотал мальчик и покраснел.
    - Сын, если хочешь стать настоящим мастером, всегда вбивай тот гвоздь, который вбивается, - строго сказал отец.


    Вопросы и задания:

    Уважение к матери


    Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать.
    По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
    - Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, - велел слуга нищенке.
    - Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, - попросила старая женщина, а потом добавила:
    - Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
    Слуга спросил хозяина, как ему быть.

    Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
    - Ты же видишь - это нищенка. Гони ее прочь, - сердито приказал он слуге. - У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
    Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
    - Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
    Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.

    Вопросы и задания:

    Чужая мать

    Старая женщина с трудом шла по раскисшей дороге. За плечами у нее был большой мешок.

    Она только вышла из города, когда увидела, что навстречу ей едет кибитка.

    Молодой возница остановился и ждал, пока старуха отойдет на обочину и освободит ему дорогу.

    Старая женщина, задыхаясь, попросила юношу:

    Довези меня, милый, до дома, а я отдам тебе половину мешка риса. Добрые люди дали мешок риса, но он слишком тяжел, боюсь, не донесу.

    Извини, не могу, мать. Два дня я работал без отдыха - возил людей. Сам устал и конь мой устал, - отказался возчик.

    Кибитка уехала, а старуха, с трудом подняв мешок на плечи, побрела дальше.

    Вдруг она услышала за собой цокот копыт и голос молодого возницы:

    Садись, мать. Я все-таки решил довезти тебя.

    Юноша помог старушке сесть в кибитку и уложил ее мешок. Дорога заняла около двух часов.

    Чтобы не уснуть от усталости, юноша рассказывал старушке о своей жизни.

    Я приехал сюда вместе с конем из горного селения на заработки. Один я сын у матери и должен помочь ей вернуть долг богатому соседу.

    Мой сынок тоже уехал на чужбину за заработком. Давно нет от него вестей, - вздохнула мать.

    Подъехав к дому, старушка предложила юноше отсыпать половину риса из мешка.

    Я не возьму рис, - отказался юноша. - Увидев Вас, я вспомнил свою мать.

    Мать - родник у подножия горы. Может, кто-нибудь также подвезет мою мать, когда ее старым ногам будет тяжело подниматься в гору.

    Вопросы и задания:

    Почему юноша подвез бесплатно пожилую женщину, несмотря на то что он устал?

    Как вы думаете, поможет кто-нибудь его матери в горах, если ей будет трудно?

    Как бы вы помогли своей маме, если бы находились далеко от нее и не могли приехать?

    Напишите слово «МАМА» красивыми буквами так, чтобы каждая буква была похожа на вашу маму.

    Почему одному плохо

    Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка - помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала.
    Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала все постирать да прибрать.

    Однажды пошла девочка за водой на речку и нашла в воде чей-то посох. Вытащила она посох из речки и видит: бабушка по берегу идет.

    Бабушка, не ваш ли это посох? - спросила девочка.
    Схватила бабушка посох, обрадовалась:

    Это мой волшебный посох. За то, что нашла его, я тебя награжу. Говори, чего хочешь?
    - Больше всего я хочу отдохнуть денек, - ответила девочка.
    - Можешь отдыхать, сколько хочешь. Мой волшебный посох любое желание исполнит.
    - Это хорошо, - обрадовалась девочка, - но кто меня кормить будет?
    - Об этом не беспокойся, - сказала бабушка и взмахнула посохом.

    Все закружилось перед глазами девочки, и оказалась она в замке дивной красоты. В каждой комнате замка были невидимые слуги, которые поили, кормили, умывали и одевали девочку. Вокруг замка не было никого, только птицы пели в саду.

    День прошел, второй прошел, заскучала девочка, да так, что совсем не в радость все вокруг стало, и заплакала:

    Я хочу домой. Там, наверное, без моей помощи пропадают.
    - Если домой вернешься, до конца жизни работать будешь без отдыха, - прозвучал чей-то голос.
    - Ну и пусть. В одиночестве человеку и рай - не рай , - сказала девочка.

    В тот же миг оказалась она дома. Братья и сестренки к ней бросились. Один - кушать просит, другой - попить, третий - поиграть, а девочка и рада.


    Вопросы и задания:

    Кто нежнее?

    Две дочки росли у отца, но он больше любил старшую дочку. Уж очень она была хороша: лицо розовое, голосок сладкий, волосы пушистые.

    «Ты нежная, словно роза в саду», - говорил отец, любуясь старшей дочкой.

    Младшая дочка тоже была хорошей и послушной, но не нравилась она отцу: на лицо грубовата, кожа на руках шершавая от домашней работы. Поэтому отец ее меньше баловал, больше работать заставлял.

    Однажды случилось с отцом на охоте несчастье. Ружье разорвалось в руках. Руки и лицо ему взрывом обожгло и осколками поранило.

    Врач обработал раны и наложил повязку на руки и лицо. Беспомощным стал отец, ничего не видит, кушать сам не может.

    Младшая дочка сказала: - Не волнуйся, папа, я буду твоими руками и глазами, пока ты не поправишься.

    Потом она напоила отца целебным отваром и покормила его.

    Целый год ухаживала младшая дочка за отцом. Раны на руках быстро зажили, но глаза пришлось лечить долго. Иногда отец просил старшую дочку посидеть рядом, но та всегда была занята: то в сад спешила на прогулку, то торопилась на свидание.

    Наконец сняли у отца повязку с глаз. Видит он, стоят перед ним две его дочки. Старшая - нежная красавица, а младшая - самая обычная.

    Обнял отец младшую дочку и сказал:

    Спасибо тебе, доченька, за уход, не знал я раньше, что ты такая добрая и нежная.

    Мне кажется, я намного нежнее! - воскликнула старшая дочка.

    Во время болезни я понял, что нежность определяется не мягкостью кожи. - ответил отец.

    Вопросы и задания:

    Почему до несчастного случая отец не видел, что его младшая дочка добрее и нежнее старшей?

    Кто в вашей семье самый нежный?

    Какими способами можно проявить нежность?

    Придумайте нежные слова для всех членов своей семьи и подарите их близким.

    Кто больше любит?

    Вождь племени был стар и силен. Три взрослых сына были у вождя. Утром они заходили в жилище отца и кланялись.

    Твоя мудрость, отец, хранит наши жизни! - восклицал старший сын.
    - Твой ум, отец, умножает наши богатства! - заявлял средний сын.
    - Здравствуй, отец, - говорил младший сын.

    Приветливо кивал отец, но на словах младшего сына его брови хмурились. Потом отец уходил с охотниками и одним из сыновей на охоту. Только младшего сына он на охоту никогда не брал.

    Ты, младший сын, помогай женщинам коренья собирать, - приказывал отец.

    Младшему сыну тоже хотелось пойти на охоту, но нельзя было нарушать слово вождя.

    Однажды медведь поранил вождю руку. Все племя радовалось богатой добыче, но вождь ушел с пира, потому что его рука сильно болела.

    Утром вошли сыновья в жилище отца и увидели, что он без сознания. Рука распухла и покраснела.

    Старшие сыновья тут же объявили всем, что вождь заболел заражением крови, что спасения от этой болезни нет и надо выбирать нового вождя.

    Старший и средний сын предложили в вожди себя, расхваливая свои достоинства. Люди племени решили через неделю устроить битву между братьями. Кто победит, тот и станет вождем.

    Тем временем младший лечил отца травами и кореньями. Он хорошо изучил их свойства, пока собирал. Отцу стало легче, и опухоль спала.

    «Узнаешь, болея, кто любит сильнее», - сказал отец младшему сыну.

    Когда пришел день битвы, вождь вышел из жилища в полном боевом снаряжении и грозно заявил:
    - Я вождь племени и буду им до смерти, а после меня вождем станет мой младший сын.


    Вопросы и задания:

    Что хранят книги?

    Маленький сын вождя был умным мальчиком. Однажды в племя пришел белый учитель и сказал, что в селении открылась школа. Учитель предложил вождю записать детей племени в школу.
    Вождь подумал и привел в школу сына, но тот не хотел учиться.
    - Отец, природа научит меня всему, что мне нужно, - сказал мальчик.
    - Сначала научись читать, а потом говори, - ответил отец.
    Мальчик ходил в школу, но плохо слушал учителя.
    Нравилось ему только Природоведение. Однажды учитель принес на урок плоды инжира.
    - Эти плоды горькие! - воскликнул мальчик. - Я пробовал их в начале лета в лесу.
    - Еще я видел, как оса заползла внутрь. Того, кто съест этот плод, оса ужалит, - добавил мальчик.
    - Плоды инжира сладкие и полезные, - объяснил учитель. - В начале лета они горькие от белого млечного сока, который есть в незрелых плодах. Весной на фиговом дереве появляются мясистые плоды, внутри которых прячутся цветы. Маленькие фиговые осы переносят пыльцу с одних цветов на другие. Без этого плоды засохнут и не превратятся в сладкий инжир.
    - Откуда вы это знаете, учитель? - с удивлением спросил мальчик.
    - Я прочел об этом в книгах. Книги хранят знание. Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят, - ответил учитель.
    С этого дня сын вождя стал прилежным учеником и вскоре научился читать и писать. Отец, увидев сына с книгой, сказал:
    - Я рад, сын, что ты научился читать, только не забывай наши обычаи.
    - Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет, - улыбнулся сын.

    Вопросы и задания:

    Диалог – презентация

    «Страна Вежливости»

    – Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
    (Предупреждаю, что путь в страну Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил)
    – Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!»
    – Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны?
    – Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
    – А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам.
    – Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами.
    Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ»)
    Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
    Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).

    Рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

    попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

    «В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

    Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

    На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

    Это не человек, - ответил дед.

    В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

    Что это за человек? – спросил внук деда.

    И это еще не человек, - ответил дед.

    Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

    А это что за человек? - спросил внук деда.

    Обыкновенный человек, - ответил дед.»

    Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

    Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

    Занятие по сказке СЕРДЦЕ МАМЫ

    Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками - тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом - от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

    Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я - самое высокое дерево в лесу».

    Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

    Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

    С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы - он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

    Вопросы и задания к сказке:

    • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
    • Представьте, что все деревья - это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.
    • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
    • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.
    • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

    «Спасибо» В.А. Сухомлинский

    По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
    – Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
    – Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности.
    – Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
    Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…