Бизнес. Основы. Инвестиции. Документация. Налоги. Штрафы

Свойства степеней, формулировки, доказательства, примеры. Свойства степеней, формулировки, доказательства, примеры Степень с действительным показателем

Тема урока: Степень с действительным показателем.

Задачи:

  • Образовательные :
    • обобщить понятие степени;
    • отработать умение находить значение степени с действительным показателем;
    • закрепить умения использовать свойства степени при упрощении выражений;
    • выработать навык использования свойств степени при вычислениях.
  • Развивающие :
    • интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
    • развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;
    • активизировать самостоятельную деятельность;
    • развивать познавательный интерес.
  • Воспитательные :
    • воспитание коммуникативной и информационной культуры обучающихся;
    • эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради.

Учащиеся должны знать: определение и свойства степени с действительным показателем.

Учащиеся должны уметь:

  • определять имеет ли смысл выражение со степенью;
  • использовать свойства степени при вычислениях и упрощении выражений;
  • решать примеры, содержащие степень;
  • сравнивать, находить сходства и отличия.

Форма урока: семинар – практикум, с элементами исследования. Компьютерная поддержка.

Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок исследовательской и практической работы.

ХОД УРОКА

Организационный момент

«Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному замку. «Кто первым откроет, тот и будет первым помощником». Никто даже не притронулся к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.
Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, а надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
И мы сегодня будем пытаться, пробовать, чтобы прийти к правильному решению.

1. С каким математическим понятием связаны слова:

Основание
Показатель (Степень)
Какими словами можно объединить слова:
Рациональное число
Целое число
Натуральное число
Иррациональное число (Действительное число)
Сформулируйте тему урока. (Степень с действительным показателем)

2. Какая наша стратегическая цель? (ЕГЭ)
Какие цели нашего урока ?
– Обобщить понятие степени.

Задачи:

– повторить свойства степени
– рассмотреть применение свойств степени при вычислениях и упрощениях выражений
– отработка вычислительных навыков.

3. Итак, а р, где р – число действительное.
Приведите примеры (выберете из выражений 5 –2 , 43, ) степени

– с натуральным показателем
– с целым показателем
– с рациональным показателем
– с иррациональным показателем

4. При каких значениях а имеет смысл выражение

аn, где n (а – любое)
аm, где m (а 0) Как от степени с отрицательным показателем перейти к степени с положительным показателем?
, где (а0)

5. Из данных выражений выберете те, которые смысла не имеют:
(–3) 2 , , , 0 –3 , , (–3) –1 , .
6. Вычислите. Ответы в каждом столбике обладают одним общим свойством. Укажите лишний ответ (этим свойством не обладающий)

2 = =
= 6 = (неправ. др.) = (нельзя записать дес. др.)
= (дробь) = =

7. Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?

Установите соответствие:

Один ученик записывает формулы (свойства) в общем виде.

8. Дополнить степени из п.3 так, чтобы к полученному примеру можно было применить свойства степени.

(Один человек работает у доски, остальные в тетрадях. Для проверки обменяться тетрадями, а ещё один выполняет действия на доске)

9. На доске (работает ученик):

Вычислите : =

Самостоятельно (с проверкой на листах)

Какой из ответов не может получиться в части «В» на ЕГЭ? Если в ответе получилось , то как записать такой ответ в части «В»?

10. Самостоятельное выполнение задания (с проверкой у доски – несколько человек)

Задание с выбором ответа

1
2 :
3 0,3
4

11. Задание с кратким ответом (решение у доски):

+ + (60)5 2 – 3–4 27 =

Самостоятельно с проверкой на скрытой доске:

– – 322– 4 + (30)4 4 =

12 . Сократите дробь (на доске):

В это время один человек решает на доске самостоятельно: = (класс проверяет)

13. Самостоятельное решение (на проверку)

На отметку «3»: Тест с выбором ответа:

1. Укажите выражение, равное степени

1. 2. 3. 4.

2. Представьте в виде степени произведение: – Спасибо за урок!

Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов.

Степень с натуральным показателем обладает несколькими важными свойствами, которые позволяют упрощать вычисления в примерах со степенями.

Свойство № 1
Произведение степеней

Запомните!

При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а показатели степеней складываются.

a m · a n = a m + n , где «a » — любое число, а «m », «n » — любые натуральные числа.

Данное свойство степеней также действует на произведение трёх и более степеней.

  • Упростить выражение.
    b · b 2 · b 3 · b 4 · b 5 = b 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = b 15
  • Представить в виде степени.
    6 15 · 36 = 6 15 · 6 2 = 6 15 · 6 2 = 6 17
  • Представить в виде степени.
    (0,8) 3 · (0,8) 12 = (0,8) 3 + 12 = (0,8) 15

Важно!

Обратите внимание, что в указанном свойстве речь шла только об умножении степеней с одинаковыми основаниями . Оно не относится к их сложению.

Нельзя заменять сумму (3 3 + 3 2) на 3 5 . Это понятно, если
посчитать (3 3 + 3 2) = (27 + 9) = 36 , а 3 5 = 243

Свойство № 2
Частное степеней

Запомните!

При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся без изменений, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

= 11 3 − 2 · 4 2 − 1 = 11 · 4 = 44
  • Пример. Решить уравнение. Используем свойство частного степеней.
    3 8: t = 3 4

    T = 3 8 − 4

    Ответ: t = 3 4 = 81
  • Пользуясь свойствами № 1 и № 2, можно легко упрощать выражения и производить вычисления.

    • Пример. Упростить выражение.
      4 5m + 6 · 4 m + 2: 4 4m + 3 = 4 5m + 6 + m + 2: 4 4m + 3 = 4 6m + 8 − 4m − 3 = 4 2m + 5
    • Пример. Найти значение выражения, используя свойства степени.
      = = = 2 9 + 2
      2 5
      = 2 11
      2 5
      = 2 11 − 5 = 2 6 = 64

      Важно!

      Обратите внимание, что в свойстве 2 речь шла только о делении степеней с одинаковыми основаниями.

      Нельзя заменять разность (4 3 −4 2) на 4 1 . Это понятно, если посчитать (4 3 −4 2) = (64 − 16) = 48 , а 4 1 = 4

      Будьте внимательны!

      Свойство № 3
      Возведение степени в степень

      Запомните!

      При возведении степени в степень основание степени остаётся без изменения, а показатели степеней перемножаются.

      (a n) m = a n · m , где «a » — любое число, а «m », «n » — любые натуральные числа.


      Свойства 4
      Степень произведения

      Запомните!

      При возведении в степень произведения каждый из множителей возводится в степень. Затем полученные результаты перемножаются.

      (a · b) n = a n · b n , где «a », «b » — любые рациональные числа; «n » — любое натуральное число.

      • Пример 1.
        (6 · a 2 · b 3 · c) 2 = 6 2 · a 2 · 2 · b 3 · 2 · с 1 · 2 = 36 a 4 · b 6 · с 2
      • Пример 2.
        (−x 2 · y) 6 = ((−1) 6 · x 2 · 6 · y 1 · 6) = x 12 · y 6

      Важно!

      Обратите внимание, что свойство № 4, как и другие свойства степеней, применяют и в обратном порядке.

      (a n · b n)= (a · b) n

      То есть, чтобы перемножить степени с одинаковыми показателями можно перемножить основания, а показатель степени оставить неизменным.

      • Пример. Вычислить.
        2 4 · 5 4 = (2 · 5) 4 = 10 4 = 10 000
      • Пример. Вычислить.
        0,5 16 · 2 16 = (0,5 · 2) 16 = 1

      В более сложных примерах могут встретиться случаи, когда умножение и деление надо выполнить над степенями с разными основаниями и разными показателями. В этом случае советуем поступать следующим образом.

      Например, 4 5 · 3 2 = 4 3 · 4 2 · 3 2 = 4 3 · (4 · 3) 2 = 64 · 12 2 = 64 · 144 = 9216

      Пример возведения в степень десятичной дроби.

      4 21 · (−0,25) 20 = 4 · 4 20 · (−0,25) 20 = 4 · (4 · (−0,25)) 20 = 4 · (−1) 20 = 4 · 1 = 4

      Свойства 5
      Степень частного (дроби)

      Запомните!

      Чтобы возвести в степень частное, можно возвести в эту степень отдельно делимое и делитель, и первый результат разделить на второй.

      (a: b) n = a n: b n , где «a », «b » — любые рациональные числа, b ≠ 0, n — любое натуральное число.

      • Пример. Представить выражение в виде частного степеней.
        (5: 3) 12 = 5 12: 3 12

      Напоминаем, что частное можно представить в виде дроби. Поэтому на теме возведение дроби в степень мы остановимся более подробно на следующей странице.

    С. Шестаков,
    Москва

    Письменный экзамен

    11 класс
    1. Вычисления. Преобразование выражений

    § 3. Степень с действительным показателем

    Упражнения § 5 первой главы сборника в основном связаны с показательной функцией и ее свойствами. В этом параграфе, как и в предыдущих, проверяется не только умение выполнять преобразования на основе известных свойств, но и овладение учащимися функциональной символикой. Среди заданий сборника можно выделить следующие группы:

    • упражнения, проверяющие усвоение определения показательной функции (1.5.A06, 1.5.B01–B04) и умение пользоваться функциональной символикой (1.5A02, 1.5.B05, 1.5C11);
    • упражнения на преобразование выражений, содержащих степень с действительным показателем, и на вычисление значений таких выражений и значений показательной функции (1.5B07, 1.5B09, 1.5.C02, 1.5.C04, 1.5.C05, 1.5D03, 1.5D05, 1.5.D10 и др.);
    • упражнения на сравнение значений выражений, содержащих степень с действительным показателем, требующие применения свойств степени с действительным показателем и показательной функции (1.5.B11, 1.5C01, 1.5C12, 1.5D01, 1.5D11);
    • прочие упражнения (в том числе связанные с позиционной записью числа, прогрессиями и др.) - 1.5.A03, 1.5.B08, 1.5.C06, 1.5. C09, 1.5.C10, 1.5.D07, 1.5.D09.

    Рассмотрим ряд задач, связанных с функциональной символикой.

    1.5.A02. д) Даны функции

    Найдите значение выражения f 2 (x) – g 2 (x).

    Решение. Воспользуемся формулой разности квадратов:

    Ответ: –12.

    1.5.C11. б) Даны функции

    Найдите значение выражения f(x) f(y) – g(x) g(y), если f(x – y) = 9.

    Приведем краткие решения упражнений на преобразование выражений, содержащих степень с действительным показателем, и на вычисление значений таких выражений и значений показательной функции.

    1.5.B07. а) Известно, что 6 a – 6 –a = 6. Найдите значение выражения (6 a – 6) · 6 a .

    Решение. Из условия задачи следует, что 6 a – 6 = 6 –a . Тогда

    (6 a – 6) · 6a = 6 –a · 6 a = 1.

    1.5.C05. б) Найдите значение выражения 7 a–b , если

    Решение. По условию Разделим числитель и знаменатель левой части данного равенства на 7 b . Получим

    Сделаем замену. Пусть y = 7 a–b . Равенство принимает вид

    Решим полученное уравнение

    Следующая группа упражнений - задачи на сравнение значений выражений, содержащих степень с действительным показателем, требующие применения свойств степени с действительным показателем и показательной функции.

    1.5.B11. б) Расположите числа f(60), g(45) и h(30) в порядке убывания, если f(x) = 5 x , g(x) = 7 x и h(x) = 3 x .

    Решение. f(60) = 5 60 , g(45) = 7 45 и h(30) = 3 30 .

    Преобразуем данные степени так, чтобы получить одинаковые показатели:

    5 60 =625 15 , 7 45 =343 15 , 3 30 =9 15 .

    Запишем основания в порядке убывания: 625 > 343 > 9.

    Следовательно, искомый порядок: f(60), g(45), h(30).

    Ответ: f(60), g(45), h(30).

    1.5.C12. а) Сравните , где x и y - некоторые действительные числа.

    Решение.

    Поэтому

    Поэтому

    Поскольку 3 2 > 2 3 , получаем, что

    Ответ:

    1.5.D11. а) Сравните числа

    Поскольку получим

    Ответ:

    В завершение обзора задач на степень с действительным показателем рассмотрим упражнения, связанные с позиционной записью числа, прогрессиями и др.

    1.5.A03. б) Дана функция f(x) = (0,1) x . Найдите значение выражения 6f(3) + 9f(2) + 4f(1) + 4f(0).

    4f(0) + 4f(1) + 9f(2) + 6f(3) = 4 · 1 + 4 · 0,1 + 9 · 0,01 + 6 · 0,001 = 4,496.

    Таким образом, данное выражение является разложением в сумму разрядных единиц десятичной дроби 4,496.

    Ответ: 4,496.

    1.5.D07. а) Дана функция f(x) = 0,1 x . Найдите значение выражения f 3 (1) – f 3 (2) + f 3 (3) + ... + (–1) n–1 f 3 (n) + ...

    f 3 (1)–f 3 (2)+f 3 (3)+...+(–1) n–1 f 3 (n)+...= 0,1 3 –0,1 6 +0,1 9 +...+(–1) n–1 · 0,1 3n + ...

    Данное выражение является суммой бесконечно убывающей геометрической прогрессии с первым членом 0,001 и знаменателем –0,001. Сумма равна

    1.5.D09. а) Найдите значение выражения 5 2x +5 2y +2 5x · 5 y – 25 y · 5 x , если 5 x –5 y =3, x + y = 3.

    5 2x +5 2y +25 x · 5 y –25 y · 5 x =(5 x – 5 y) 2 +2 · 5 x · 5 y +5 x · 5 y (5 x – 5 y)=3 2 +2 · 5 x+y +5 x+y · 3=3 2 +2 · 5 3 +3 · 5 3 =634.

    Ответ: 634.

    § 4. Логарифмические выражения

    При повторении темы «Преобразование логарифмических выражений» (§ 1.6 сборника) следует вспомнить ряд основных формул, связанных с логарифмами:

    Приведем ряд формул, знание которых не требуется для решения задач уровней A и B, но может оказаться полезным при решении более сложных задач (число этих формул можно как уменьшать, так и увеличивать в зависимости от взглядов учителя и уровня подготовленности учащихся):

    Большинство упражнений из § 1.6 сборника можно отнести к одной из следующих групп:

    • упражнения на непосредственное использование определения и свойств логарифмов (1.6.A03, 1.6.A04, 1.6.B01, 1.6.B05, 1.6.B08, 1.6.B10, 1.6.C09, 1.6.D01, 1.6.D08, 1.6.D10);
    • упражнения на вычисление значения логарифмического выражения по данному значению другого выражения или логарифма (1.6.C02, 1.6.C09, 1.6.D02);
    • упражнения на сравнение значений двух выражений, содержащих логарифмы (1.6.C11);
    • упражнения с комплексным многошаговым заданием (1.6.D11, 1.6.D12).

    Приведем краткие решения упражнений на непосредственное использование определения и свойств логарифмов.

    1.6.B05. а) Найдите значение выражения

    Решение.

    Выражение принимает вид

    1.6.D08. б) Найдите значение выражения (1 – log 4 36)(1 – log 9 36).

    Решение. Воспользуемся свойствами логарифмов:

    (1 – log 4 36)(1 – log 9 36) =

    = (1 – log 4 4 – log 4 9)(1 – log 9 4 – log 9 9) =

    = –log 4 9 · (–log 9 4) = 1.

    1.6.D10. а) Найдите значение выражения

    Решение. Преобразуем числитель:

    log 6 42 · log 7 42=(1 + log 6 7)(1 + log 7 6)=1 + log 6 7 + log 7 6 + log 6 7 · log 7 6.

    Но log 6 7 · log 7 6 = 1. Следовательно, числитель равен 2 + log 6 7 + log 7 6, а дробь равна 1.

    Перейдем к решению упражнений на вычисление значения логарифмического выражения по данному значению другого выражения или логарифма.

    1.6.D02. а) Найдите значение выражения log 70 320, если log 5 7=a , log 7 2=b .

    Решение. Преобразуем выражение. Перейдем к основанию 7:

    Из условия следует, что . Поэтому

    В следующей задаче требуется сравнить значения двух выражений, содержащих логарифмы.

    1.6.C11. а) Сравните числа

    Решение. Приведем оба логарифма к основанию 2.

    Следовательно, данные числа равны.

    Ответ: данные числа равны.

    Самостоятельная работа студента 1 курс по теме Степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем (6 часов)

      Изучить теоретический материал и сделать конспект (2 часа)

      Разгадать кроссворд (2 часа)

      Выполнить домашнюю контрольную работу (2 часа)

    Справочный и дидактический материал представлен ниже

    О понятии степени с рациональным показателем

    Некоторые наиболее часто встречающиеся

    Виды трансцендентных функций, прежде

    Всего показательные, открывают доступ ко

    Многим исследованиям.

    Л. Э й л е р

    Из практики решения-все более сложных алгебраических задач и оперирования со степенями возникла необходимость обобщения понятия степени и расширения его посредством введения в качестве показателя нуля, отрицательных и дробных чисел.

    Равенство а 0 = 1 (для ) применял в своих трудах в начале XV в. самаркандский ученый ал-Каши. Независимо от него нулевой показатель был введен Н. Шюке в XV в. Последний ввел и отрицательные показатели степени. Идея дробных показателей содержится у французского математика Н. Орема (XIV в.) в его

    труде «Алгоризм пропорций». Вместо нашего знака он писал , вместо он писал 4. Орем словесно формулирует правила действий со степенями, например (в современной записи): , и т.п.

    Позже дробные, как и отрицательные, показатели встречаются в «Полной арифметике» (1544) немецкого математика М. Штифеля и у С. Стевина. Последний пишет о том, что корень степени п из числа а можно считать как степень а с дробным показателем .

    О целесообразности введения нулевого, отрицательных и дробных показателей и современных символов впервые подробно писал в 1665 г, английский математик Джон Валлис. Его дело завершил И. Ньютон, который стал систематически применять новые символы, после чего они вошли в общий обиход.

    Введение степени с рациональным показателем является одним из многих примеров обобщения понятия математического действия. Степень с нулевым, отрицательным и дробным показателями определяется таким образом, чтобы к ней были применимы те же правила действий, которые имеют место для степени с натуральным показателем, т. е. чтобы сохранились основные свойства первоначально определенного понятия степени, а именно:

    Новое определение степени с рациональным показателем не противоречит старому определению степени с натуральным показателем, т. е. смысл нового определения степени с рациональным показателем сохраняется и для частного случая степени с натуральным показателем. Этот принцип, соблюдаемый при обобщении математических понятий, называется принципом перманентности (сохранения, постоянства). В несовершенной форме его высказал в 1830 г. английский математик Дж. Пикок, полностью и четко его установил немецкий математик Г. Ганкель в 1867 г. Принцип перманентности соблюдается и при обобщении понятии числа и расширении его до понятия действительного числа, а до этого - при введении понятия умножения на дробь и т. п.

    Степенная функция и графическое решение уравнений и неравенств

    Благодаря открытию метода координат и аналитической геометрии начинай с XVII в. стало возможным общеприменимое графическое исследование функций и графическое решение уравнений.

    Степенной функцией называют функцию вида

    где α- постоянное вещественное число. Вначале мы ограничимся, однако, лишь рациональными значениями α и вместо равенства (1) запишем:

    где - рациональное число. Для и по определению соответственно имеем:

    у =1, у =х.

    Графиком первой из этих функций на плоскости является прямая, параллельная оси Ох, а второй - биссектриса 1-го и 3-го координатных углов.

    При графиком функций является парабола . Декарт, который первое неизвестное обозначал через z , второе - через у, третье - через x :, записывал уравнение параболы так: (z - абсцисса). Параболой он часто пользовался для решения уравнений. Чтобы решить, например, уравнение 4-й степени

    Декарт с помощью подстановки

    получил квадратное уравнение с двумя неизвестными:

    изображающее окружность, расположенную в одной плоскости (z х) с параболой (4). Таким образом, Декарт, вводя вторую неизвестную (х), разбивает уравнение (3) на два уравнения (4) и (5), каждое из которых представляет определенное геометрическое место точек. Ординаты точек их пересечения и дают корни уравнения (3).

    «Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному замку. «Кто первым откроет, тот и будет первым помощником». Никто даже не притронулся к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ.

    Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, а надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

    И мы сегодня будем пытаться, пробовать, чтобы прийти к правильному решению.

    1. С каким математическим понятием связаны слова:

    Основание

    Показатель (Степень)

    Какими словами можно объединить слова:

    Рациональное число

    Целое число

    Натуральное число

    Иррациональное число (Действительное число)

    Сформулируйте тему урока. (Степень с действительным показателем)

    – повторить свойства степени

    – рассмотреть применение свойств степени при вычислениях и упрощениях выражений

    – отработка вычислительных навыков.

    Итак, а р, где р – число действительное.

    Приведите примеры (выберете из выражений 5 –2 , , 43, ) степени

    – с натуральным показателем

    – с целым показателем

    – с рациональным показателем

    – с иррациональным показателем

    При каких значениях а имеет смысл выражение

    а n , где n (а – любое)

    а m , где m (а не равно 0) Как от степени с отрицательным показателем перейти к степени с положительным показателем?

    Где p , q (а > 0)

    Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?

    Установите соответствие:

    При умножении степеней с равными основаниями

    Основания умножаются, а показатель остаётся прежним

    При делении степеней с равными основаниями

    Основания делятся, а показатель остаётся прежним

    Тема урока: Степень с рациональным и действительным показателями.

    Цели:

      Образовательные :

      • обобщить понятие степени;

        отработать умение находить значение степени с действительным показателем;

        закрепить умения использовать свойства степени при упрощении выражений;

        выработать навык использования свойств степени при вычислениях.

      Развивающие :

      • интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;

        развивать умение обобщать, систематизировать на основе сравнения, делать вывод;

        активизировать самостоятельную деятельность;

        развивать познавательный интерес.

      Воспитательные :

      • воспитание коммуникативной и информационной культуры обучающихся;

        эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради.

    Учащиеся должны знать: определение и свойства степени с действительным показателем

    Учащиеся должны уметь:

      определять имеет ли смысл выражение со степенью;

      использовать свойства степени при вычислениях и упрощении выражений;

      решать примеры, содержащие степень;

      сравнивать, находить сходства и отличия.

    Форма урока: семинар – практикум, с элементами исследования. Компьютерная поддержка.

    Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.

    Педагогические технологии : проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, личностно - ориентированное обучение, коммуникативное.

    Тип урока: урок исследовательской и практической работы.

    Наглядность к уроку и раздаточный материал:

      презентация

      формулы и таблицы (приложение 1,2)

      задание для самостоятельной работы (приложение 3)

    План урока

    Этап урока

    Цель этапа

    Время,мин.

    Начало урока

    Сообщение темы урока, постановка целей урока.

    1-2 мин

    Устная работа

    Повторить формулы степеней.

    Свойства степеней.

    4-5 мин.

    Фронтальное решение у

    доски из учебника №57(1,3,5)

    58(1,3,5) с подробным следованием плану решения.

    Формирование умений и навыков

    у учащихся применять свойства

    степеней при нахождениях значений выражения.

    8-10 мин.

    Работа в микрогруппах.

    Выявление пробелов в знаниях

    учащихся, создание условий для

    индивидуального развития ученика

    на уроке.

    15-20 мин.

    Подведение итогов работы.

    Отследить успешность работы

    Учащихся при самостоятельном решении задач по теме, выяснить

    характер затруднений, их причины,

    указать коллективно пути решения.

    5-6 мин.

    Домашнее задание

    Познакомить учащихся с заданием на дом. Дать необходимые пояснения.

    1-2 мин.

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Здравствуйте ребята! Запишите в тетрадях число, тема урока.

    Рассказывают, что изобретатель шахмат в награду за свое изобретение попросил у раджи немного риса: на первую клетку доски он попросил положить одно зерно, на вторую – в 2 раза больше, т. е. 2 зерна, на третью- ещё в 2 раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64 клетки.

    Его просьба показалась радже слишком скромной, однако вскоре выяснилось, что выполнить её невозможно. Число зёрн, которые нужно было передать изобретателю шахмат в награду, выражается суммой

    1+2+2 2 +2 3 +…+2 63 .

    Эта сумма равна огромному числу

    18446744073709551615

    И она столь велика, что этим количеством зерна можно было бы покрыть слоем в 1 см всю поверхность нашей планеты, включая мировой океан.

    Степени используют при записи чисел и выражений, что делает их более компактными и удобными для выполнения действий.

    Часто степени употребляются при измерении физических величин, которые могут быть «очень большими» и «очень маленькими».

    Масса Земли 6000000000000000000000т записывают в виде произведения 6.10 21 т

    Диаметр молекулы воды 0,0000000003м записывают в виде произведения

    3.10 -10 м.

    1. С каким математическим понятием связаны слова:

    Основание
    Показатель (Степень)


    Какими словами можно объединить слова:
    Рациональное число
    Целое число
    Натуральное число
    Иррациональное число (Действительное число)
    Сформулируйте тему урока.
    (Степень с действительным показателем)

    2. Итак а x ,где х- действительное число. Выберите из выражений

    С натуральным показателем

    С целым показателем

    С рациональным показателем

    С иррациональным показателем

    3. Какая наша цель? (ЕГЭ)
    Какие
    цели нашего урока ?
    – Обобщить понятие степени.

    Задачи:

    повторить свойства степени
    – рассмотреть применение свойств степени при вычислениях и упрощениях выражений
    – отработка вычислительных навыков

    4 . Степень с рациональным показателем

    Основание

    степени

    Степень с показателем r , основанием а ( n N , m n

    r = n

    r = - n

    r = 0

    r = 0

    r =0

    a n = a . a . … . a

    a -n =

    a 0 =1

    a n =a.a. … .a

    a -n =

    Не существует

    Не существует

    a 0 =1

    а=0

    0 n =0

    Не существует

    Не существует

    Не существует

    5 . Из данных выражений выберете те, которые смысла не имеют:

    6 . Определение

    Если число r - натуральное, то а r есть произведение r чисел, каждое из которых равно а:

    a r = a . a . … . a

    Если число r - дробное и положительное, то есть, где m и n - натуральные

    числа, то

    Если показатель r является рациональным и отрицательным, то выражение a r

    определяется как величина, обратная к a - r

    или

    Если

    7 . Например

    8 . Степени положительных чисел обладают следующими основными свойствами:

    9 . Вычислить

    10. Какие действия (математические операции) можно выполнять со степенями?

    Установите соответствие:

    А)При умножении степеней с равными основаниями

    1)Основания умножаются, а показатель остаётся прежним

    Б)При делении степеней с равными основаниями

    2)Основания делятся, а показатель остаётся прежним

    В)При возведении степени в степень

    3)Основание остаётся прежним, а показатели умножаются

    Г)При умножении степеней с равными показателями

    4)Основание остаётся прежним, а показатели вычитаются

    Д)При делении степеней с равными показателями

    5)Основание остаётся прежним, а показатели складываются

    11 . Из учебника (у доски)

    Для решения в классе:

    57 (1,3,5)

    58 (1, 3, 5)

    59 (1, 3)

    60 (1,3)

    12 . По материалам ЕГЭ

    (самостоятельная работа) на листочках

    XIV века.

    Ответ: Орезма. 13. Дополнительно (индивидуально) тем, кто быстрее справится с заданиями:

    14. Домашнее задание

    § 5 (знать определения, формулы)

    57 (2, 4, 6)

    58 (2,4)

    59 (2,4)

    60 (2,4) .

    В заключение урока:

    «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

    Так сказал великий русский математик Михаил Ломоносов.


    – Спасибо за урок!

    Приложение 1

    1.Степени. Основные свойства

    Показателем

    a 1 =a

    a n =a.a. … .a

    a R n

    3 5 =3 . 3 . 3 . 3 . 3 . 3=243,

    (-2) 3 =(-2) . (-2) . (-2)= - 8

    Степень с целым показателем

    a 0 =1,

    где a

    0 0 -не определено.

    Степень с рациональным

    Показателем

    где a

    m n

    Степень с иррациональным показателем

    Ответ: ==25,9...

    1. a x . a y =a x+y

    2.a x : a y = = a x-y

    3. .(a x ) y =a x.y

    4.(a.b) n =a n .b n

    5. (=

    6. (

    Приложение 2

    2. Степень с рациональным показателем

    Основание

    степени

    Степень с показателем r , основанием а ( n N , m n

    r = n

    r = - n

    r = 0

    r = 0

    r =0

    a n = a . a . … . a

    a -n =

    a 0 =1

    a n =a.a. … .a

    a -n =

    Не существует

    Не существует

    a 0 =1

    а=0

    0 n =0

    Не существует

    Не существует

    Не существует

    Приложение 3

    3. Самостоятельная работа

    Впервые действия над степенями использовал французский математик XIV века.

    Расшифруйте фамилию французского ученого.